Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая психология. – М.,2010. 1 страница




ВВЕДЕНИЕ

П Л А Н

Тема 7. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Методические указания

по курсу педагогике и

психологии

 

 

 

 

Томск 2011

 

Разработаны и рекомендованы секцией гуманитарных дисциплин научно-методического Совета ТГАСУ.

 

Составитель: ст. преподаватель Умблиа Л.И.

 

 

Методические указания предназначены для студентов всех факультетов при изучении курса психологии и педагогике.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. План ……………………………………………………………………………4

2. Литература……………………………………………………………………..4

3. Введение………………………………………………………………………..4

4. Т.Д. Марцинковская. Общая психология. – М.,: Академия, 2010…………………………………………...………………………………...5

5. Л.Д. Столяренко, С.И. Самнгин. Психология личности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011………………………………………………………………….21

6. Л.А. Григорович, Т.Ф. Марцинковская. Педагогика и психология. – М., 2001. – С. 340-359…………………………………………………………….36

7. И.М. Юсупов. Психология взаимопонимания. – Казань, 1991. – С. 22-25………………………………………………………………………………47

8. Тест «Колесо эмоций»……………………………………………………….49

 

 

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды чувств, их функции. Выражение чувств.

3. Эмоции, их сила и качество.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964.

2. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии – М.: Искусство, 1968.

3. Макаренко Ю.А. Мудрость чувства. – М.: Советская Россия, 1970.

4. Якобсон П.М. Психология чувств. – М.: Учпедгиз, 1961.

5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.

6. Изару К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.

7. Симонов П.В. Что такое эмоции?

8. Юнг К.Г. Эмоциональные психологические тесты. Психология эмоций. – М., 1984.

 

 

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Из бесконечного разнообразия и интенсивности этих отношений складывается эмоциональный мир человека. Определенные личные отношения человека к различным объектам материального мира, к их качествам и свойствам, жизненным фактам и ситуациям проявляются через сферу чувств и эмоций. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе, любовь и ненависть, веселье и печаль и т.д. Протекание чувств создает настроение человека, вызывает эмоции, страсти и стрессы, аффекты и фрустрации. Умение владеть своими чувствами и эмоциями, выражать их в особой форме, представляющей богатство подлинно человеческих отношений, имеет особое значение для каждого человека.

 

 

Глава 16

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

§ 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ

Определение эмоций и чувств. Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными фор­мами познавательной деятельности, вы проявляете свое отноше­ние к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, доса­да— это разнообразные чувства и эмоции. Они — одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его го­лове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, про­явлений воли...» — отмечает Ф. Энгельс[1].

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содер­жанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых пред­метов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельно­сти человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существу­ющие предметы и явления, выполняемая деятельность, измене­ния, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Ста­кан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жаж­ды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания наступает утом­ление.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компо­нентов меняется отношение к предмету потребности. В этом про­является личностное отношение человека к действительности.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осо­знаются самим человеком. Сложность психического анализа ис­пытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятель­ности или волевой активности, которую проявляет личность. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недо­статочно яркими и неверно отражающими различные эмоциональ­ные состояния и их оттенки.

Основные функции чувств и эмоций. Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что пережи­вания возникают и изменяются в связи с происходящими изме­нениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стой­кие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмо­ционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все су­щество человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобре­сти характер болезненных расстройств. Сохранять такое психиче­ское состояние крайне опасно, в то же время снять его посред­ством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В неменьшей степени были бы опасны для чело-' века и бурные потрясения радости, ликования, восторга; если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгла­сов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансфор­мируются в «безобидные» процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напря­жение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабле­ние, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.

Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) пока­зывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрои и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные дви­жения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют пережива­ния, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на опре­деленный стиль общения с собеседником, создают атмосферу вза­имных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления — тончайший инструмент общения. Наша улыбка, например, может быть сдержанной, натянутой, искус­ственной, печальной, сардонической, искренней и т. д.

В далеком прошлом у животных — предков человека,— указы­вал Дарвин, выразительные движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за сущест­вование. В процессе исторического развития человечества из- -менялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утра­тили свое прежнее значение и выразительные движения, сопут­ствующие эмоциям и чувствам. У современного человека вырази­тельные движения выполняют новое назначение — они являются одной из форм общения. По ним мы узнаем о переживаемых чув­ствах. Нередко учитель пользуется выразительными движениями, чтобы привлечь внимание учеников, подбодрить их или выразить им свое неудовольствие, определенным образом повлиять на учащихся.

Психика человека настолько сложна, что не всегда по выра­зительным движениям можно определенно судить о пережива­ниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмо­циями и формами их выражения. Чем старше человек и тоньше, богаче его переживания, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек очень ис­кусно научается управлять своими переживаниями и проявления­ми. Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, рас­терянность, а за видимым спокойствием скрывается неудоволь­ствие, сдерживаемые переживания.

В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности. В воспоминаниях часто говорят о Ф. И. Шаляпине как о вели­ком мастере мимики и жестов, который, пользуясь ими, создавал яркие сцены. Совершая первую поездку за границу и не зная английского языка, вспоминал В. Римский-Корсаков, Федор Иванович однажды обратился к англичанам — соседям по столику в ресторане — с небольшим спичем, подражая интонациям английского языка. Конечно, этот спич не имел ни малейшего смысла и содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане поняли его и, едва не при­няв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его соб­ственная «английская» речь.

Взаимоотношения чувств и эмоций. Эмоции и чувства тесно взаимосвязаны. Чувства формируются и развиваются на основе эмоций.

Эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых пот­ребностей, потребностей во сне. Они возникают и при непосред­ственных реакциях человека на предметы и явления окружающего мира, а также в процессе ощущений как их эмоциональный тон. Различные запахи, шумы, скрипы, вызывая те или иные ощущения, сопровождаются эмоциональным тоном и раскрывают единство сенсорной и эмоциональной организации личности.

Эмоции присущи как человеку, так и животным. Однако, как мы отличаем деятельность первой сигнальной системы у человека от первосигнальной организации у животных, так же необходимо различать эмоции человека и эмоции животных. На эмоции чело­века наложили свой отпечаток социальный образ его жизни, особенности выполняемой им деятельности, вследствие чего изменялись характер эмоций и формы их выражения. Человек не набрасывается на питье, еду, одежду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая культурные нормы поведения.

Если для существования животных достаточно удовлетворе­ние одних лишь органических побуждений, то человек нередко только подчиняет, но сознательно ущемляет органические по­требности ради более высоких, специфически человеческих, духов­ных, идейных потребностей.

Кроме того, эмоции возникают как эмоциональный настрой в общении. Вступающий в разговор человек эмоционально настра­ивается на собеседника. Мягкость, резкость, внимательность, бесцеремонность дополняют содержательную сторону коммуника­тивных отношений в зависимости от особенностей личностей и становятся эмоциональной характеристикой складывающихся контактов (доброжелательная, располагающая или угнетающая атмосфера общения).

Проявляясь как непосредственные реакции на предметы ок­ружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впе­чатлениями. Вид неубранной комнаты рождает неприятную эмо­циональную реакцию, в то время как опрятная обстановка, со вкусом подобранная мебель действует располагающе. Первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его особенностей. Неосознанная реакция на изменения в поведении собеседника или окружающей обстановки также представляет определенную эмоцию.

Через отношение человека к другим людям у него формиру­ется отношение к самому себе как к человеку и как к личности. Индивидуально-личностные отношения изначально формируются в общении с другими людьми. Отношения человека к другим лю­дям, к выполняемой деятельности, к предметному миру, удовлет­ворение потребностей, возникших в процессе истории человече­ства, сформировали его чувства.

Такая особая форма отношения к миру, как чувства, присуща только человеку. Ему знакомы радость труда, чувства патриотизма и коллективизма, чувство нового, чувства стыда и совести; любознательности, сомнения и многие другие, которые называют высшими чувствами.

Качественное своеобразие отношений человека к окружаю­щему миру проявляется в самых разнообразных чувствах. Инди­видуальность человека раскрывается в личностном отношении его к предметам и явлениям окружающей действительности.

Основные качества эмоций и чувств. Протекание чувств ха­рактеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это высту­пает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних об­стоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых чело­веку придется действовать решительно и самостоятельно, спо­собствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она со­вершается, от индивидуальных особенностей личности напряже­ние может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыс­лей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (лю­бовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невоз­можность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентировочное) Эмоциональное пережива­ние возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии - опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знаком­стве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении си­туации. При устойчивости объ­ектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций не­определенное состояние пере­ходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.

Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств — их поляр­ность. Полярность — это двой­ственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость — грусть, лю­бовь — ненависть, обаяние — отвращение). Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложны и связи чело­века с ними не исчерпываются каким-либо одним элементар­ным отношением. Если возни­кают обстоятельства конфликт­ного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства. Нахо­дясь в Седлецкой тюрьме Ф. Э. Дзержинский писал своей сестре: «...Я чувствую себя счастливым в страдании и хочу этим счастьем поделиться с то­бой... Я думаю о тебе и вместе с тобой люблю твоих детей и мучаюсь за них...»[2].

Физиологические основы чувств и эмоций. Специальные ис­следования показывают, что эмоциональные переживания обус­ловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиоло­гическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь подкорка оказывает положительное вли­яние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд измене­ний в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состоя­ниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Различные переживания сопровождаются своеоб­разными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы (рис. 25 а, б, в, г, д).

Ведущую роль в эмоциях и особенно чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под своим контролем все явления, происходя­щие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорко­вые центры, управляет ими.

И. П. Павлов связывал происхождение сложных чувств с деятельностью коры мозга. Поддержание или разрушение систем связей изменяет субъективное отношение к действительности. Он указывал, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновен­но называют чувствами в их двух основных категориях — поло­жительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей.

Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворен­ность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения динамических стереотипов. Отри­цательно окрашенные чувства возникают, если нарушается обыч­ное соотношение между процессами торможения и возбуждения. Особенно острые переживания испытываются при ломке времен­ных нервных связей. Благоприятные, привычные внешние усло­вия, хорошее состояние здоровья облегчают образование вре­менных связей и переживаются как положительные состояния.

Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нерв­ной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориен­тировка в окружающей обстановке, в значительной мере опреде­ляются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической систе­мы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания». Открытие цент­ров «наслаждения» и «страдания» показало громадную роль эмоции в жизни высших животных и человека.

Новейшие исследования функций ретикулярной, или сетевидной, формации вскрывают активизирующее влияние подкорки на эмоциональную жизнь человека. Известно, что возбуждение от рецепторов в зону соответствующего анализатора идет по специфическому пути. Электрофизиологические исследования обнаружили, что есть ещё, и второй, неспецифический путь — через ретикулярную формацию. В нее из различных органов чувств поступают нервные стимулы. После переработки сигналы посылаются в большие полушария головного мозга. Ретикуляр­ная формация, выступая.аккумулятором энергии, способна понижать и повышать активность мозга, усиливать и затормаживать ответы на раздражители. От состояния ретику­лярной формации в значительной мере может зависеть эмоцио­нальный тонус человека, его эмоциональные реакции и про­явления.

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слуша­телей определенное эмоциональное состояние. Благодаря дея­тельности второй сигнальной системы эмоции и чувства стано­вятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувства­ми. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

Значение эмоций и чувств. Яркость и разнообразие эмоцио­нальных отношений делают человека более интересным. Он от­кликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие дости­жения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей, более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Пе­реживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих пред­метов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему пове­дению определенный колорит. Положительные переживания во­одушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерза­ниях. Подчеркивая значение переживаний, В. И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины [3].

§ 2. ВИДЫ ЧУВСТВ

 

Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны как по своему содержанию, так и по значению. Когда психологи- XIX века, пытались создать «каталог» чувств, они столкнулись с большими трудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны.

Важно отметить, что новые условия личной и общественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая по своему характеру и содержанию деятельность — источник новых переживаний формирования новых чувств.

Чувства, испытанные первым космонавтом мира Юрием Га­гариным в первом космическом полете,— это никем не пережи­тые до него чувства.

Изменение общественных отношений, изменение образа жиз­ни вызывает новые эмоциональные состояния, новый эмоцио­нальный настрой личности, новые чувства.

По содержанию в психологии различают следующие чувства: моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные, эстетические).

Моральные чувства. Моральным чувством называется эмо­циональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств моральным чувствам при­надлежит особое место. Иногда любовь к Родине называют святым чувством, чувство дружбы — благородным, чувство дол­га — морально возвышенным. Их по праву называют высшими, так как они обусловливают поведение и поступки, совершаемые во имя блага людей, в интересах общества.

Моральные, или нравственные чувства возникают и раз­виваются в процессе совместной деятельности людей и испыты­вают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти пережива­ния — своеобразный результат оценки поступков, их соответст­вия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки по­ступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрица­тельные — внутренний протест.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищест­ва и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением — системой взглядов и убеждений человека.

Таким образом, моральные чувства порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения.

Первая особенность моральных чувств — их социальный ха­рактер, социальная значимость. Вторая особенность — сложность и многогранность их проявлений. Так, чувство патриотизма вы­ступает в переживаниях любви к Родине и ненависти к ее врагам, в непримиримости ко всему тормозящему ее дальнейшее развитие и процветание. Как писал поэт:

...Землю, которую завоевал

и полуживую вынянчил,

где с пулей встань с винтовкой ложись,

где каплей льешься с массами,—

с такою землею пойдешь на жизнь,

на труд, на праздник и на смерть!

Патриотизм выражается в чувстве гордости за свою Родину. Это чувство проявляется и в любви к родной природе. Наконец, патриотизм выражается в тяжелых переживаниях тоски по Ро­дине у тех, кто вынужден жить за ее пределами.

Чувство долга также многогранно в своих проявлениях. Оно выступает в переживаниях моральной ответственности, в чувстве озабоченности и беспокойства за выполнение порученного дела, вызывает переживание удовлетворенности при его успешном выполнении.

Особенность моральных чувств — их действенный, т. е. ярко выраженный, стенический характер. Они реализуются не только в помыслах и переживаниях, но и в активной деятельности, которой человек отдает все свои силы, всю энергию.

Моральные чувства являются внутренними побудителями к свершению подвигов, героических действий и поступков. Так, например, чувство воинского долга — защита своей Родины — было причиной массового героизма советских воинов в Великую Отечественную войну. Во имя защиты Родины и победы над коварным и сильным врагом они сознательно шли на верную смерть, если этого требовали обстоятельства. Гастелло и Мат­росов совершили подвиг по велению своего сердца.

Высокоразвитое чувство товарищества и дружбы также по­буждало и побуждает советских людей в критических ситуациях рисковать своей жизнью.

Чувство патриотизма советского человека предполагает также интернационализм — уважение к представителям любой нации или национальности.

Что касается буржуазного патриотизма, то он прежде всего выражается в чувстве превосходства. над другими народами и поэтому может перерастать в шовинизм и национализм.

Когда человек предъявляет к себе определенные моральные требования, то говорят о голосе его совести. Голос совести осо­бенно дает о себе знать, если человек нарушает нормы морали, которые считают обязательными. В этих случаях он переживает неприятные состояния, а нередко и муки совести. Совесть — это эмоциональная самооценка поступков, своеобразная функция нравственной сферы личности, выражение нравственного самосознания человека. Люди с чистой совестью — люди высокой нравственности, с высоко развитым чувством общественного дол­га и коллективизма. Моральные нормы для них являются руко­водством к действию, нерушимым принципом, который они реализуют в повседневной жизни и деятельности.

Интеллектуальные чувства. Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называются интеллектуаль­ными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубо­ких знаний,— вот примеры такого чувства.

Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму глубоких переживаний. Нахождение существенных признаков явления и причин, его порождающих, установление закономерностей протекания этого явления всегда сопряжено с особым чувством радости открытия, иногда перерастающим в чувство глубочайшего удовлетворения. Переживание успехов познавательной деятельности побуждает к дальнейшим усилиям мысли. Неудачи при решении познавательных задач вызывают не менее острые переживания. Радости и муки научного позна­ния— это эмоциональная характеристика познавательной дея­тельности.

Поиски ответа на вопрос, от решения- которого многое зави­сит в дальнейшей жизни человек 'или коллектива, также по­рождают эмоциональное состояние. Его центральным звеном является чувство ответственности за принимаемое решение. Убежденность, уверенность в правильности данного решения сопряжены с чувством морального удовлетворения. Подобное чувство испытывает человек и в случаях, когда он высказывает обоснованные суждения и умозаключения.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познан­ному и оцененному им объекту. Чувство юмора испытывают к явлению или лицу, которое, с одной стороны, расценивается положительно и вызывает симпатию, а с другой — содержит такие недостатки, которые вызывают добродушный смех. Чув­ство юмора типично для людей добродушных, любящих жизнь и тонко чувствующих как прекрасное, так и безобидные недос­татки и слабости. Настоящий писатель-юморист благожелательно говорит о своих милых по существу, но недальновидных, немного смешных или немного наивных героях.

Чувство иронии — выражение остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им в жизни. Ирония не щадит никого и ничего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.