Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая психология. – М.,2010. 2 страница




В иронии действительное расценивается с позиций идеаль­ного. Если предметом иронии является человек, его психического свойства, то иронические замечания редко проходят бесследно для него. В зависимости от характера этих замечаний,ни ока­зывают воспитывающее влияние на интеллектуальные, волевые и моральные свойства личности. Острая и обоснованная ирония, направленная на вскрытие недостатков и пороков общественного уклада жизни, не только бьет по непосредственным виновникам, но одновременно формирует общественное мнение, противостоя­щее такому укладу жизни, при котором господствуют косность, инертность и сопротивление всему новому и прогрессивному. Разящей иронией, переходящей в сарказм, пронизаны образы литературных героев, созданных М. Е. Салтыковым-Щедриным (Иудушки Головлева, премудрого пескаря и т. д.).

К интеллектуальным чувствам относится и чувство нового — мотив поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное, револю­ционное как в сфере познания, так и практической деятельно­сти. Чувство нового преломляется во всех областях познава­тельной творческой деятельности: науке и технике, культуре и искусстве. Оно исключает ремесленническое отношение к труду, является антиподом чувства самоуспокоенности, тупого равно­душия, порождающих инертность и пассивность.

В период создания материально-технической базы коммуни­стического общества источником чувства нового является со­ветская действительность, свободный творческий труд советских людей. Их созидательная деятельность — основное условие раз­вития этого чувства, в свою очередь порождающего многогран­ность интересов советских людей.

Эстетические чувства. Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Рассматривая красивый предмет, наблюдая восход солнца, вос­принимая танец фигуристов, мы испытываем эстетическое чувст­во прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает.

Эстетические чувства возникают не только при восприятии физически прекрасного. Морально прекрасное также вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениями высоко моральной личности, живущей во имя блага окружаю­щих. Такие люди вызывают у нас чувство глубочайшего ува­жения.

Страсти и увлечения. Чувства могут быть классифицированы не только по их содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страстями называются сильные, стойкие, длительные чувст­ва, порождающие неослабную энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти. Предметом (или объектом) страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть и человек другого по определенные вещи, вызывающие непре­одолимое стремление к обладанию ими. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмо­циональных моментов. Страсти всегда побуждают людей к ак­тивной деятельности, через которую страсть удовлетворяется и на основе которой она развивается.

Наряду с действенностью и высоким волевым потенциалом, страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого ни проявляются и владеют человеком. Страсть не скоропреходяще.

Страсти — выражение глубоко избирательного отношения личности к миру. Они характеризуют не только эмоциональную и волевую стороны человека, но и его интеллектуальную сферу. Страсть определяет направленность помыслов и стремлений человека.

Масштаб страсти, ее социальное значение могут быть раз­личны в 'такой же мере, как и ее содержание. Особое значение в жизни человека имеет любовная страсть, которой он дорожит «во сто крат превыше славы и наград».

Захваченность и поглощенность страстью к знаниям и от­крытиям вела Седова и Амундсена во льды неизведанной Арк­тики, воодушевляла Мичурина, несмотря на материальные ли­шения, на решение проблем селекции, а Джордано Бруно привела на костер инквизиции. В любом случае общее для страстей — захваченность личности предметом страсти, поглощенность им. Таким образом, жизненный путь человека существенно за­висит от страстей, которые влекут его вперед, устремляют на преодоление любых трудностей.

Страсти могут быть положительными и отрицательными. Страсти личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества,— положительные. Человек, безраздельно отдаваясь любимой и целиком захватывающей его работе, увлекает за собой других. Страсти же, определяемые эгоистической установкой личности, следует рассматривать как отрицательные, так как во имя собственного «я» человек спосо­бен совершать аморальные поступки, идущие вразрез с интере­сами общества. О трагической судьбе художника Чарткова, для которого золото сделалось «страстью, идеалом, страхом, на­слаждением, целью», пишет Н. В. Гоголь в повести «Портрет». Только положительные, высокие страсти облагораживают жизнь, делая ее содержательной, интересной, красивой. Только высокие страсти двигают человека вперед и приносят обществу неоценимые дары. Ничто великое на свете еще никогда не со­вершалось без великой страсти.

Когда человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях, а не о страстях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем, что увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Для увлечения типично господство эмо­ционального компонента, нередко в ущерб интеллектуальному. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, т. е. импульсивным, склон­ным к аффектации.

Не каждый человек имеет предмет страсти, но любой увле­кается чем-нибудь. Увлечение ярко проявляется у подростков и юношей. Увлечение может перерасти в Страсть и может сосу­ществовать с имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с ней.

§ 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

 

В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффек­тивных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, на­пример, активизирует познавательную и волевую деятельность человека.

Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, прослу­шанного романса, прочитанного стихотворения и т. д.

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не харак­терные для него психические проявления. В типичных для чело­века эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхо­лики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое эмоциональное состояние. Случайные эмоциональные состояния не отражают существен­ных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Выраженное аффективное состояние, например, при определенных условиях может про­явиться у самого уравновешенного человека.

Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.

Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

Настроение. Настроение — это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все дру­гие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознан­ности. Поэтому говорят о преходящем и устойчивом настроении.

Примером преходящего (кратковременного) настроения мо­жет быть эмоциональное состояние поручика Пирогова (героя повести Гоголя «Невский проспект»), пытавшегося ухаживать за женой одного немца-ремесленника и выброшенного за это на улицу. «Одна мысль о таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство... Он летел домой, чтобы, одевшись, оттуда идти прямо к генералу, описать ему самыми разительными крас­ками буйство немецких ремесленников...

Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном распо­ложении... К девяти часам он успокоился... и... отправился на вечер к одному правителю конторской коллегии, где было очень приятное собрание чиновников и офицеров. Там с удовольствием провел вечер и так отличился в мазурке, что привел в восторг не только дам, но даже и кавалеров».

Длительное настроение может окрашивать поведение чело­века в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, пе­рерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Современники вспоминают Александра Дюма (отца) как че­ловека неугасимого веселья, с лицом, постоянно озаренным улыбкой. Его необыкновенная подвижность, оптимизм, пред­приимчивость, страстная деятельность удивляли так же, как его работоспособность.

Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружаю­щая природа, события, люди, выполняемая деятельность, со­стояние здоровья. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье. Настроения разных людей, вызванные одной и той же причиной, могут быть неодинаковы, даже противоположны («Мне грустно от того, что весело тебе»).

Характерно, что настроение накладывает отпечаток на по­ведение, окрашивает деятельность человека, стимулирует или подавляет активность личности. Если человек находится в хо­рошем бодром настроении, то даже значительные трудности воспринимаются им как преодолимые, выполняемая работа ка­жется интересной, люди — отзывчивыми и приятными. Если же настроение подавленное, то та же работа кажется скучной и неинтересной, те же люди — раздражающими и плохо воспи­танными, любая трудность — непреодолимой.

У разных людей настроение по-разному выражается в по­ведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением. Мрачное настроение неприятно не только для самого человека, но и для окружающих.

Можно научиться управлять настроением, но для этого необ­ходимо следить за ним и правильно его оценивать.

В педагогической деятельности то или иное настроение соз­дается самим учебным процессом, отношениями, складывающи­мися между учителем и учениками, той манерой, в которой учитель ведет уроки. Неприятно видеть на уроке учителя, раз­говаривающего с учеником в раздраженно-повышенном тоне.

Человек—хозяин своего настроения. В управлении настрое­нием сказывается развитие личности.

Аффективное состояние и аффект. Аффективное состояние вы­ражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выра­женным. Если настроение характеризуется сравнительно ста­бильным уровнем протекания, то аффективному состоянию свойственно нарастание интенсивности. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие или ожидаемый неприятный разговор завершился неожиданно бла­гополучно. При определенных обстоятельствах сильное напря­жение трансформируется в энергию для выполнения какой-либо деятельности.

При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное со­стояние нередко разрешается в сильной вспышке — аффекте. Аффект — это кратковременная, бурно протекающая, чрезвы­чайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта ха­рактерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает чело­века целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффек­та изменяются обычные установки личности. Многое из происхо­дящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.

Физиологической особенностью аффекта является освобож­дение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. «Господство» подкорки обнаруживается в яр­кости внешних проявлений переживаемого аффекта. Трудно скрыть бурное переживание гнева, отчаяния, радости, безыс­ходного горя.

Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что он делает. Он не может сдержать себя, не пред­видит результатов своей реакции, оказывается настолько по­глощен своим состоянием, что плохо оценивает характер и зна­чение содеянного.

К аффектам склонны люди с неуравновешенными процес­сами возбуждения и торможения. Однако чаще всего аффект проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. Встречаются даже настолько капризные и эмоционально распущенные люди, что на самый незначительный повод отвечают аффективной вспышкой.

Очень трудно проявить волевую регуляцию во время проте­кания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение аффекта, не доводя свое состояние до бурной вспышки. Моби­лизация волевых усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии на другую деятельность спо­собствуют предотвращению аффекта.

Нравственно воспитанные люди, имеющие стойкие привычки культурного поведения в обществе, умеют тормозить нежела­тельные аффекты.

Существуют аффекты, которые носят положительный харак­тер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоя­тельства большого общественного значения. Такими аффектами являются, например, бурное выражение восторга в связи с под­вигом советских космонавтов, победой наших спортсменов в трудном международном состязании и т. д. Подобные аффек­тивные состояния следует считать нормальным явлением, а сильное и искреннее их выражение — даже необходимым и по­лезным для полноценного психического и физического развития человека. Медицинские наблюдения показывают, что постоянное сдерживание и торможение положительных аффектов вредно для развития личности.

В результате волевого самовоспитания личности можно на­учиться управлять аффективным состоянием. А. С. Макаренко говорил о целесообразности произвольного управления аффек­тивным состоянием в педагогических целях. Он указывал, что в зависимости от складывающейся обстановки, от методов систе­матического воздействия на личность, от результативности эмоционального воздействия на нее необходимо либо приглушить рвущуюся наружу эмоциональную реакцию воспитателя, либо дать ей возможность проявиться, иногда даже сознательно усиливая ее.

Стресс. Стресс — это такое эмоциональное состояние, кото­рое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях не­ожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определе­ние численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные ре на не­ожиданные раздражители и т. д.

Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и чет­кость мысли, стенические эмоции.

Наполеон писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер (сoup doeil), его хладнокровие и энергия бы­ли несравненны, но он не умел так же хорошо приготовлять свои операции в тиши кабинета, изучая карту»[4].

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обста­новке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой со­бранности, решительности, целесообразности действия и разви­тия выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стрем­ления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное пе­реживание, может стать основой фрустрации, т. е. дезорганизации сознания и деятельности.

Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызы­вает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворен­ность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтра­кать, не достал билета в кино, получил выговор. Однако эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовле­творения выше того, что человек может вынести.

Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фру­страции подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновеши­вающих реакций, не закаленные в «битвах жизни», плохо под­готовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развиты­ми волевыми чертами характера. У избалованных детей, напри­мер, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание. Типичное проявле­ние фрустрации наблюдается у Катерины Ивановны после ги­бели мужа (в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не мо­жет завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлоб­ление могут разрядиться на совершенно невинных людях, друзь­ях, товарищах, членах семьи.

Как показывают наблюдения, агрессивные реакции ослабе­вают, если сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь увлекательного, интересного дела. В воспитательной работе это главный метод борьбы с агрессив­ными реакциями.

 

§ 4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

 

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типич­ные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторо­ну личности. Среди всего многообразия индивидуальных эмоцио­нальных проявлений следует различать: эмоциональные особен­ности и эмоциональные свойства личности.

Эмоциональные особенности и тип нервной деятельности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная воз­будимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус.

Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной деятельности. Именно они в первую очередь выступают в по­ведении и замечаются без особого труда. Если в отношениях и чувствах людей разобраться нелегко, то эмоциональные осо­бенности проявляются в поведении более или менее непосред­ственно и поэтому относительно легко фиксируются. Например, легко заметить, насколько человек эмоционально возбудим или какое настроение у него господствует. Посредством наблюдения удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. По мере формирования навыков культурного поведения, сдер­жанности и других волевых свойств личности эмоциональные особенности начинают проявляться все менее и менее непосред­ственно.

Степень выраженности эмоциональных особенностей весьма вариативна и колеблется от легкой эмоциональной возбудимости у одних до эмоциональной инертности у других, от ярко выра­женной импульсивности и эффективности до четко выраженной сдержанности. Сила, темп и ритм эмоциональных реакций также варьируются и индивидуальны у каждого человека.

Индивидуальные особенности эмоциональных реакций про­являются при сопоставлении эмоциональной возбудимости и устойчивости. Типичные случаи их соотношения следующие:

а) большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью; б) большая эмоциональная воз­будимость сочетается со слабой эмоциональной устойчивостью; в) слабая эмоциональная возбудимость сопряжена с большой эмоциональной устойчивостью; г) слабая эмоциональная воз­будимость сопряжена со слабой эмоциональной устойчивостью.

Эмоциональные особенности личности в совокупности обра­зуют эмоционально-аффективную сферу, в которой выражается динамическая сторона эмоциональных процессов. Эта динами­ческая сторона эмоциональных процессов проявляется в харак­тере их протекания в том или ином внешнем, доступном глазу «колорите», который выступает в виде непроизвольных вырази­тельных движений: мимики, пантомимики, жестикуляции и ин­тонационно-выразительных средств речи.

Наблюдения показывают, что состояния радости выражаются в разных формах. Одни люди выразительно смеются, другие улыбаются, у третьих — сияющее лицо, четвертые выглядят внутренне удовлетворенными. Присмотритесь к людям, находя­щимся в радостном настроении, и вы увидите, что каждый из них по-разному выражает его в жестах, да и речь у каждого звучит по-своему.

Динамика эмоциональных процессов, ее внешние проявления, выразительные движения в частности, не, исчерпывают индиви­дуальных проявлений эмоциональной сферы личности. Они в концентрированной форме выступают в эмоциональных свойствах личности.

Эмоциональные свойства личности. К эмоциональным свой­ствам, личности относятся впечатлительность, отзывчивость, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие проявления личности и даже на весь ее психический облик.

Отзывчивость — одно из особенно важных, социально зна­чимых эмоциональных качеств человека. Отзывчив тот, кто от­кликается на радость и горе других людей, как на свое собст­венное. Отзывчивость предполагает понимание переживаний другого человека, так как сочувствовать другому можно, только понимая его переживания. В социалистическом обществе отзыв­чивость как проявление взаимоотношений определена нормами социалистической морали.

Качество, противоположное отзывчивости,—черствость. Черствый человек глух и безразличен к людям. Он живет только своей собственной жизнью, тем самым духовно обедняя и себя. Высшая степень проявления черствости — бесчеловечность и

жестокость.

Впечатлительность представляет собой своеобразное прояв­ление личности. Недостаточно иметь тонкий слух, чтобы получить глубокое впечатление от «Лунной сонаты» Л. Бетховена или Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Чтобы получить впечатление от музыкального произведения, помимо тонкого слуха, необходимо обладать соответствующим опытом слушания навыки, любить музыку, иметь достаточно вы­сокий уровень общего культурного развития и стремление по­знать мир музыкальных звуков, через который композитор стре­мится отразить свое отношение к жизни и свои переживания. Впечатлительность — эмоциональное качество, обусловленное всем складом личности, и прежде всего ее познавательным от­ношением к предметному миру и окружающим людям, ее интел­лектуальным развитием. Развитие впечатлительности зависит от того, насколько формирующийся субъект вдумчиво относится ко всему происходящему вокруг и насколько эмоционально реа­гирует на окружающее.

Под воздействием воспитания и в процессе жизни склады­ваются взаимосвязанные и взаимозависимые черты и свойства, образующие единую сложную систему, психический облик человека.

Среди составляющих и профилирующих сторон психического облика не последнее место занимают эмоциональные свойства, которые могут быть представлены настолько определенно, что дают основание говорить о них как о ведущих.

Если эмоциональные черты личности положить в основу ха­рактеристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и, наконец, хо­лодные.

Эмоциональные натуры возбудимы, очень легко «воспламеня­ются» под действием раздражителей. Для них типична поры­вистость, импульсивность, часто переходящая в аффект. Пере­живаемое захватывает их, причем они не столько размышляют и рассуждают о содержании объекта, сколько анализируют свои переживания. Впечатлительность — не менее характерное каче­ство эмоциональных натур.

Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к созерцательности. Мир отражается как бы через призму пере­живаний и эмоциональных состояний, которые накладывают отпечаток не только на процесс восприятия, но определяют и характер представлений человека об окружающих людях, пред­метах, событиях. Сентиментальные натуры чувствительны и пас­сивны: их чувства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний как бы замкнут в самом себе и не сопряжен с деятельностью. Отмечается направленность чувств на самого себя, т. е. стремление любоваться своими переживаниями.

Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданны любимому делу, они живут богатой и напряженной, эмоционально насыщенной жизнью. У них всегда есть предмет страсти. Кипучая энергия, трата сил без остатка — их характер­ная особенность. Это люди больших, глубоких чувств, пере­растающих в страсти.

Такова далеко не исчерпывающая характеристика людей, в психическом облике которых эмоциональная сторона занимает особо видное место.

Но есть люди, в жизни и деятельности которых эмоции не имеют особого значения. Их называют холодными натурами, иногда — «людьми холодного расчета». Нельзя сказать, что эти люди совершенно бесчувственны, ничего и никогда не пережи­вают, ничему не радуются и ничем не огорчаются. Это люди, у которых чувства, эмоциональные состояния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказы­вают влияния на их поведение, поступки и действия. Они живут доводами разума. Для них типичны пониженная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность и то, что называют обычно деловитостью.

Данная типология не исчерпывает и не охватывает тех нюан­сов и вариаций, которые накладывает эмоциональная сфера на психический облик человека. Действительно, среди окружающих нас людей далеко не всякого можно отнести к той или иной категории натур, которые были охарактеризованы выше. Но у всех можно обнаружить присущее им своеобразие эмоциональ­ной сферы, пусть не в масштабе личности в целом, но в доста­точно весомых и значимых ее особенностях. К таким особен­ностям могут быть отнесены добродушие (чувство симпатии по отношению к людям), альтруизм, основой которого является любовь к людям, достигающая высокой степени своего развития. Такое качество личности, как эгоизм, также эмоционально об­условлено. Ведь эгоист прежде всего любит себя и именно этим чувством руководствуется в своей жизни и деятельности. Гор­деливость и сопутствующее ей пренебрежительное отношение к людям также являются производными от эмоционального фактора.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., Просвещение, 1964.

Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М., Искусство, 1968.

Макаренко Ю. А. Мудрость чувства. М., Советская Россия, 1970.

Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций-. М., Наука, 1971.

Шингаров Г. К. Эмоции и чувства как форма отражения действитель­ности. М., Наука, 1971.

Якобсон П. М. Психология чувств. М., Учпедгиз, 1961.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.