КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая психология. – М.,2010. 2 страница
В иронии действительное расценивается с позиций идеального. Если предметом иронии является человек, его психического свойства, то иронические замечания редко проходят бесследно для него. В зависимости от характера этих замечаний,ни оказывают воспитывающее влияние на интеллектуальные, волевые и моральные свойства личности. Острая и обоснованная ирония, направленная на вскрытие недостатков и пороков общественного уклада жизни, не только бьет по непосредственным виновникам, но одновременно формирует общественное мнение, противостоящее такому укладу жизни, при котором господствуют косность, инертность и сопротивление всему новому и прогрессивному. Разящей иронией, переходящей в сарказм, пронизаны образы литературных героев, созданных М. Е. Салтыковым-Щедриным (Иудушки Головлева, премудрого пескаря и т. д.). К интеллектуальным чувствам относится и чувство нового — мотив поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное, революционное как в сфере познания, так и практической деятельности. Чувство нового преломляется во всех областях познавательной творческой деятельности: науке и технике, культуре и искусстве. Оно исключает ремесленническое отношение к труду, является антиподом чувства самоуспокоенности, тупого равнодушия, порождающих инертность и пассивность. В период создания материально-технической базы коммунистического общества источником чувства нового является советская действительность, свободный творческий труд советских людей. Их созидательная деятельность — основное условие развития этого чувства, в свою очередь порождающего многогранность интересов советских людей. Эстетические чувства. Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Рассматривая красивый предмет, наблюдая восход солнца, воспринимая танец фигуристов, мы испытываем эстетическое чувство прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает. Эстетические чувства возникают не только при восприятии физически прекрасного. Морально прекрасное также вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениями высоко моральной личности, живущей во имя блага окружающих. Такие люди вызывают у нас чувство глубочайшего уважения. Страсти и увлечения. Чувства могут быть классифицированы не только по их содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страстями называются сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти. Предметом (или объектом) страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть и человек другого по определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных моментов. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую страсть удовлетворяется и на основе которой она развивается. Наряду с действенностью и высоким волевым потенциалом, страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого ни проявляются и владеют человеком. Страсть не скоропреходяще. Страсти — выражение глубоко избирательного отношения личности к миру. Они характеризуют не только эмоциональную и волевую стороны человека, но и его интеллектуальную сферу. Страсть определяет направленность помыслов и стремлений человека. Масштаб страсти, ее социальное значение могут быть различны в 'такой же мере, как и ее содержание. Особое значение в жизни человека имеет любовная страсть, которой он дорожит «во сто крат превыше славы и наград». Захваченность и поглощенность страстью к знаниям и открытиям вела Седова и Амундсена во льды неизведанной Арктики, воодушевляла Мичурина, несмотря на материальные лишения, на решение проблем селекции, а Джордано Бруно привела на костер инквизиции. В любом случае общее для страстей — захваченность личности предметом страсти, поглощенность им. Таким образом, жизненный путь человека существенно зависит от страстей, которые влекут его вперед, устремляют на преодоление любых трудностей. Страсти могут быть положительными и отрицательными. Страсти личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества,— положительные. Человек, безраздельно отдаваясь любимой и целиком захватывающей его работе, увлекает за собой других. Страсти же, определяемые эгоистической установкой личности, следует рассматривать как отрицательные, так как во имя собственного «я» человек способен совершать аморальные поступки, идущие вразрез с интересами общества. О трагической судьбе художника Чарткова, для которого золото сделалось «страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью», пишет Н. В. Гоголь в повести «Портрет». Только положительные, высокие страсти облагораживают жизнь, делая ее содержательной, интересной, красивой. Только высокие страсти двигают человека вперед и приносят обществу неоценимые дары. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти. Когда человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях, а не о страстях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем, что увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Для увлечения типично господство эмоционального компонента, нередко в ущерб интеллектуальному. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, т. е. импульсивным, склонным к аффектации. Не каждый человек имеет предмет страсти, но любой увлекается чем-нибудь. Увлечение ярко проявляется у подростков и юношей. Увлечение может перерасти в Страсть и может сосуществовать с имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с ней. § 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, прослушанного романса, прочитанного стихотворения и т. д. В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое эмоциональное состояние. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Выраженное аффективное состояние, например, при определенных условиях может проявиться у самого уравновешенного человека. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния. Настроение. Настроение — это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о преходящем и устойчивом настроении. Примером преходящего (кратковременного) настроения может быть эмоциональное состояние поручика Пирогова (героя повести Гоголя «Невский проспект»), пытавшегося ухаживать за женой одного немца-ремесленника и выброшенного за это на улицу. «Одна мысль о таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство... Он летел домой, чтобы, одевшись, оттуда идти прямо к генералу, описать ему самыми разительными красками буйство немецких ремесленников... Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном расположении... К девяти часам он успокоился... и... отправился на вечер к одному правителю конторской коллегии, где было очень приятное собрание чиновников и офицеров. Там с удовольствием провел вечер и так отличился в мазурке, что привел в восторг не только дам, но даже и кавалеров». Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека. Современники вспоминают Александра Дюма (отца) как человека неугасимого веселья, с лицом, постоянно озаренным улыбкой. Его необыкновенная подвижность, оптимизм, предприимчивость, страстная деятельность удивляли так же, как его работоспособность. Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье. Настроения разных людей, вызванные одной и той же причиной, могут быть неодинаковы, даже противоположны («Мне грустно от того, что весело тебе»). Характерно, что настроение накладывает отпечаток на поведение, окрашивает деятельность человека, стимулирует или подавляет активность личности. Если человек находится в хорошем бодром настроении, то даже значительные трудности воспринимаются им как преодолимые, выполняемая работа кажется интересной, люди — отзывчивыми и приятными. Если же настроение подавленное, то та же работа кажется скучной и неинтересной, те же люди — раздражающими и плохо воспитанными, любая трудность — непреодолимой. У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции определяют характер владения и управления своим настроением. Мрачное настроение неприятно не только для самого человека, но и для окружающих. Можно научиться управлять настроением, но для этого необходимо следить за ним и правильно его оценивать. В педагогической деятельности то или иное настроение создается самим учебным процессом, отношениями, складывающимися между учителем и учениками, той манерой, в которой учитель ведет уроки. Неприятно видеть на уроке учителя, разговаривающего с учеником в раздраженно-повышенном тоне. Человек—хозяин своего настроения. В управлении настроением сказывается развитие личности. Аффективное состояние и аффект. Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным. Если настроение характеризуется сравнительно стабильным уровнем протекания, то аффективному состоянию свойственно нарастание интенсивности. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие или ожидаемый неприятный разговор завершился неожиданно благополучно. При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется в энергию для выполнения какой-либо деятельности. При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное состояние нередко разрешается в сильной вспышке — аффекте. Аффект — это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. «Господство» подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта. Трудно скрыть бурное переживание гнева, отчаяния, радости, безысходного горя. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение содеянного. К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однако чаще всего аффект проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства. Встречаются даже настолько капризные и эмоционально распущенные люди, что на самый незначительный повод отвечают аффективной вспышкой. Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение аффекта, не доводя свое состояние до бурной вспышки. Мобилизация волевых усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии на другую деятельность способствуют предотвращению аффекта. Нравственно воспитанные люди, имеющие стойкие привычки культурного поведения в обществе, умеют тормозить нежелательные аффекты. Существуют аффекты, которые носят положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения. Такими аффектами являются, например, бурное выражение восторга в связи с подвигом советских космонавтов, победой наших спортсменов в трудном международном состязании и т. д. Подобные аффективные состояния следует считать нормальным явлением, а сильное и искреннее их выражение — даже необходимым и полезным для полноценного психического и физического развития человека. Медицинские наблюдения показывают, что постоянное сдерживание и торможение положительных аффектов вредно для развития личности. В результате волевого самовоспитания личности можно научиться управлять аффективным состоянием. А. С. Макаренко говорил о целесообразности произвольного управления аффективным состоянием в педагогических целях. Он указывал, что в зависимости от складывающейся обстановки, от методов систематического воздействия на личность, от результативности эмоционального воздействия на нее необходимо либо приглушить рвущуюся наружу эмоциональную реакцию воспитателя, либо дать ей возможность проявиться, иногда даже сознательно усиливая ее. Стресс. Стресс — это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки. В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные ре на неожиданные раздражители и т. д. Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, стенические эмоции. Наполеон писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер (сoup doeil), его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовлять свои операции в тиши кабинета, изучая карту»[4]. Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации. Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т. е. дезорганизации сознания и деятельности. Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, не достал билета в кино, получил выговор. Однако эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание. Типичное проявление фрустрации наблюдается у Катерины Ивановны после гибели мужа (в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобление могут разрядиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи. Как показывают наблюдения, агрессивные реакции ослабевают, если сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь увлекательного, интересного дела. В воспитательной работе это главный метод борьбы с агрессивными реакциями.
§ 4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону личности. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. Эмоциональные особенности и тип нервной деятельности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной деятельности. Именно они в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Если в отношениях и чувствах людей разобраться нелегко, то эмоциональные особенности проявляются в поведении более или менее непосредственно и поэтому относительно легко фиксируются. Например, легко заметить, насколько человек эмоционально возбудим или какое настроение у него господствует. Посредством наблюдения удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. По мере формирования навыков культурного поведения, сдержанности и других волевых свойств личности эмоциональные особенности начинают проявляться все менее и менее непосредственно. Степень выраженности эмоциональных особенностей весьма вариативна и колеблется от легкой эмоциональной возбудимости у одних до эмоциональной инертности у других, от ярко выраженной импульсивности и эффективности до четко выраженной сдержанности. Сила, темп и ритм эмоциональных реакций также варьируются и индивидуальны у каждого человека. Индивидуальные особенности эмоциональных реакций проявляются при сопоставлении эмоциональной возбудимости и устойчивости. Типичные случаи их соотношения следующие: а) большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью; б) большая эмоциональная возбудимость сочетается со слабой эмоциональной устойчивостью; в) слабая эмоциональная возбудимость сопряжена с большой эмоциональной устойчивостью; г) слабая эмоциональная возбудимость сопряжена со слабой эмоциональной устойчивостью. Эмоциональные особенности личности в совокупности образуют эмоционально-аффективную сферу, в которой выражается динамическая сторона эмоциональных процессов. Эта динамическая сторона эмоциональных процессов проявляется в характере их протекания в том или ином внешнем, доступном глазу «колорите», который выступает в виде непроизвольных выразительных движений: мимики, пантомимики, жестикуляции и интонационно-выразительных средств речи. Наблюдения показывают, что состояния радости выражаются в разных формах. Одни люди выразительно смеются, другие улыбаются, у третьих — сияющее лицо, четвертые выглядят внутренне удовлетворенными. Присмотритесь к людям, находящимся в радостном настроении, и вы увидите, что каждый из них по-разному выражает его в жестах, да и речь у каждого звучит по-своему. Динамика эмоциональных процессов, ее внешние проявления, выразительные движения в частности, не, исчерпывают индивидуальных проявлений эмоциональной сферы личности. Они в концентрированной форме выступают в эмоциональных свойствах личности. Эмоциональные свойства личности. К эмоциональным свойствам, личности относятся впечатлительность, отзывчивость, а также те эмоциональные качества и их совокупность, которые накладывают свой отпечаток на многие проявления личности и даже на весь ее психический облик. Отзывчивость — одно из особенно важных, социально значимых эмоциональных качеств человека. Отзывчив тот, кто откликается на радость и горе других людей, как на свое собственное. Отзывчивость предполагает понимание переживаний другого человека, так как сочувствовать другому можно, только понимая его переживания. В социалистическом обществе отзывчивость как проявление взаимоотношений определена нормами социалистической морали. Качество, противоположное отзывчивости,—черствость. Черствый человек глух и безразличен к людям. Он живет только своей собственной жизнью, тем самым духовно обедняя и себя. Высшая степень проявления черствости — бесчеловечность и жестокость. Впечатлительность представляет собой своеобразное проявление личности. Недостаточно иметь тонкий слух, чтобы получить глубокое впечатление от «Лунной сонаты» Л. Бетховена или Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Чтобы получить впечатление от музыкального произведения, помимо тонкого слуха, необходимо обладать соответствующим опытом слушания навыки, любить музыку, иметь достаточно высокий уровень общего культурного развития и стремление познать мир музыкальных звуков, через который композитор стремится отразить свое отношение к жизни и свои переживания. Впечатлительность — эмоциональное качество, обусловленное всем складом личности, и прежде всего ее познавательным отношением к предметному миру и окружающим людям, ее интеллектуальным развитием. Развитие впечатлительности зависит от того, насколько формирующийся субъект вдумчиво относится ко всему происходящему вокруг и насколько эмоционально реагирует на окружающее. Под воздействием воспитания и в процессе жизни складываются взаимосвязанные и взаимозависимые черты и свойства, образующие единую сложную систему, психический облик человека. Среди составляющих и профилирующих сторон психического облика не последнее место занимают эмоциональные свойства, которые могут быть представлены настолько определенно, что дают основание говорить о них как о ведущих. Если эмоциональные черты личности положить в основу характеристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и, наконец, холодные. Эмоциональные натуры возбудимы, очень легко «воспламеняются» под действием раздражителей. Для них типична порывистость, импульсивность, часто переходящая в аффект. Переживаемое захватывает их, причем они не столько размышляют и рассуждают о содержании объекта, сколько анализируют свои переживания. Впечатлительность — не менее характерное качество эмоциональных натур. Сентиментальные натуры характеризуются склонностью к созерцательности. Мир отражается как бы через призму переживаний и эмоциональных состояний, которые накладывают отпечаток не только на процесс восприятия, но определяют и характер представлений человека об окружающих людях, предметах, событиях. Сентиментальные натуры чувствительны и пассивны: их чувства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний как бы замкнут в самом себе и не сопряжен с деятельностью. Отмечается направленность чувств на самого себя, т. е. стремление любоваться своими переживаниями. Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданны любимому делу, они живут богатой и напряженной, эмоционально насыщенной жизнью. У них всегда есть предмет страсти. Кипучая энергия, трата сил без остатка — их характерная особенность. Это люди больших, глубоких чувств, перерастающих в страсти. Такова далеко не исчерпывающая характеристика людей, в психическом облике которых эмоциональная сторона занимает особо видное место. Но есть люди, в жизни и деятельности которых эмоции не имеют особого значения. Их называют холодными натурами, иногда — «людьми холодного расчета». Нельзя сказать, что эти люди совершенно бесчувственны, ничего и никогда не переживают, ничему не радуются и ничем не огорчаются. Это люди, у которых чувства, эмоциональные состояния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния на их поведение, поступки и действия. Они живут доводами разума. Для них типичны пониженная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность и то, что называют обычно деловитостью. Данная типология не исчерпывает и не охватывает тех нюансов и вариаций, которые накладывает эмоциональная сфера на психический облик человека. Действительно, среди окружающих нас людей далеко не всякого можно отнести к той или иной категории натур, которые были охарактеризованы выше. Но у всех можно обнаружить присущее им своеобразие эмоциональной сферы, пусть не в масштабе личности в целом, но в достаточно весомых и значимых ее особенностях. К таким особенностям могут быть отнесены добродушие (чувство симпатии по отношению к людям), альтруизм, основой которого является любовь к людям, достигающая высокой степени своего развития. Такое качество личности, как эгоизм, также эмоционально обусловлено. Ведь эгоист прежде всего любит себя и именно этим чувством руководствуется в своей жизни и деятельности. Горделивость и сопутствующее ей пренебрежительное отношение к людям также являются производными от эмоционального фактора.
ЛИТЕРАТУРА
Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., Просвещение, 1964. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М., Искусство, 1968. Макаренко Ю. А. Мудрость чувства. М., Советская Россия, 1970. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций-. М., Наука, 1971. Шингаров Г. К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., Наука, 1971. Якобсон П. М. Психология чувств. М., Учпедгиз, 1961.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |