Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая психология. – М., 1995. – с.354-379. 1 страница




 

ЧУВСТВА

 

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одно из, того, с чем мы имеем дело, нравится нам, радует нас вызывает симпатию к себе, другое нам неприятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Чувства очень разнообразны. Определенные отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам, и свойствам окружающих объектов — человеку, может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голо­са, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду, и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональ­ный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Об этом хоро­шо писал И.САксаков:

Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни, —

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя сохрани!

 

 

Психологи в течение длительного времени пытались решить 5 вопрос о природе эмоций. В XVIII—XIX вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления — следст­вие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф.Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление. Чувства соответствуют связи, которая устанавливается между, представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего, хорошо знакомого че­ловека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и вообще органические изме­нения, характеризующие скорбь.

Этой же линии придерживался и В.Вундт, но его концепция была более эклектичной. По его мнению, эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредст­венным влиянием чувств на течение представлений и в неко­торой степени, влиянием последних на чувства. Органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса «Что такое эмоция?». У. Джемс и неза­висимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно ко­торой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов — сердеч­ной. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмо­циональные переживания. По Джемсу «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Таким образом, периферические органические изме­нения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Отсюда становится понятной упро­щенная трактовка произвольной регуляции эмоций — счита­лось, что нежелательные эмоции, например горе, можно пода­вить, если намеренно совершать действия, характерные для до­стижения положительных эмоций.

Концепция Джемса — Ланге вызвала ряд возражений. Ос­новные положения критики были высказаны У.Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие челове­ческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у чело­века органические изменения далеко не всегда сопровождают­ся эмоциональными переживаниями.

Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологиче­ски целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда от него потребуется по­вышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные пе­реживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре — таламусе. Позже П. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

Большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина, считавшего, что большая часть эмоциональных реакций объясня­ется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движений, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ, эволю­ционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э. Клапаред, писавший: «Эмоции возника­ют лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха» [Клапаред Э. Чувства и эмоции. 1928].

Отдельно стоит группа теорий, раскрывающих природу эмо­ций через когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Исходное ее положение: диссонанс — есть отрицательное, эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно пережи­вается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться. Для этого у человека есть 2 выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться полу­чить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные со­стояния рассматриваются как основная причина соответствую­щих действий и поступков.

К разряду когнитивистских может быть отнесена и инфор­мационная концепция эмоции П.В. Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ра­нее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно со- поставляя информацию о средствах времени, ресурсах, предпо­ложительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходи­мых для защиты. Этот подход реализован в формуле

Э= ­  П(Ии – Ис),

 

где:

Э — эмоция, ее сила и качество;

П — величина и специфика актуальной потребности;

Ии — информация, необходимая для удовлетворения суще­ствующей потребности;

Ис — информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у челове­ка нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытыва­ющий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная вероятность удовлетворения по­требности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потреб­ности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от их соотно­шения испытывает различные эмоции.

Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует прежде всего отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, пред­ложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Этим же объясняется и отношение к предметам, кото­рые вызывают воспоминание. Как правило, предметы, с кото­рыми человек имел дело в радостной эмоциональной обстанов­ке, и в дальнейшем будут вызывать у него положительную реак­цию. В связи с этим чувства можно рассматривать как важней­шую характеристику личности. Как писал Ф.Крюгер: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, вол­нует, что представляется ему смешным, более всего характери­зует его сущность, его характер, индивидуальность» [Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология. Эмоции. Тексты. М., 1984].

Чувства не только отражают отношение человека к объек­там, но и несут некоторую информацию о них. В этом смысле отражение объекта является познавательным компонентом эмо­ций, а отражение состояния человека в этот момент — ее субъективным компонентом. Чувства тесно связаны с потреб­ностями личности. По своему взаимоотношению и специфиче­ским функциям в удовлетворении потребностей субъекта чув­ства можно разделить на 2 фундаментальные группы. Первую из них составляют переживания, окрашивающие сами предме­ты потребностей и превращающие их тем самым в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения не­которой потребности и наличия отвечающего ей предмета. При­водя в соответствие непосредственно с потребностью, пережи­вания предшествуют определенной деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую, ее направленность; они, таким обра­зом, релевантны деятельности в целом. Они в значительной сте­пени определяют направленность эмоциональной жизни; под­черкивая это, В.К.Вилюнас назвал их ведущими эмоциональ­ными переживаниями, или побуждениями.

Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, что возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. деятель­ности (внутренней и внешней), и выражают определенное отно­шение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или воз­можным ситуациям и т.п. Подчеркивая обусловленность этих эмоциональных переживаний ведущими побуждениями, их назвали производными. Так, с определенной эмоциональной окраской вос­принимается голодным животом преграда, препятствующая при­ближению к пище; та же преграда станет предметом другой про­изводной эмоции, когда будет означать спасение от более силь­ного врага. Таким образом, предметы производных эмоций обла­дают лишь ситуативной, условной жизненной значимостью, опос­редованной их объективным отношением к предмету ведущей эмо­ции. В виде производных эмоций потребность как бы объективи­руется вторично и более широко — по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

Таким образом, чувства имеют двойную обусловленность: с одной стороны, — потребностями человека, которые определя­ют его отношение к объекту эмоций, а с другой — его способ­ностью отразить и понять определенные свойства этого объек­та. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, по­чему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включаю­щую эмоциональное переживание.

Отличительной характеристикой чувств является их поляр­ность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия, так и в более сложных чувствах: любовь—ненависть, радость—горе, веселье—печаль и т.д.

Решающей чертой чувств является их интегральность, т.е. ис­ключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, чувства сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, что случается даже рань­ше, чем определены локализации воздействия и конкретный -механизм ответной реакции организма.

Еще одной важнейшей особенностью чувств является их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменя­ется деятельность внутренних органов человека: органов кро­вообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Излишняя интенсивность и длительность пере­живаний может вызвать нарушения в организме. Так, М.И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, пе­чень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием.

Чувства исторически и социально обусловлены. Они по разному проявляются у разных народов, различны в разные исто­рические периоды. Чувства изменяются с развитием общества. Похожие события и факты вызывают различное отношение у людей, живших в разное время. Протекание чувств характери­зуется определенной динамикой, в которой можно проследить единство устойчивых и изменчивых компонентов. С одной сто­роны, надо выделить динамику кратковременного пережива­ния, по оси: возникновение — нарастание — кульминация — угасание, а с другой — динамику длительного чувства, на фоне доминирования которого разворачиваются различные пережи­вания. Целостную систему динамического изменения чувств по­пытался создать В.Вундт. «Всю систему чувств, — писал он,— можно определить как многообразие трех измерений, в кото­рой каждое измерение имеет два противоположных направле­ния, исключающих друг друга» [Вундт В. Очерки психологии. М., 1912]. Основные измерения определяются им как удовольст­вие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряже­ние — разрядка.

Если чувство удовольствия или неудовольствия вызваны в боль­шей степени особенностями самих предметов, их ролью в жизни человека, тем значением, которое они играют в различных ситу­ациях, то степень возбуждения обусловлена спецификой самого чувства. Так, например, гнев чаще протекает в форме ярко выраженного возбуждения, в то время как для чувства удовольствия характерно успокоение. Напряжение, помимо того, что оно не­разрывно связано с такими чувствами, как гнев, страх, горе, и по мере их исчезновения, сменяется на разрядку, может пережи­ваться как самостоятельное особое чувство. Таково, например, напряжение при восприятии чего-то неизвестного, но очень важ­ного для человека. Развертывание событий как бы нагнетает на­пряжение, тем более значительное, чем сильнее было предшест­вующее напряжение.

Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточ­ную осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Это проявляется в трудности словесного описания своих чувств: под­бираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отража­ющими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Человеческие чувства имеют длительную историю филоге­нетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них фак­торов и реагировать, прежде чем будет определено само вред­ное воздействие. Так, например, человек, переходящий дорогу, Может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе опыта индивиду­альных переживаний человека, сколько в результате сопережи­ваний, возникших в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д! Благодаря отражательной функции чувств человек может ориентироваться в окружающей действительно­сти, оценить предметы и явления с точки зрения их желатель­ности. В этом смысле чувства выполняют еще и прединформационную или сигнальную роль. Возникающие переживания сиг­нализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д.

Оценочная, или отражательная, функция чувств непосредст­венно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение че­рез дорогу. СЛ.Рубинштейн указывал, что «...эмоция в себе са­мой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психо­логии М., 1946]. Чувства как бы определяют направление по­иска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональ­ное переживание содержит образ предмета удовлетворения по­требности и своё пристрастное отношение к нему, что и побуж­дает человека к действию.

В связи с тем, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию чувств; Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реак­цию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха — неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда угасить ее. Американские психологи Р.М.Йеркс. и ДжД.Додсрн, изучая зависимость научения от силы подкрепле­ния (элекгроудара) у мышей, установили зависимость качества; выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впос­ледствии эта зависимость была выявлена и у людей. Оказалось, что по мере увеличения интенсивности качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Переключательная функция чувств особенно ярко обнаружи­вается при конкуренции мотивов, в результате которой опреде­ляется доминирующая потребность. Так, возможно возникно­вение противоречия между естественным для человека инстин­ктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.

В связи с этим нельзя не отметить и приспособительную фун­кцию чувств. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуаль- ных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чув­ству, организм имеет возможность эффективно приспособить­ся к окружающим условиям.

Вероятно, есть смысл говорить и о коммуникативной функ­ции чувств. Мимические и пантомимические движения позво­ляют человеку передавать свои переживания другим людям, ин­формировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, вырази­тельные вздохи, изменение интонации, являются «языком че­ловеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявле­ния чувств одинаково легко распознать. Легче всего распозна­ется ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивле­ние (34%). Наибольшую информативность об испытываемых че­ловеком чувствах несет, выражение его рта.

В рамках коммуникативной функции можно выделить и дру­гие. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обла­дают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затраги­вает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус крове­носных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других — бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, не­смотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.

Однако эти системы человеческого организма подчиняются деятельности симпатической нервной системы, возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками гормона адренали­на? Именно адреналин вызывает изменение в работе органов и систем организма и приводит их в состояние готовности к экс­тренной трате энергии. Это проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное кровоснабже­ние скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищева­рения. В кровь выбрасывается большое количество сахара, создавая наилучшие условия для работы мышц, так как сахар — один из главнейших источников мышечной энергии.

Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции симпатической нервной системы носят сте­реотипный характер и бывают одинаковы при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются и в некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мы­шечной работе, при холоде и т.д.). Исследования показали, что в случае отключения (перерезке) всей симпатической системы, внешние признаки эмоций сохраняются. В то же время в опы­тах С.Шехтера при введении испытуемым адреналина оказа­лось, что, если они знали об этом, то эмоциональной реакции не было, а если не знали, реакция зависела от искусственно

созданной ситуации и могла быть как гневом, так и радостью. Поэтому деятельность симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как следствие процессов, происходящих в головном мозге.

Ведущую роль в протекании чувств выполняет кора больших полушарий. И.П. Павловым было показано, что именно кора ре­гулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тор­мозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуж­дения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие че­го исчезает обычная сдержанность. Животные с удаленными большими полушариями обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного эмоционального возбуждения по малейшему поводу. Однако в случае распространения широко­го торможения наблюдаются угнетение, ослабление или ско­ванность мускульных движений, упадок сердечнососудистой деятельности и дыхания и т.д.

О том, что кора мозга является субстратом чувств, свиде­тельствуют и клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У таких больных любой раздражитель может вызвать совершенно несоответствующую им внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плана, иногда испы­тывают веселье.

Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой чувств, распространяется на ниже лежащие подкорковые центры. Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состоя­ний особых образований нервной системы. Эмоциональный на­строй и эмоциональная ориентировка в окружающей обстанов­ке в значительной мере определяется функциями таламуса, ги­поталамуса и лимбической системы. В экспериментах Д.Оддса с вживлением электродов в определенные участки гипоталаму­са было обнаружено, что при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально поло­жительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название центров удовольст­вия. Раздражение других участков вызвало отрицательные эмо­ции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что они были названы центром страдания. Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было уста­новлено, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а пра­вое — отрицательных.

Следует также отметить роль ретикулярной формации как, структуры, активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органов чувств нервные стимулы, рети­кулярная формация посылает их после переработки в большие полушария головного мозга. Выступая аккумулятором энергии, ретикулярная формация способна понижать и повышать актив­ность мозга, усиливать, ослаблять или затормаживать ответы на раздражители.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее, эмоциональное состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств — интеллектуальных, моральных, эстетических. Неразрывная связь второй сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений.

Об эмоциональных состояниях других, людей человек судить по особым, выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Радость выражает­ся в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д. Ч. Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших далеких предков — обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и челове­ка. Так, при сильном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.

Имеются доказательства врожденности некоторых проявле­ний эмоций. Так, у маленьких детей — слепых и зрячих — мимика одинакова. К таким инстинктивным выразительным дви­жениям относится, например, поднятие бровей при удивлении. Однако с возрастом мимика зрячих становится более вырази­тельной, в то время как у слепых она постепенно исчезает. Наи­более наглядно отражены чувства в мимике. Подтверждением этому может служить поговорка «Лицо — зеркало души». По­движность мышц лица позволяет придавать ему самые разно­образные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека. Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных — в сторону от него.

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содер­жит не только определенные мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль здесь играет интонация. Даже слу­шая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек. При различных эмо­циональных переживаниях изменяется скорость речи, наруша­ется ее правильность.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обус­ловлено. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассмат­риваться в одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о скрытности, недостаточной искренности. В процессе взаимодействия людей выразительные движения обогащаются, дифференцируются, приобретая характер образного «языка», специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств. Таким образом, - форма и употребление выразительных движений определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля. Человеческие чувства имеют очень разнообразные проявле­ния. Чувства обладают, различной степенью интенсивности и продолжительности. Они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость). Боль­шой интерес представляет собой длительно протекающие силь­ные чувства (любовь). Чувства также различаются по глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям воз- никновения и исчезновения, действию на организм, динамике развития, направленности, по способу их выражения и т.д. Чув­ства по-разному отражаются внутренней сферой и внешним об­ликом.

Все многообразие чувств можно разделить (по их субъ­ективному переживанию) на 2 категории: на чувства положи­тельного порядка, связанные с удовлетворением жизненных по­требностей человека и потому доставляющие удовольствие, и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворе­нием жизненных потребностей и потому доставляющие неудо­вольствие. По содержанию все чувства можно классифициро­вать на простые и сложные в зависимости от того, какого уров­ня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и любви к родине.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состоя­ния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект,, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Простейшая фор­ма эмоционального переживания — это, так называемый чувст­венный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном пони­мают эмоциональную окраску, своеобразный качественный от­тенок психического процесса, побуждающие субъекта к их со­хранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их зна­чения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют отрицательный эмо­циональный тон. Если отрицательный чувственный тон пере­ход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.