Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование коррекционной работы




Награждение участников.

Подведение итогов.

Пришла зима

Наступила зима. Дует холодный ветер. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Замерзли реки,

пруд за деревней. Рады ребятишки. Они играют в снеж­ки, бегают на коньках по гладкому льду.

Оценка. 3 очка- за правильно выполненную шиф­ровку; 5 очков — за текст.

 

 

В начале учебного года, после обследования и комп­лектования учебных групп учитель-логопед составляет перспективные планы работы на текущий учебный год с каждой группой. В случае, если на логопедическом пункте укомплектовано несколько групп учащихся с одинаковой структурой дефекта, то допускается состав­ление для этих групп одного перспективного плана.

На основании перспективного плана учитель-логопед разрабатывает поурочные планы логопедических заня­тий, которые представляют собой подробные конспек­ты с изложением целей и задач занятия, описанием ис­пользуемого оборудования и материала, а также поэтап­ного хода занятия.

Занятие должно быть составлено с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. В основной части подроб­но излагаются все виды заданий, используемые на за­нятии, включая динамическую паузу, физкультминут­ку (приложение 11). Для учителей-логопедов, имеющих большой опыт работы, допускается составление кратко­го плана занятия с указанием видов работ.

В настоящее время, начиная обучение в школе, не все дети беспрепятственно справляются с учебным ма­териалом. Некоторые из них испытывают серьезные трудности в овладении письмом и чтением. Нередко это обусловлено недоразвитием устной речи разной сте­пени тяжести, низким уровнем сформированности пси­хических процессов, психологических предпосылок к обучению.

Одну из наиболее сложных групп учащихся представ­ляют дети с общим недоразвитием речи. Как правило, в общеобразовательную школу попадают дети, у которых нарушение менее выражено. Оно характеризуется тем, что их обиходная речь более или менее развита, однако словарный запас учащихся все же не соответствует воз­расту, грамматическое построение фраз не всегда соот­ветствует правилам. Ребенок, находящийся на данном уровне речевого развития, может ответить на вопросы, составить элементарный рассказ, кратко пересказать прочитанный текст. Но при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определен­ной теме - - у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств.

У учащихся 1 классов (особенно у тех, кто не полу­чал ранее логопедической помощи) наиболее ярко вы­ражена несформированность звуковой стороны речи. У этих детей наблюдается грубое нарушение произно­шения (до 8-12 звуков), недостаточное формирование фонематических процессов. Словарный запас, как мы уже отмечали, ограничен обиходно-бытовой тематикой, качественно неполноценен.

Основной задачей логопеда является своевременное выявление детей с подобными проблемами и оказание им действенной логопедической помощи с целью про­филактики возможных проявлений нарушений письма.

Анализ специальной и методической литературы по­казывает, что разработкой методов и приемов работы с учащимися, имеющими нерезко выраженное общее не­доразвитие речи, занимаются многие авторы: Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др. Общее содержание коррекционной работы, предлагаемой каждым из авторов, направлено на устра­нение у школьников пробелов в развитии речи.

Мы предлагаем примерный перспективный план ра­боты с учащимися, имеющими нерезко выраженное об­щее недоразвитие речи (табл. 8). Данный план был со­ставлен на основе рекомендаций многих известных ав­торов, но в большинстве своем опирается на разработки Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко.

Коррекционную работу мы разделили на несколько этапов:

• работа над словом;

• работа над предложением;

• работа с предлогами;

• формирование связной речи;

• работа над звуковым и слоговым составом слов.

Предлагаемый нами примерный план работы может быть использован специалистами для работы с учащи­мися 1 и 2 классов, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Для учащихся 2-х классов возможно некоторое усложнение и увеличение объема речевого материала.

Следует отметить, что последовательность и содер­жание коррекционной работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу. Например, если у учащихся выраженные нарушения звуковой стороны речи, фонематических процессов, звуко-буквенного ана­лиза слов, то начинать работу можно с последнего эта­па, а затем переходить к формированию лексико-грамматического строя речи и совершенствованию связной речи. Если у детей нет грубых ошибок в понимании и употреблении предлогов, то не следует уделять много времени изучению этого раздела коррекционной рабо­ты. Работа по формированию связной речи проводится нами на отдельных занятиях и поэтому в данном плане не отражена.

Каждый специалист может вносить в план те изме­нения, которые необходимы на том или ином этапе ра­боты с конкретной группой учащихся. Количество ча­сов по каждой теме устанавливает сам логопед. Темати­ка лексических тем также зависит от объема и качества словарного запаса учащихся. Немаловажное значение в коррекционной работе имеет использование игровых и занимательных заданий. Они стимулируют мыслитель­ные процессы, повышают мотивацию к занятиям. По­этому в данном плане представлены разнообразные игры, которые применяются на всех этапах работы.

Работая по данному плану в течение нескольких лет с учащимися 1-х классов, имеющими общее недоразви­тие речи, мы отметили, что знания и навыки, получен­ные детьми на логопедических занятиях, помогают им в дальнейшем с меньшими трудностями овладевать учеб­ным материалом. Содержание и последовательность кор­рекционной работы позволяют предупредить многие спе­цифические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории школьников. А это и есть одна из основных задач логопедической работы в школе.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 



 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.