КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система коррекционной работы по развитию связной речи
Младшие школьники с общим недоразвитием речи имеют системное нарушение всех компонентов речевой деятельности, которое характеризуется следующими проявлениями: • нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа; • ограниченным словарным запасом; • наличием многочисленных словесных замен; • использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учета контекстуальных связей; • устойчивым аграмматизмом; • бедностью, стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений с небольшим количеством членов. Логопедическая работа с учащимися с ОНР имеет такие содержание и направленность коррекционного обучения, которые предусматривают ликвидацию первичного дефекта на уровне устной речи и предупреждение возможных проявлений его отсроченных последствий в чтении и письме. Последовательность коррекционной работы учителя-логопеда с данной группой учащихся, предложенная А.В. Ястребовой, представлена таким образом: 1 этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Содержание работы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. 2 этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание работы: уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. 3 этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения. Предлагаемая система работы по развитию связной речи восполняет пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи и направлена на формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. При этом учитель-логопед направляет внимание учащихся на форму высказывания, побуждая их к логически обоснованным, правильным в языковом отношении ответам. Система занятий по развитию связной речи использует научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи учащихся с нормальным речевым развитием и предлагает адаптированные формы и приемы работы с учетом структуры речевого нарушения учащихся. Предлагаемая программа развития связной речи имеет разделы: «Устная связная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь». Темы разделов «Устная связная речь», «Лексика» формируют умения и навыки построения связного высказывания, содержат упражнения по составлению пересказов, устных сочинений различных видов: с опорой на вопросы, картинки и серии сюжетных картинок, графические схемы; полный, выборочный, краткий, творческий пересказ; составление рассказов по демонстрируемым действиям, описательного характера, по материалам текущих наблюдений и т. п. В разделе «Лексика» представлена работа по определению лексического значения слов, практическому овладению навыками подбора антонимов и синонимов, дается понятие о многозначности слов и омонимии, пословицах, поговорках, крылатых выражениях. Подбор лексических тем должен осуществляться с учетом специфики речевых нарушений, реализовывать такие важнейшие принципы кор-рекционной педагогики, как системность, комплексность, доступность, принцип развития. Раздел «Предложение» дает возможность учащимся детально проанализировать и сопоставить слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, провести качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Ребята определяют тему высказывания, учатся отделять главное от второстепенного, анализируют тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развиваются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что необходимо не только учить детей составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает: искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями. Изложения и сочинения раздела «Письменная связная речь» носят обучающий характер и выполняются при значительной помощи учителя-логопеда, который в процессе коллективной подготовительной работы помогает учащимся осознать содержание и структуру будущего изложения, сочинения. Каждая новая тема планирования становится определенной ступенью в совершенствовании умений письменного изложения, сначала с опорой на зрительное восприятие (текста, серии сюжетных картинок, сюжетной картинки), затем по памяти и только после этого на основе слухового восприятия текста. Коллективная подготовительная работа над планом, выделение опорных слов помогает учащимся осознать признаки текста: наличие заголовка, завершенность, тематическое единство, подчинение высказывания основной мысли, построение по определенной логической схеме, что совершенствует умение собирать и систематизировать материал для высказывания. Особую роль играет работа над ошибками. Учащиеся, учитель-логопед анализируют написанное, выделяя ошибки в содержании: лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные. Данная работа воспитывает у учащихся языковое чутье, стремление говорить литературным языком, умение редактировать написанное.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |