Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Чтение слов




1. Списки слов разной слоговой структуры. Рече­вой материал, представленный в этом разделе пособия, расположен в соответствии со слоговой структурой сло­ва, с постепенным ее усложнением. Так как в настоя­щее время уже существует дидактический материал для коррекционной работы, составленный с учетом услож­нения ритмической структуры слов, в нашем пособии слова подобраны несколько по другому принципу. Спис­ки слов составлены следующим образом:

Слова из четырех букв, соответствующие структу­ре СГСГ, затем в одной таблице располагаются слова смешанного слогового состава, например СГСГ-ГССГ, да­лее СГСГ-СГГС-ГССГ и т. д.

Слова из четырех букв, соответствующие структу­ре ССГС-СГСС. Работа над этим материалом начинается по мере усвоения чтения слогов со стечением согласных.

Слова из пяти букв. На начальных этапах работы используются слова типа СГСГС, далее списки слов ус­ложняются и детям предлагают для чтения слова, соот­ветствующие схеме СГССГ, ССГСГ, ГССГС и др. С помо­щью этих слов проводится работа по обучению детей правильно делить слова на слоги.

Слова из шести букв. Речевой материал, соответству­ющий структуре слов СГСГСГ, можно включать в зада­ния параллельно с работой над прямым слогом и слова­ми типа СГСГ, так как эти слова также состоят из пря­мых слогов и особой трудности при чтении не вызывают. Слова же более сложной структуры используются по­зднее, в зависимости от того, как ребенок овладевает техникой слогослияния. В каждом конкретном случае эта работа ведется по-разному.

Слова сложной слоговой структуры. Здесь представ­лены слова разной структуры. На этом материале за­крепляется'умение детей читать сложные слова, внача­ле деля их на слоги, а в дальнейшем отделяя только один слог от слова.

При чтении слов дети выполняют следующие задания:

• прочитать слова по горизонтали (по вертикали);

• прочитать слова, соответствующие определенной структуре (например, ГССГ);

• прочитать слова с ударением на первом (втором, тре­тьем) слоге;

• найти в списке слово, произнесенное взрослым;

• найти в списке слово, изображенное на картинке;

• использование при чтении специальных символов

(п, -, V).

2. Подбери к слову схему. Графическое изображе­ние слов используются и в тех заданиях, в которых дети должны определить, какой схеме соответствуют слова, и соединить их линиями:

 

Подобные упражнения развивают звуко-слоговой ана­лиз слов, внимание. Постепенно, когда у детей автома­тизировано чтение слогов разной структуры, следует усложнять и речевой материал.

3. Следующий прием — это чтение лесенок слов, в которых количество букв с каждым словом увеличива­ется на одну и соответственно слоговая структура слов усложняется:

боб

аист

канат

рябина

подошва

грузовик

каравелла

Работая с этим материалом, можно предложить де­тям такие задания:

• прочитать слова;

• разделить слова на слоги, прочитать;

• обозначить трудные для чтения слова специальными символами.

4. Чтение однокоренных слов дает возможность де­тям не только совершенствовать навык чтения, но и вос­полнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия можно предложить детям не просто прочитать заданный столбик слов, в которых корень вы­делен, но и поработать с раздаточным материалом, состо­ящим из наборов слов с похожим звучанием, например:

гор а гор е

гор ка гор ько

гор ный гор юшко

гор ушка гор евать

гор истый гор емычный

при гор ок при гор юнился

Детям предлагают карточки со словами, их необхо­димо разложить в два столбика по смыслу.

IV. Работа с текстом. Интересным для детей являет­ся прием чтения второй половинки слова. Им сначала предлагается прочитать вторую половинку слова, а за­тем все слово полностью. Это позволяет направить вни­мание детей на конец слова как на 'существенную его часть, нуждающуюся в таком же точно восприятии, как и начало.

Аналогичный акцент на чтение окончаний слов мы предлагаем делать и при выполнении упражнений, кото­рые называются «Дочитай словечко». Эти виды заданий сложнее предыдущих. Здесь необходимо не только про­читать окончание, но и догадаться, каким оно должно быть. Вставленное окончание (ребенок его дописывает) должно согласовываться с другими словами. Подобные упражнения приводят к сокращению ошибок, связанных с угадыванием или с домысливанием, а также дают воз­можность школьникам анализировать и правильно упот­реблять различные грамматические конструкции.

Упражнение «Горки» - чтение словосочетаний и предложений, составленных из букв разной высоты.

V. Игровые задания и упражнения. Немаловажное место в коррекционной работе занимают различные игры и игровые занятия. Игра сама по себе увлекает детей, повышает их интерес к занятиям. Поэтому для дости­жения хороших результатов, повышения мотивации к выполнению заданий на занятиях необходимо исполь­зовать различные игры.

 

 

Так, для закрепления умений различать слоги по составу мы предлагаем игровые задания типа: «Помоги ежику и белочке собрать яблоки и грибы», «Укажи па­русникам путь к островам», «Соедини шарики с обла­ками», «Разложи письма по почтовым ящикам».

Для закрепления слогового синтеза и анализа слов можно предложить следующие игры: «Собери морские звезды», «Собери букет полевых цветов», «Доберись до острова сокровищ», «Составь слова из слогов», «Вол­шебные линии».

Составь слова из слогов и закрась их соответствую­щими цветами. Речевой материал: материк, острова, океан, экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.

Для повышения мотивации к занятиям, создания благоприятной атмосферы можно использовать в коррекционной работе и другие игры.

 

 


 

 

Игра «Морской бой»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как це­лостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный сло­варь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изоб­ражены корабли с написанными на них слогами. Взрос­лый называет место на поле, например Д-3, дети отыс­кивают его и называют написанный на нем слог (БУК) (при необходимости анализируют его).

Если корабли называть в определенной последователь­ности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Например, логопед называет: К-5, А-7, а учащиеся вы­писывают слоги ЯК, МА и составляют слово МАЯК, или А-1, 3-5 - ЛИВ, ПРО и получают слово ПРОЛИВ. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.

Аналогично проводятся игры «Звездные войны», «Танковое сражение», «Парашютное нападение». Содер­жание игр одинаково, но меняется речевой материал.

Речевой материал к игре «Морской бой»:

Игра-лото «Корень слова»

Цель: научить детей читать слова, выделять корень, находить однокоренные слова. Развивать орфографичес­кую зоркость. Обогащать активный и пассивный сло­варь школьников.

В игре принимают участие от 3 до 8 человек. Детям предлагают карточки со словами:

зимовать бесцветный перелётные сторожка летние заморозки

Логопед достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например: мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и др. Дети читают сло­во, выделяют в нем корень и находят однокоренное сло­во на своих карточках. Если слово найдено, ученик на­зывает его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного слова.

Еще один интересный прием — это нахождение слов среди других букв, например:

лпоаркнег диван шделвкен кровать циклод

роатс кастрю ляэвхажкеджимо зеркало бти

тумбочка рписетикрюбле вилка терсимыва

В данном упражнении слова могут быть подобраны на одну или две лексические темы.

Более сложное упражнение - - нахождение слов в квадрате, заполненном буквами. При выполнении это­го задания слова расположены не только по горизонта­ли, но и по вертикали.

 

Выполняя эти задания, можно предложить детям под­черкнуть найденные слова, выписать их и разделить на слоги, распределить на группы по теме.

Аналогично выполняется задание: «найди буквосоче­тания или слова, которые написаны до черты».

На групповом занятии включается элемент соревно­вания — кто быстрее справится с этими заданиями. Эти упражнения способствуют развитию зрительного вни­мания, анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 4274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.