Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 6. Я стоял за сосной. Из лесу вышел лось




Лось

Я стоял за сосной. Из лесу вышел лось. Он был худой, еле-еле стоял на ногах. Заболел лесной великан. Лось медленно подошёл к берёзкам. Там в траве пестрели ядо­витые мухоморы. Он нагнул голову и подхватил тол­стыми губами красный гриб. Так он лечился. Вскоре лось скрылся. Я долго смотрел ему вслед.

- Каким грибом лечился лось? Можно ли сказать о мухоморе, что он приносит только вред?

- Запишите слово «мухомор» в тетрадь. Сколько кор­ней в этом слове? Выделите их.

Это сложное слово, так как в нём два корня. Два кор­ня соединяют в одно слово соединительные гласные о-е. Подчеркивание соединительной гласной буквы.

4. Анализ правописания сложных слов. Соединитель­ные гласные о-е.

- Сегодня мы будем работать со словами, которые имеют два корня.

Есть одна игра для вас. Я прочту стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте, Дружно хором отвечайте. Где отгадка — там конец. Кто подскажет — молодец. (В. Волина) Запись слов на доске, выделение корней, соединитель­ной гласной буквы.

Там, где пыль, суёт он нос, Потому что... пылесос.

Важно по морю плывёт Трёхэтажный... пароход.

Кто имеет один рог? Отгадайте!... Носорог.

В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... сыроежки.

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт Человек им управляет. Что такое?... Самолёт.

Вот зверёк с утиным носом -Он зовется... утконосом.

«Пошла Муха на базар

И купила... самовар» (К. Чуковский)

5. Физкультминутка.

На болоте две лягушки, Две зелёные подружки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет -Всем друзьям физкультпривет!

- Назовите сложное слово из стихотворения физкульт­минутки.

6. Развитие языкового чутья, слухового внимания.

- Внимательно прослушайте предложение. Назовите сложное слово. Объясните лексическое значение.

Запись сложных слов в тетрадь под диктовку вслух, выделение корней, соединительной гласной.

На Волге начался ледоход.

Вчера был снегопад.

Пчеловод показал нам пасеку.

Уже начался сенокос.

Красив осенний листопад.

Лесорубы вернулись домой.

Издалека слышен шум водопада.

Рыболов проверил удочки.

Пешеход прошёл пять километров.

Мореплаватель открыл новый остров.

Путешественники рассказали о дальних странах.

7. Игра «Составь слово».

- Используя корни двух слов, составь сложное слово. Запись сложных слов под диктовку вслух, выделение корней, соединительной гласной:

носит оружие —... Дальний Восток —...

ловит мух —... камни тешет —...

разводит овец —... лёд колет —...

падают звёзды —... чай пить —...

варит кашу —... метает огонь —...

режет волны —... воду возит —...

хранит воду —... утиный нос —...

копает землю —... овощи разводит —...

басни пишет —... хлебный завод —...

солнце печёт —... лес рубит —...

снег падает --... сталь варит —...

8. Игра. Лото «Сложные слова».

9. Итог занятия.

— Как называются слова, имеющие два корня?

- Какие гласные буквы соединяют два корня в соста­ве слова?

 

Тема. Приставка. Ее роль в словообразовании. Графи­ческое выделение.

Цели:

• дать понятие о словообразующей и смысловой роли приставки;

• упражняться в образовании новых слов с помощью при­ставок; профилактика дизорфографии;

• расширять и обогащать словарный запас детей.

Оборудование: дидактическая игра «Ромашка», набор картинок (глаголы несовершенного, совершенного вида), запись на доске.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Запись числа, темы занятия.

3. Дидактическая игра «Ромашка».

— Прочитайте слова. Какие это слова? (Родственные, однокоренные.) Обоснуйте ответ.

Запись слов в тетрадь. Выделение корня, гласной бук­вы в корне.

- Чем отличаются эти слова? Выделите в словах при­ставки.

Обобщая ответы детей, сделать вывод. Приставкаэто значимая часть слова, которая сто­ит перед корнем и служит для образования новых слов. Каждая приставка несет смысловую нагрузку. Запись определения в тетрадь.

- С каждым словом «ромашки» составьте предложение.

4. Роль приставок в словообразовании. Смысловая на­грузка приставок. Графическое выделение приставок.

На доске: убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти, прилететь, улететь.

- Выпишите в первый столбик слова, обозначающие удаление, во второй столбик — слова, обозначающие при­ближение. Обозначьте приставки. Сделайте вывод.

Убежать прибежать

Отъехать подъехать

Отойти пригнать

Угнать подойти

Улететь прилететь

Вывод. Приставки у-, oni-, onto- имеют значение уда­ления. Приставки при-, под-, подо ----имеют значение

приближения.

5. Физкультминутка.

6. Роль приставок в словообразовании. Смысловая нагрузка приставок. Графическое выделение приставок. Работа с набором картинок (глаголы несовершенного и совершенного вида).

Рассмотрите картинку и назовите действия человека: рубилсрубил, строилпостроил, красилпокрасил, ставилапоставила, ремонтировал - - отремонтиро­вал, лепилслепил и т. д.

Чем отличаются названные глаголы? От данных глаголов образуйте глаголы со значением законченности действия. Выделите приставку, которая вносит значение законченного действия. (Запись приставок логопедом на доске: при-, на-, с-...)

Ехал —... стирал —...

Бежал —... мылил —...

Думал —... клеил —...

Варил —... вязал —...

Шил —... читал —...

Считал —... мыл —...

- Сделайте вывод. Какие приставки имеют значение законченности действия?

7. Итог занятия.

- Какая часть слова образует новые слова?

- Что называют приставкой?

- Какие приставки вы запомнили?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.