Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведения и деятельности




Основные характеристики рациональности как свойства

Рациональным прежде всего называют поведение, которое дает максимальный эффект приспособления к обстановке – позволяет сохранить себя и обеспечить себе (группе, с которой человек себя отождествляет) процветание и благоденствие. Разумно не рисковать. Разумно не нарушать установленных правил, если за нарушением следуют санкции. Разумно избегать любого рода опасности и не нарываться на конфликты. Когда ребенок, придя из школы, кричит, что разнесет эту школу в щепки, а математику учить все равно не станет, родители говорят ему, что он ведет себя неразумно.

Подобного рода «охранную» рациональность исторически создает традиция. В традиции формируются значимые для жизни людей стереотипы, в общем-то не требующие собственной сообразительности, ума или ясного сознания. Их просто следует воспроизводить: знать границы своей активности, быть послушным, копировать общепринятые нормы поведения, так как они обеспечивают безопасность. Такого рода традиционная рациональность как правило кристаллизована не только в установлениях традиции, диктующих что можно, а что нельзя делать, но и в культурных ценностях, выступающих как стабильные ориентиры, передающиеся из поколения в поколение. Именно они определяют характер целей. Немецкий социолог Макс Вебер называет такую рациональность ценностной рациональностью.

Однако человеческая жизнь многоразлична, и в ней далеко не всегда встречаются «штатные ситуации», выход из которых нам диктует традиция – социокультурный аналог инстинкта. Новые обстоятельства, угрозы и опасности, а также спонтанные изменения, происходящие в истории, будучи помножены на личностную потребность в развитии, требуют иного типа поведенческой рациональности – рациональности, в которой пересматриваются и задаются заново все компоненты действия от цели до результата. В изменчивой динамической обстановке – а такая обстановка стала нормой жизни цивилизованного человечества, начиная с Нового времени – на первый план выходит сюжет целедостижения, а цели делаются изменчивыми. М.Вебер говорит о целерациональности, присущей капиталистическому обществу, обществу, где динамика социальных процессов высока, сознание прагматически направлено, а старые ценности больше не могут выполнять роль вечных ориентиров.

Практическая рациональность современности – это в первую очередь целерациональность (хотя на самом деле ценности тоже нельзя до конца сбрасывать со счетов, и сегодня люди действуют во имя разделяемых ими ценностей, а порой и сознательно гибнут за них, не считая при этом, что действуют безумно или глупо). Рациональным считается то поведение, которое во-первых, достигает поставленной цели, а во-вторых, достигает ее максимально эффективно, то есть при минимуме затраченных сил и средств.

Для того, чтобы понять, в каком случае деятельность можно назвать рациональной, нужно рассмотреть ее основные компоненты.

Прежде всего для рациональной деятельности необходимо правильно понять собственные потребности, определиться с тем, что нужно в данных условиях для жизни, процветания и развития. Это касается и отдельных людей, и организаций, Если потребности поняты неверно, то человек начинает выдвигать перед собой иллюзорные задачи, и все его усилия, имея внешне рациональный характер, приведут к последствиям, которые вряд ли можно назвать благими.

Само выдвижение целей и постановка задач тоже являются ответственным моментом. С одной стороны, трудно говорить о рациональности цели, так как она – это образ желаемого будущего, который отвечает потребностям человека. С другой стороны, этот проект может не учитывать целого ряда обстоятельств, быть утопическим, нереализумым. Бывают цели фантазийные, бывают цели, заведомо порождающие конфликтность или ведущие к разрушениям. Наверное, цель можно считать рациональной тогда, когда она не только отвечает удовлетворению наличной назревшей потребности, но является реалистической (выполнимой) и не ведет к явной дисгармонии с другими людьми или природой. Впрочем, в этом случае цель можно, скорее, назвать разумной, учитывая тот момент гармонии, который внутренне содержится в понятии разума.

Чтобы деятельность состоялась как рациональная, в ней должны быть подобраны средства, соответствующие поставленной цели. Современные постиндустриальные технологии в этом отношении далеко продвинули производство, где средства целедостижения продумываются и математически просчитываются целыми исследовательскими коллективами, орудия труда и технологии постоянно совершенствуются и становятся все более эффективными. Собственно, наука и выполняет таким образом свою главную в обществе роль - рационализирует деятельность.

В последние десятилетия целая армия психотерапевтов стремится рационализировать поведение людей, знакомя их со средствами результативного психологического воздействия на коллег, партнеров, знакомых и родных ради успешного целедостижения. Фактически, речь идет о манипулятивных практиках, при которых другой человек уподобляется предмету, на который можно воздействовать, если знать его законы. Думается, здесь рационализация средств сталкивается с неким внутренним барьером, свойственным коммуникации. Если манипулятивные практики хорошо работают с массами населения (феномен моды, например), в результате чего производители товаров и услуг, а также политики достигают запланированного успеха, то на личностном уровне рациональная манипуляция другим человеком лишает смысла само интимно-личное общение: превращая партнера по общению в марионетку, манипулятор остается один, к тому же он постоянно рискует столкнуться со свободой воли другого человека, которая всегда может разрушить манипуляцию, опрокинув все выкладки «рационализированной психологии».

Весьма острым для рациональной деятельности выступает вопрос о том, оправдывает ли цель средства. Это вопрос нравственный, этические сюжеты вообще постоянно возникают при прикосновении к теме рациональности. Иногда вопрос об оправдании цели средствами ставится как вопрос «цены» целедостижения. Так с точки зрения Н.Макиавелли для решения стоящей тогда перед Италией задачи объединения все средства хороши: предательство, убийство, клевета и т.д. Вдохновленный макиавеллианской постановкой вопроса революционаристы всего мира по сей день считают, что для достижения счастья человечества не грех пожертвовать несколькими миллионами людей. Идея «рационального уничтожения» других народов во имя «великой цели» не так уж редка. Однако, не велика ли цена? Конечно, никакая цель не может оправдать варварских, жестоких средств целедостижения, когда другие люди рассматриваются как материал для переработки или как мешающее препятствие. Однако у рациональности всегда есть опасность подобного перерождения: сама по себе она не моральна. Лишь поднимаясь до уровня заботливой и гуманной разумности, она оказывается сплетена с нравственными принципами, но поднимается она столь высоко далеко не всегда.

Деятельность успешно достигает цели тогда, когда в ней не только применены подходящие средства, но и учтен конкретный контекст – ситуативный, исторический, культурный. Ярким примером отсутствия учета контекста является судьба марксистской теории, которая создавалась на базе рационалистической методологии и предназначалась для высокоразвитых европейских стран, где предполагалось инициировать революции одновременно. Однако применена эта теория была в совершенно неподходящем социокультурном контексте одной-единственной крестьянской страны России, в результате чего никакого коммунизма не получилось, а возникла закомуфлированная полуфеодальная бюрократия. С аналогичной ситуацией столкнулись западные страны, совершающие буржуазно-демократическую экспансию в страны Азии и Африки: они навязывают свой «рациональный» образ жизни в обстоятельствах, совершенно для этого непригодных, множа проблемы и конфликты.

Наконец, деятельность может называться вполне рациональной только тогда, когда в ней заранее учтены возможные последствия совершенного, причем как ближайшие, так и отдаленные. К сожалению, принцип французского короля Людовика Х1V «После меня хоть потоп!» нередко является основополагающим для тех, кто берется сдвигать горы с места и поворачивать реки вспять. Рационалистический титанизм – желание переделать весь мир по человеческому произволу - часто бывает безответственным, этим он грешит против самой рациональности, которая предполагает глубокую продуманность и просчитанность любого проекта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.