Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пол как природное начало и как гендер




Уже упомянутый нами на предыдущих страницах поэт начала 20-го века Саша Черный писал: «Пришла проблема пола, румяная фефёла, и ржет навеселе…» Видимо, поэт воспринимал публичный разговор о поле как нечто сколь смешное, столь и непристойное. Однако, на сегодня подобный подход давно остался в прошлом. Существование проблемы пола признано, причем рассматривается она в разных ракурсах: как вопрос о природных, естественных различиях между мужчиной и женщиной, и как проблема роли и места каждого из полов в социокультурных отношениях. Когда мы говорим о гендерном аспекте, то имеем в виду именно социальный образ пола: какие права и обязанности имеют мужчины и женщины, как регулируются их взаимоотношения, какую социальную оценку получает в конкретных обществах и культурах каждый из полов.

Поскольку наша книга посвящена философской антропологии, а не физиологии, мы обратимся последовательно к культурному и социальному аспекту проблемы пола, учитывая, разумеется те биологические характеристики, которые определяют само различие полов. Это различие очевидно, и, когда ребенок растет, он довольно быстро научается дифференцировать мужчин и женщин, как правило не удивляясь и не ужасаясь их зримым особенностям (все страхи и удивления на эту тему мы находим, по большей части, в работах З.Фрейда).

Мужчина и женщина внешне отличаются пропорциями, ростом, вторичными и первичными половыми признаками. При ближайшем рассмотрении оказывается, что существуют отличия в их общих физиологических характеристиках, таких как объем мозга, особенности кровообращения и т.п. И, конечно, важнейшим различием является разная роль в репродуктивной функции: женщина вынашивает ребенка, строя его тело из веществ своего организма, а затем рождает его. Биологическая роль мужчины, как известно, состоит в том, чтобы дать будущему человеку свою половину генной программы. Кстати сказать, у человека ярко не проявлен тот отцовский инстинкт, который есть у целого ряда животных. Он выражается в том, что отец наряду с матерью либо вьет гнездо, как это бывает у птиц, либо высиживает яйца, как у пингвинов, либо еще как-то иначе, но следуя неукоснительному биологическому долгу, заботится о семье. Для людей забота мужчины о жене и ребенке – функция социальная, она не входит в качестве обязательной программы в генетический набор.

Итак, очевидные различия между мужчинами и женщинами были осмыслены людьми еще в древности. В частности, в учении герметизма существует «принцип пола». Согласно этому взгляду, каждая вещь и каждое существо в мире обладает двумя противоположными началами – мужским и женским принципом. Мужской принцип это: объективный разум, активность, сознательность и воля. Женский принцип – субъективный разум, пассивность, подсознательность и творчество. Оба начала, как уже сказано, присутствуют и в мужчине, и в женщине, но в женщине доминирует женский принцип, а в мужчине – мужской. В 20 веке эта идея была развита К.-Г.Юнгом в его представлении об архетипах коллективного бессознательного Аниме и Анимусе.

Если следовать Юнгу и признать реальное существование архетипов, то можно сказать, что психологические различия между мужчиной и женщиной выступают их проявлением. А различия эти не только очевидны, они создают также разные модели поведения и множество проблем во взаимоотношениях между полами. Так для женщины на первом плане в отношениях с мужчиной душевная близость, а для мужчины – независимость, самостоятельность. При обсуждении проблем женщина настроена на сочувствие, сопереживание, мужчина же предпочитает не вдаваться в эмоциональные подробности, а приступать к практическому действию. Для женщин в общении важен обмен эмоциями, для мужчины – информация. Женщина любит подробный рассказ о новостях, мужчина же требует кратких обобщающих характеристик. Женщина бурно реагирует на рассказываемое, мужчина предпочитает, чтобы его слушали спокойно и тихо. Вот почему при общении мужчины и женщины так часты взаимные упреки: «Ты меня не понимаешь!»

В культуре исторически сложился целый ряд стереотипов, фиксирующих ярко выраженные мужские и женские качества. Стоит подчеркнуть, что стереотипы эти возникли в традиционном патриархатном обществе и отражают не только естественные – биологические и психологические- различия между полами, но и культурные роли, которые в течение тысячелетий принадлежали мужчинам и женщинам. Эти стереотипы таковы: мужчина силен, женщина – слаба; мужчина не беспокоится о своей внешности, женщина озабочена совей внешностью; мужчина выполняет роль кормильца семьи, женщина обеспечивает внутрисемейную стабильность; мужчина неэмоционален и логичен, женщина эмоциональна, нежна, непоследовательна (феномен «женской логики»); мужчина стремится к власти и лидерству, женщина уступчива, услужлива; мужчина активен, независим, женщина пассивна, зависима, нуждается в защите.

Эти стереотипы одновременно выступают как образцы «мужского» и «женского» - в поведении, переживании, в выполнении внутрисемейных функций. Кроме того в течение долгого исторического периода мужчины и женщины различались не только по перечисленным качествам, но и по роду занятий («мужская» и «женская» работа), по характеру одежды, по принятым и одобряемым манерам поведения. В культуре господствовала двойная мораль: свобода и независимость поведения, характерные для мужчины, были недопустимы для женщины.

Надо сказать, что в наши дни эти стереотипы, сложившиеся в традиционном обществе и существовавшие на протяжении тысячелетий, стали меняться под влиянием социокультурной динамики. Начался процесс, который порой называют «маскулинизацией женщин» и «феминизацией мужчин». На языке Юнга это означало бы, что в женщинах стал активнее проявляться и доминировать Анимус с его жесткостью, решительностью, здравым рассудком и самостоятельностью, а в мужчинах все громче говорит Анима – неуверенная, переменчивая, капризная и эмоциональная. Более того, сложившийся в повседневной одежде и поведении стиль «унисекс» еще более нивелирует характерные культурно-исторические различия между полами. Лидером в этих изменениях стали женщины, ибо произошедшие трансформации связаны с изменением их статуса в обществе, с их массовым выходом из добровольно-принудительной роли хозяйки дома, запертой в четырех стенах повелителем-мужем. Развитие производства привело женщин на предприятия и в офисы, в медицину и службу сервиса, современная индустрия невозможна без них, но изменение стиля и образа жизни произвело характерологические изменения в целых поколениях. Женский Анимус, веками мирно дремавший, оказался востребован жизнью городской женщины, которая сама зарабатывает свой хлеб.

Развитие науки и производства, в свою очередь, сделало мужской труд менее тяжелым и опасным, длительное образование смягчило грубые нравы, и в мужчинах активизировалась Анима – женоподобные черты стали более проявлены: современному западному мужчине чаще всего не надо кормить большую семью, он может развлекаться, заниматься хобби, нередко просто жить один – только для себя.

Разумеется, произошедшие перемены во многом повлияли на отношения в семье (там, где семья со своими традиционными ценностями продолжает сохраняться). Патриархатный стиль не сменился на матриархатный, и сейчас мы видим две основные возможности для семей: либо непоследовательно шарахаться от старых патриархатных взглядов к идеям полного равенства и взаимной свободы, либо строить партнерские отношения, учитывающие особенности физиологии и психологии полов. Несмотря на все перемены, происходящие в общественном сознании, прежние образцы храброго надежного мужчины и нежной верной женщины продолжают существовать в сознании наших современников, возможно, потому, что они глубоко укоренены во внутреннем мире.

И все же нельзя умолчать о тех мощных переменах, которые идут сейчас в области понимания гендерных отношений. Наиболее серьезную роль играет в них феминистское движение, выступившее не только на экономической и политической, но и на теоретической арене. Первая волна феминизма – движения за права женщин относится к 60-м годам 19 века – началу 20 века. Сначала феминистки стремились получить возможность участвовать в политической жизни, затем вплоть до 60-х годов 20 века наблюдается затишье, которое в 60-х годах 20 века взрывается «суфражистской революцией» (от английского «суфраж» - избирательное право). Суфражистская революция выразилась в ряде фундаментальных перемен:

1. сексуальная революция (разрушение двойной морали);

2. революция поведения (ношение брюк, вождение автомобиля и самолета, служба женщин в армии, приобщение к спиртному и алкоголю);

3. кухонная революция (механизация домашнего труда, появление консервов и полуфабрикатов);

4. революция на рабочих местах (изменение места женщин в экономике).

Это были мощные социальные перемены. На их базе во второй половине 60-х годов началось массовое движение женщин за гражданские права и равноправие. В 70-е годы сформировалось вместе с практической борьбой философское направление феминизма.

В поведении убежденных феминисток достаточно много экстравагантного прежде всего потому, что их стремление полностью уравнять в социокультурном отношении мужчину и женщину доходит до абсурда. Например, отметается сложившийся этикет, когда мужчина уступает женщине место или целует ей руку. То же самое фрондирующие феминистки проделывают в отношении мужчин. Но нельзя не признать, что в теоретических поисках феминизма есть достаточно много интересного. Так сторонницы феминизма стараются раскрыть исторические причины «сексизма» – полового шовинизма, ставящего женщину на более низкую, чем мужчина ступень. Например, оппозиция «женское – мужское» может быть истолкована как оппозиция «природное – культурное». В этом случае низкий социальный статус женщины объясняется ее большей по сравнению с мужчиной «природностью», поскольку именно женщина вынашивает и рождает детей.

Одной из непосредственных предшественниц феминизма была Симона де Бовуар, жена Жана-Поля Сартра, написавшая книгу «Второй пол». Среди крупных авторов феминизма можно назвать Юлию Кристеву, Люси Иригарэ, Элен Сиксу, Джудит Батлер, Рози Брайдотти. Одной из оригинальных философских идей феминизма является стремление пересмотреть сложившийся в Новое время образ безличного рационального гносеологического субъекта. Это не «человек вообще», считают феминистки. Это «мужчина, занимающий господствующую социальную позицию». Есть другой, субъект - женщина: обладающая желаниями, эмоциональная, переменчивая в зависимости от контекста. Кроме того, позитивистские критерии верификации знания – тоже наследие мужского шовинизма, ими нельзя проверить женское знание – уникальное, молчаливое, неповторимое…

Думается, гносеологам-мужчинам стоит прислушаться к голосу «второго пола»!

Завершая тему человеческой телесности, я хотела бы подчеркнуть, что многие вопросы остались не затронуты нами. Это и проблемы гомосексуальной ориентации, и вопросы связанные с критериями «нормы – патологии» в психике, и темы биоэтики: клонирование, вмешательство в генетический аппарат, пересадка органов. Но в небольшой книге невозможно осветить все. К счастью, сейчас выходит довольно большое количество литературы, посвященной этим сюжетам, к ним постоянно обращается журнал «Человек», и желающие ближе познакомиться с темой имеют для этого все возможности.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем выражается социокультурный характер человеческого тела?

2. Раскройте смысл дихотомического и холистического подхода к телу в культуре

3. Что такое гендерный подход и как он проявляется в феминизме?

Дополнительная литература

1. Быховская И.М. Homo somatikos (аксиология человеческого тела) М. 2000.

2. Лоуэн А. Язык тела Ростов н/Д 1998.

3. Введение в гендерные исследования Ч.1. СП-б – Харьков 2001.

 

Глава 6. Потребности и желания человека




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.