Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл жизни и высшие ценности. Эмоционально-чувственное бытие смысла жизни




Смысл – важнейшая характеристика нашего сознания. Любые потребности от самых возвышенных до витальных обретают для людей форму смыслов. Смысл – это идеальное выражение значимости для нас вещей, существ и отношений, он отвечает на вопросы «зачем?», «ради чего?» Смысл ложки в том, что при ее помощи едят, смысл труда в том, что он обеспечивает нам возможность жить «по-человечески», воспроизводить культуру. Кроме того, смысл тесно связан с культурным контекстом, в который попадает предмет, субъект или культурный символ. Так тройка в зачетке у двоечника означает совершенно иное, нежели тройка в зачетке у отличника.

Но что такое смысл жизни? Он тоже отвечает нам на вопросы, но относительно нас самих: Зачем я живу? Ради чего я стремлюсь прожить свою жизнь и преодолеваю трудности? Какую роль я играю в мире, где мое место в контекстах общества и бытия в целом? В остроумной и ироничной книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» описан НИИЧАВО – Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства, там есть Отдел смысла жизни, а над дверью в отдел висит глубокомысленное изречение: «Нужны ли мы нам?» Хотя Стругацкие и шутят, в их шутке есть немалая доля правды: вопрос о смысле жизни это вопрос о значимости нас для нас самих. Если человек не значим для себя самого и не видит в жизни смысла, то он либо впадает в депрессию, либо идет в отчаянный разгул, но в любом случае он перестает ценить и свою, и чужую жизнь, и эта ситуация может завершиться трагически. Вот почему так важно определиться со смыслом, с помощью рефлексии или без нее, но найти свое место среди людей и космических стихий, понять пафос собственной жизни.

Ряд лет назад мне представлялось (и я говорила это в лекциях студентам), что каждый человек в какой-то момент непременно задумывается о смысле жизни. Теперь я думаю, что это не так. Очень многие люди проживают жизнь, не обращаясь к вопросу о смысле, и их не стоит за это осуждать. Они поглощены деятельностью, страстями, достижением целей, они выстраивают хитроумные стратегии, ведут сложную игру, плетут интриги или же, напротив, мирно живут, варят борщи, заботятся о детях. Некоторые захвачены познанием, а иные – написанием музыки или картин. У всех у них есть смысл жизни, есть жизненный задор и много планов, и зачем же искать смысл, если вот он, налицо? Смысл жизни ищут либо философы (у каковых это дело не только личное, но и профессиональное), либо те, кто утратил смысл, оказавшись в «пограничной ситуации». А ситуации эти могут быть многообразны. Одни теряют смысл в результате ударов судьбы и разочарований, других пугает смерть, третьи переживают возрастные кризисы. Вот тогда люди и обращаются к поиск утраченного, стремятся вернуть смысл жизни - эту бесценный стержень нашего внутреннего мира.

Но откуда он вообще берется, смысл жизни? Надо сказать, что он не падает с неба, не является случайностью и исключительно индивидуальным изобретением. Основу, канву для смысложизненных ориентиров задают нам культура и общество. На вопрос человека «зачем жить?» отвечают высшие ценности.

Ценности – это позитивные образцы поведения, мироотношения, состояния, взятые «в чистом виде», это то, что притягивает человека, вызывает его стремления, то, перед чем преклоняются и чему служат. Человек усваивает ценности в ходе своего взросления, он впитывает их, подражая родительскому поведению и слушая суждения родителей, усваивает ценности через приобщение к разным видам деятельности и ритуалам, заимствует ценностные представления из ближайшего окружения, а порой черпает их из рассказов и поучений. Чаще всего ценностные убеждения, в том числе отвечающие на вопрос «зачем жить?» складываются в детстве и юности нерефлексивно: человек принимает их на веру, делает внутренним достоянием, не подвергая их анализу и критике. Впоследствии он может пересмотреть свои ценностные представления, но сначала он спаян с ними.

Ценностей множество и они разнообразны, поэтому каждая культура предлагает своим членам прежде всего высшие ценности, в свете которых видятся все другие. Исследователи представляют ценностную структуру в виде усеченной пирамиды, у широкого подножия которой располагаются самые разные «вторичные» и «третичные» ценности, а наверху концентрируются главные. Высшими считаются те ценности, ради которых в ситуации выбора человек готов (и обязан!) пожертвовать ценностями низшего порядка. Высших ценностей всегда несколько и они охватывают основные сферы человеческой жизни: сферу деятельности (труд, творчество);социальную сферу (экономические ценности, ценности патриотизма, политические ценности, этнокультурные ценности и т.д.); сферу семьи (ценность материнства и отцовства, ценность брака); область личных отношений (любовь, дружба); Сферу идей (религиозные и атеистические ценности, научные убеждения), а также все ценности, относящиеся к личности (жизнь, здоровье, свобода, самореализация, развлечения, отдых и т.д.). Если у человека на вершине пирамиды одна или две ценности, перед нами, скорее всего, законченный фанатик.

Обычно культура, даже динамичная, довольно жестко закрепляет в общественном сознании набор основных социально-политических высших ценностей, и нередко даже формулирует их в документах - кодексах и конституциях. Разные типы общества задают несколько разные наборы высших ценностей. Так, можно сказать, что общества рыночного типа на вершину пирамиды, как правило помещают индивидуальные ценности: индивидуальную жизнь, частную собственность, права человека, свободу. А общества традиционного типа предлагают своим гражданам общинно-коллективистские ценности: патриотизм, служение общим интересам, социальную защищенность, жертвенность ради общих целей и идеалов. Впрочем, когда любой социум находится в опасности, в нем, как правило, выдвигаются на первый план общественные ценности, если же так не происходит, конкретное общество погибает и уходит в историю.

Получая в ходе развития комплекс ценностных моделей, которые и определяют его смысложизненные ориентиры, человек, конечно, интерпретирует полученное. Нашим отечественным психологом А.Н.Леонтьевым было ряд лет назад введено понятие «личностный смысл», очень точно выражающее то, что происходит со смыслом, который дан людьми «извне». Смысл становится личностным, преломляется через призму индивидуальности и ее обстоятельств. Именно поэтому, высшие ценности, заданные культурой, каждый понимает по-своему и помещает на лично выбранное место в своей иерархии ценностей. Общество может проповедовать жертвенность, а индивид выдвинет для себя в первые ряды творчество или обогащение, и наоборот, в культуре, где принято выбирать успех и богатство всегда есть люди, которые выбирают ценности коммуникации или общественного служения. Более того, в ходе жизни место одной и той же ценности в личностной иерархии может несколько раз меняться: так, в юности человек может быть ориентирован в первую очередь на ценность любви и дружбы, в зрелые годы он ставит для себя на первое место карьеру и видит в ней смысл жизни, а в старости, возможно, для него не будет ничего выше, чем ценность семьи. Кстати сказать, сама жизнь далеко не всегда занимает высшее место в ценностно-смысловой иерархии, люди порой сознательно жертвуют жизнью ради родины, истины или политических идеалов.

Смысл жизни далеко не всегда рационально формулируется человеком в том числе и потому, что он – сложное комплексное явление, эмоционально-ценностный паттерн, который больше переживается, чем осознается. Примитивные ответы по принципу «смысл моей жизни в труде» - дань вульгаризаторскому подходу, который некоторое время назад царил в отечественной философии. Я ни в коем случае не хочу принизить труд, но «только труд» практически никогда не создает переживания смысла.

Итак, смысл – это чувство, состояние. Какое? Я думаю, что о наличии у человека смысла жизни говорят более или менее постоянно присутствующие у него: интерес к миру и спонтанная радость бытия, целеустремленность, переживание своей укорененности в обществе и универсуме, представление о действительности как упорядоченной и осмысленной, и в итоге - принятие реальности как блага, несмотря на все испытания и страдания. А об отсутствии смысла жизни говорят прямо противоположные эмоциональные состояния: скука и депрессия, апатия, отсутствие значимых целей, беспричинная агрессия, переживание отчуждение себя от мира и людей, и, наконец, восприятие действительности как бреда и хаоса.

Однако, даже если человек утратил смысл и позитивное переживание мира, но не страдает серьезными психическими патологиями, смысл жизни может быть вновь найден, восстановлен. Об этом прекрасно пишет основатель психотерапевтического направления логотерапии Виктор Франкл. Он выдвинул следующие принципы:

1. Жизнь человека не должна лишаться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден;

2. Смысл нельзя дать как вещь (ибо каждый человек создает свои смыслы), его нужно найти;

3. Смысл может быть найден, но не может быть создан (мы не черпаем смыслы исключительно «из себя», но получаем их из человеческой коммуникации);

4. Поиск смысла жизни не является неврозом, это нормальное свойство человеческой природы.

Следуя принципам В.Франкла, обратимся к рассмотрению различных способов восстановления позитивного мировосприятия и смысла жизни, если он был утрачен в кризисных ситуациях, при конфликтах, фрустрациях и стрессах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.