Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безрелигиозное мировоззрение




Преодоление смысловых кризисов: мировоззренческие механизмы

Преодоление смыслового кризиса осуществляется человеком, имеющим определенные убеждения, устойчивые взгляды на мир, и характер преодоления в немалой степени зависит от той модели действительности, на которую он ориентируется. Разумеется, любой человек неизбежно страдает, когда его жизненные планы рушатся или погибают близкие люди, когда судьба оказывается к нему жестока и посылает тяжкие испытания, но глубина и длительность этого страдания, также как возможность вернуться к нормальной жизни, во многом связаны с пониманием того, как устроен мир и какова в нем вообще человеческая судьба. Порой, стремясь выйти из беспросветного состояния, стараясь осмыслить то, что с ними случилось, люди меняют мировоззренческие модели, приобретают новые взгляды, позволяющие им восстановить нарушенную целостность жизни.

При определенном размышлении можно выделить три основных вопроса, на которые в драматической и тяжелой ситуации должен ответить себе человек:

1. Есть ли у моего страдания смысл и каков он?

2. Что я должен делать, терпеть или бороться с судьбой? Что я приобретаю в результате моей стойкости?

3. Смертен я или бессмертен и каковы, в связи с этим мои перспективы?

Коротко рассмотрим, какие ответы на эти вопросы дают три достаточно мощные мировоззренческие линии, разделяемые многими людьми: безрелигиозное (атеистическое) мировоззрение, христианство и эзотерический подход, восходящий к Ведам.

Когда люди исповедуют материалистические взгляды, считают сознание результатом стихийного развития природных потенций и не усматривают в мироздании никакого смысла, кроме того, что вносит в него сам человек, они закономерно полагают, что страдание не может иметь смысла. Страдание это чистое зло, которое необходимо искоренять и не допускать. Беда лишь в том, что стихийные силы общества, природы и индивидуальной истории все время подбрасывают нам то боль, то потери, то разочарования, и у нас никак не получается вовремя «подстелить себе соломки». Трагический аспект этой ситуации состоит в том, что человек разумен, а мир – не разумен, и с этим ничего нельзя поделать. Мы можем, конечно, развивать науку и технику, совершенствовать медицину, поощрять службы безопасности, но это не решает радикально вопроса о возможности страдания: от болезни, от несчастного случая, от душевного разочарования. И смерть, которая является одним из самых больших страданий и страхов, тоже пока никто не отменил.

Как же жить человеку, если в его страданиях нет смысла, если они – сплошное препятствие для наших земных радостей? Пытаться как можно скорее умерить физическую и душевную боль, заглушить ее таблетками, сказками, выключением сознания. А если это невозможно, то жить наперекор абсурду, соблюдать свое достоинство, помня, что человек, обладающий сознанием, всегда выше любого страдания просто потому, что он его сознает. Атеистическое сознание ведомо стоическими мотивами, оно ставит во главу угла достоинство и свободу человека, утверждая возможность приобрести власть над страданием, доказать превосходство разума.

Но что надо делать, бороться или терпеть? Для неверующего человека – несомненно, бороться, потому что, как мы уже выяснили, страдание – это зло. И бороться стоит не только по мотивам, связанным с достоинством разумных существ. Надо пытаться выбраться из угнетающей ситуации еще и по причинам вполне эвдемонистическим. Помните русского писателя М.Горького: «Человек создан для счастья как птица для полета»? Безрелигиозные люди хотят быть счастливыми здесь и сейчас, в этой единственной жизни, потому что они твердо верят, что другой им не дадут.

Итак, мы затронули третий момент: темпоральную перспективу. Мотивом выхода из ценностно-смыслового кризиса, да и из любого другого кризиса, из болезни, из череды неудач у атеистов является бренность человеческой жизни. Если больше не дадут, надо все успеть сейчас!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.