Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценностное переживание




Ценностному переживанию свойственно разрешать конфликт ценностей, а также ценностей и внешнего мира.

1. Конфликт ценностей.

Если внутренний кризис создан конфликтом разнопорядковых ценностей, то он зачастую разрешается через предпочтение высшей ценности – низшей. Для нравственного человека конфликт между справедливостью и выгодой всегда разрешается в пользу справедливости. Иногда удовлетворение более «низких» желаний может быть отложено на потом (выращу детей, тогда отдохну»), а порой низшие ценности вписываются в систему высших (видимо, хороший аппетит не противоречит служению Богу и является незначительным грехом). Сложнее обстоит дело, если ценности осмысливаются человеком как однопорядковые, тогда проблема может быть затяжной, поскольку хочется следовать и одному и другому стремлению (вспомним бессмертного Салтыкова-Щедрина, который пишет о том, как трудно обывателю разобраться, что ему больше нужно, демократия или севрюжина с хреном?) Подобный конфликт нередко разрешается извне – обстоятельствами.

2. Конфликт ценностей и внешнего мира.

Внешний мир может разрушать то, что дорого людям. Примером этого является смерть близкого человека или утрата какого-либо важного достояния, в которое вложено много усилий, крушение дела жизни.

При переживании смерти близкого человека возникает такая форма переживания как эстетизация образа умершего, она постепенно снижает страдания от потери, и образ любимого человека становится для оставшегося вдохновением для дальнейшей жизни и деятельности.

При утрате чего-либо глубоко значимого возможно обращение к древней идее непривязанности, когда все вещи эмпирического мира воспринимаются как преходящие и не имеющие значения в контексте вечности. Возможен и юмор (вспомним Остапа Бендера, ограбленного на румынской границе, который кричит «Графа Монте-Кристо из меня не вышло, придется переквалифицироваться в управдомы!», однако смех в ситуации серьезной потере можно все же считать истерической реакцией).

3. Особенно тяжелым является эмоционально-смысловой кризис, порожденный крушением всей прежней системы ценностей, глубоким разочарованием в прежних убеждениях и идеалах. Дискредитировать ценности может опыт их собственного воплощения. Подобный кризис не так давно пережили в нашей стране тысячи и миллионы людей, которые совершенно искренне были убеждены в важности ценностей социализма и благородном деле коммунистического продвижения по планете. Выход из такого кризиса лежит в поиске и нахождении новой ценностной системы, в обретении новых ориентиров. При этом прежняя жизнь и прежние смыслы должны быть мудро прощены и поняты как этап собственной жизни, который является теперь историческим фактом и моментом судьбы.

Порой ценностные убеждения бывают так сильны, что выход из кризиса люди находят не в смирении перед реальностью и измене прежним принципам, а в верности им до конца, до последнего вздоха. Человек продолжает свое служение некогда принятым идеалам, несмотря на все разочарования, а самоуглубление дает ему силы для противостояния несовершенной действительности. Он готов в этом случае пожертвовать ради разделяемых им ценностей любым из наличных благ, в том числе и самой жизнью. Подобное поведение связано с отказом от рассудочного взгляда на мир, и оно нередко присуще романтическим или глубоко верующим натурам.

Все стратегии преодоления эмоционально-смысловых и ценностно-смысловых кризисов являются творческим процессом, в котором постоянно осуществляется поиск средств для восстановления нарушенной целостности внутреннего мира. В этом поиске нет гарантий, но если человек жив и вновь способен радоваться миру, значит он нашел, быть может, свой единственный путь к восстановлению гармонии с реальностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.