КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Христианство
Совсем иначе трактует проблему христианство. Оно, в противоположность эвдемонизму атеистов, нередко усматривает в страдании, в столкновении с болью и в роковых ударах судьбы определенную богоизбранность. Бог не посылает страданий сверх меры, он дает лишь то, что человек может выдержать. А выдерживать – великое достоинство. Таким образом, мученик – фигура достойная, Господь презрел на него, он испытывает его веру, его духовную силу, как испытывал в далекие времена Иова. Страдание очищает душу и тело от земной греховной скверны. Тот, кто наслаждается, обращен к миру грубой смертной материи, а тот, кто страдает, отворачивается от нее и прозревает духовную суть действительности. Гонения, препятствия, - это дар, потому что дает возможность обратить очи к истине и повернуться лицом к Богу, чей образ бывает скрыт за житейской суетой. Таким образом, смысл страданий и бед в христианстве – это смысл обращения к трансцендентному. Этот смысл выходит за рамки повседневной жизни и, по сути дела, не дает какого-либо ориентира в ее рамках. Со страданиями далеко не всегда надо сражаться, идти против них врукопашную, бряцая своим достоинством рационального ума. Страдания надо претерпевать. Сам Христос терпел смертные муки, потому, как говорят «Христос терпел и нам велел». Страдая, мы уподобляемся Отцу небесному в его крестный час, мы повторяем его путь. Вот почему истово верующие люди иногда предпочитают не смягчать своих страданий, чтобы всю пережить полной мерой. В том, что касается смерти христианство обещает возможность вечной жизни и загробного спасения, то есть, для христианина жизнь не кончается ее эмпирической земной частью. Напротив, главное оказывается впереди. Потому, быть может, стоит временно пострадать, чтобы потом пребывать в вечности, спасти душу для райского бессмертия. Впрочем, если быть до конца последовательным, то надо признать, что надеяться в полной мере на посмертный рай могут лишь люди поистине святые а таких, как известно, совсем немного. «Среднему человеку», отягощенному грехами и грешками разного калибра, рассчитывать практически не на что. Рая мы не заслужили. Конечно, всегда остается милость Божья, но смертный человек способен лишь уповать на нее, он ни в чем не уверен, и даже самый чистый праведник на самом деле не знает, что ждет его после того как «оборвется серебряная нить». Эзотерический подход Разные варианты эзотерического подхода, как правило, включают в себя кармическую концепцию. В отличие от предыдущих подходов, кармическая концепция говорит о практическом смысле страданий и препятствий, она показывает, что страдание – чуткий индикатор, указывающий нам на наше неправильное поведение, несовершенное мышление, на буйство страстей, которым нередко предаются люди. Всякое длящееся и повторяющееся страдание – это урок, который необходимо понять. Препятствия и страдания как бы говорят с нами, подсказывают нам, в чем нам надо измениться, причем, в первую очередь – внутренне. С эзотерической точки зрения причинность строится от «тонких», внутренних слоев бытия, к внешним, «грубым». В препятствиях и бедах, выступающих на эмпирическом уровне, лишь проявляются наши неверные ментальные установки: эгоизм, избыточные привязанности к временным вещам, жадность, амбициозность и т.д. Согласно принципу, в соответствии с которым «подобное притягивается подобным», избыточная привязанность оказывается чревата потерей желаемого (страсть удержания оборачивается утратой), а мрачные мысли и чувства влекут за собой трагические ситуации. Контроль над собственным внутренним миром, благорасположенное и спокойное, поистине мудрое отношение к жизни позволяет гармонизировать действительность вокруг себя (изменение состояния сознания сказывается на физическом плане), и страдания уходят, как уходит симптом, когда болезнь излечена. С кармической точки зрения прямая борьба со страданиями и людьми, которые, возможно, их причинили, только завязывает новые «кармические узлы». Ничто не коснется человека, чего он сам не заслужил, поэтому нужно не перекраивать внешние обстоятельства и не претерпевать пассивно наличную ситуацию, а совершенствоваться на моральном и духовном уровне. Разумеется, путь внутренней самоорганизации и перестройки – это трудный путь, предполагающий овладение самыми разными методиками работы с сознанием и бессознательным, но это путь реальный. Человек стремится повлиять через тонкие причинные связи на само «поле событий», на его естественный рост и развертывание. Результатом подобной внутренней работы является выздоровление от тяжелых болезней, улучшение отношений, выправление карьеры и т.д. и т.п. Подобные практические результаты подтверждаются практикующими психотерапевтами, которые активно пользуются наработками эзотериков. Для кармической концепции смерть – не окончательная гибель, а трансформа. Она похожа на завершение спектакля, когда актер снимает театральный костюм, смывает грим и отправляется домой, чтобы отдохнуть, обдумать свою сценическую игру и ход спектакля. Или же она похожа на окончание урока, после которого ученик восстанавливает силы, осмысливает опыт, новые знания, размышляет как лучше подготовиться и ответить следующий раз. Только от самого ученика зависит, как пройдет его «загробное время» - будет ли он наказан за буйство и несносные проказы или сразу отправится к друзьям и любимым отдыхать, образно говоря, «на берега астральных морей». Смерть – не гибель, а возвращение домой. Это сбрасывание наряда из плоти и обнаружение своей истинной сути. Даже если человек был грешен и аморален, жесток и несправедлив, врата небесные не закрыты для него навсегда. Он пройдет искупление астральным адом или чистилищем, затем все-таки отдохнет, и отправится на землю – к новым урокам, которые надо выучить, к новым спектаклям, которые надо сыграть, чтобы научиться истинной духовной жизни. Три изложенные мной мировоззренческие позиции в равной степени могут быть основанием для того, чтобы человек возвратил себе утраченный смысл и интерес к жизни. Каждый, кто попадает в ситуацию нового смысложизненного выбора сам решает, какое из воззрений ему ближе. Вопросы для самопроверки: 1. Как связаны смысл жизни и высшие ценности? 2. Является ли смысл жизни чисто рациональным феноменом? 3. Каковы психологические механизмы преодоления смысловых кризисов? 4. Как влияет мировоззрение на стойкость перед лицом жизненных испытаний? Дополнительная литература: 1. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов М. 1989. 2. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества М. 1992. 3. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М. 1999. Ч. 4.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |