Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы свободного выбора




Я полагаю, что обсуждать тему свободного выбора удобно, задавая вопросы, которые часто возникают, когда мы начинаем размышлять о возможных для нас свободных поступках. Эти вопросы таковы:

1. Какой философский смысл вкладывается в понятие свободного выбора?

Подобный вопрос не является праздным. Дело в том, что обсуждая проблему свободы, мы имеем в виду нечто более глубокое и существенное, чем, например, выбор товара в магазине. Хотя выбор товара, тоже дело серьезное, потому что свободное покупательское поведение предполагает целый ряд моментов: наличие различных товаров, удовлетворяющих некую нашу потребность (а иначе из чего выбирать?), наличие достаточного количества денег в кошельке у покупателя (или на его кредитной карточке), отсутствие внешних и внутренних запретов на приобретение желаемого. И все же при всей значимости обычного житейского выбора он является лишь частным случаем той самой способности выбирать, которую мы считаем собственно-человеческим качеством. В чем же специфика этой способности, отличающей человека от животных? Почему мы говорим, что человек, обладающий биологической природой – свободен, а животные – нет?

Дело в том, что человек - единственное на сегодня известное существо, которое способно подняться над своими биологическими потребностями. Человек способен выбрать самоограничение и страдание во имя ценностей и идеалов, которые он разделяет. Аскеты и мученики, святые и герои являют нам пример отказа от удовлетворения важнейших природных потребностей и желаний, они путем мощного духовного усилия как бы воспаряют над обычными слабостями, связанными с нашей материальностью и чувственностью. Об этом очень хорошо пишет немецкий мыслитель 20 века Макс Шелер, называющий человека «аскетом духа».

Способность отказа от биологических потребностей связана также со способностью выбрать вместо эгоизма альтруизм – человеколюбие, стремление поступаться своими интересами ради других людей. И.Кант, полагая, что человек по природе эгоист, тем не менее считает, что тот же самый человек может выбрать отказ от своего эгоизма, добровольно подчиняясь требованию категорического императива: поступать всегда благожелательно и бескорыстно по отношению к любому разумному существу. Нас могут терзать самолюбивые страсти, эгоцентрические желания, но мы в состоянии пересилить их, поступиться ими, и таким образом осуществить свою свободу по отношению к животному началу в нас.

Однако суть нашей способности быть свободными может прочитывается еще одним образом. Это не только возможность выбрать независимость от природных влечений, но это также умение стать над диктатом социума, над господством общественного мнения, уклониться от насилия жестких культурных запретов. Человек – существо социальное, он не живет в одиночку, но в то же время, он не просто стадное животное, а личность, индивидуальность. Настоять на свое видении ситуации, пойти против воли сообщества, принять независимое морально-психологическое решение, осуществить свой неповторимый жизненный путь – все это проявления свободы воли, нашей способности выбирать. Человек свободен выбрать страдание, но он свободен и выбрать счастье – таков взгляд на человеческую свободу философского эвдемонизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.