КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пространство и время человека
Вернемся однако, от «звездного человека» мечты к обычным людям. Создавая «вторую природу» - культуру, человек внес трансформации в важнейшие атрибуты материальной реальности, составляющие каркас всякой жизни и деятельности – в пространство и время. Человеческие пространство и время отличаются от пространства и времени физических вещей и живых организмов просто потому, что они непосредственно слиты с практикой социокультурной деятельности, глубоко связаны с наличием у человека психики – внутреннего мира. Составляя неразрывный континуум, пространство и время, тем не менее, являются разными измерениями нашей жизни, поэтому мы рассмотрим их последовательно, одно за другим. Пространство Человеческий труд преобразует естественные ландшафты окружающей среды в систему артефактов – фактов культуры. Это человеческие жилища, возделанные поля, огороды, сады. В древние времена культурные вкрапления поселений мало влияли на состояние природы, со временем все большее пространство планеты стало нести на себе следы человеческой деятельности. Уже в античности появились города, где население жило концентрированно, были построены дороги, мостовые, водопровод и прочие блага цивилизации. Первоначально преобразованное людьми для своей жизнедеятельности пространство было человекоразмерно: в массе не существовало высоких домов, и городские территории можно было обойти пешком. С возникновением устойчивых государственных образований складывается представление о центре и периферии: центр представляет столица, периферией были провинции, в их число попадали и завоеванные земли. Особо важным моментом в складывании собственно-человеческого пространства были священные места – капища богов, святилища, затем храмы. Они несли отпечаток духовной жизни человека и служили некими путями, которые вели из эмпирической реальности, полной повседневных забот, в иномирные выси, в область потустороннего, в божественные пределы. Здесь человек мог непосредственно встретиться со своими небесными покровителями или духами предков, это были места пересечения смертного и вечного. Поэтому и поведение человека в священном месте всегда отличалось от поведения профанного: в храме нельзя громко говорить, хохотать, отвлекаться на мимолетное и преходящее. Таким остается священное пространство и сегодня, хотя храмы находятся в гуще больших городов. Тотальная урбанизация внесла свои коррективы в сложившееся два века назад социокультурное пространство планеты. Выросли гигантские мегаполисы, многомиллионные поселения, теряющие свою связь с человекоразмерностью. Если деревенский ландшафт и быть сохраняют связь человека с природой и приближают его к природным ритмам, то большой город диктует свои техногенные правила. Пространство современных городов несет в себе момент отчуждения как человека от природы, так и человека от человека. С одной стороны, индивид теряется в огромной анонимной толпе людей, с которыми он каждый день встречается на улице, в метро, в автобусах, с другой стороны, он отъединен от всех стенами своей квартиры-клетушки, где он проводит время наедине с телевизором. Если вспомнить деление М.Хайдеггера вещей на «наличные» (созданные наукой, объективные, отстраненные) и сподручные (те, что близки ремесленнику и землепашцу), то пространство мегаполиса сплошь «налично»: оно есть, но оно чужое, в нем нет ни уюта, ни тепла. Этому нередко способствует планировка современного города, где отсутствуют закрытые дворы, а дома стоят развернутыми веерами – предоставленные всем ветрам. Поистине покорением пространства стало изобретение в начале ХХ века автомобиля и самолета, которые вскоре сделались массовыми средствами передвижения. Для человека прошлого земля была необъятна, хотя в средневековье и в ранее Новое время европейский человек все время искал ее «край», помещая туда то вход в прекрасный Эдем, то жерло, ведущее в ад. Христофор Колумб, доплыв до берегов Америки, полагал, что наконец-то попал в Индию – настолько неосвоенными были просторы планеты. Сейчас землю можно облететь на космическом корабле, отмечая все особенности ее поверхности, уточняя карты, выслеживая передвижение войск противника и т.д. Пространство как будто сжалось, все страны и народы стали физически ближе друг к другу, поскольку добраться куда-либо на самолете не представляет труда. Еще теснее сделало мир телевидение, которое в мгновение ока переносит нас в нужную нам точку – город, лес, море – где происходят важные события. То же касается телефонов, в том числе мобильных, по которым можно спокойно звонить практически в любую точку света. Человек продолжает свои «эксперименты с пространством», которым, думается, нет предела, как нет предела развитию. Время Человеческое время тоже отличается от времени других живых и неживых систем. Каждая эпоха имеет собственные временные ритмы, свою скорость протекания событий. В традиционном крестьянском обществе время организовано согласно природным циклам. Здесь естественно возникает идея круговорота, вечного возвращения, поскольку разливы рек, сезоны дождей или зимние холода наступают с завидным постоянством, также как солнечные восходы и закаты. Фактически, только с появлением христианства в человеческом сознании появляется «стрела времени», возникает некая телеология, при которой человечество оказывается линейно движущимся от сотворения мира к Страшному Суду. Между тем, для средневекового крестьянского сознания время еще долго остается циклическим, нанизывающим одно за другим кольца лет, хотя где-то в трансцендентных высях протекают грозные таинственные процессы, приближающие живых к пугающему Концу света. Наряду с сакральным пространством в сознании человека издревле существовало сакральное время – час молитвы, богослужения, жертвоприношения. Сакральным временем были также религиозные праздники и те особые священные дни, когда человек прерывал свои каждодневные труды и соотносился с вечностью. Верующий как прежде, так и теперь снова и снова переживает находящиеся в вечности мифологические события, в христианстве это - рождение Христа, его распятие и воскресение. Впрочем, исследования историков культуры показывают, что кроме сезонов и религиозных праздников время года ранжировалось в средневековой Европе еще и карнавалами – бурными языческими празднествами, когда профанное и священное менялись местами, на осла одевали монашеский клобук, а шут служил мессу. О карнавалах можно прочитать в работах нашего отечественного филолога и философа М.М.Бахтина. И все же большая часть жизни человека прошлого была временем труда. Крестьянин трудился с малых лет, и с раннего утра до позднего вечера, а для досуга оставалось совсем немного времени. Появление ярко выраженного периода досуга связано с буржуазной эпохой. Конечно, обеспеченные слои населения во все периоды истории имели много свободного времени, что бывало чревато бездельем и скукой, но время досуга у трудящихся возникает в связи с господством не природных, а технических ритмов работы. Буржуазное время начинает четко делить день на его рабочие (служебные) часы и часы досуга, когда вне всяких праздников людям предлагаются разные формы отдыха и развлечения. Это относится ко всем, кто трудится. От людей, занятых бизнесом, до прислуги и клерков в офисах. В тот же самый период раннего капитализма возникает лозунг «Время – деньги!», который, будучи воплощен в реальность, приводит к резкому убыстрению темпов жизни. Современный человек, наследник и продолжатель прошлого, в нашу постиндустриальную эпоху живет с огромной скоростью и все время спешит. Изобретенные некогда часы стали своеобразным кнутом, подхлестывающим темп проживания. В этом наш современник является прямой противоположностью своего средневекового предка, который никуда не торопился, потому что знал: у Господа времени много, и все еще успеется, не сегодня, так завтра. Скорость жизни в сегодняшнем мире тесно связана с ценностной ориентацией на успех. В русском языке даже есть созвучие: «успех – успеть». Надо успевать, иначе опоздаешь! В традиционном обществе успех не рассматривался как самоценный, важнее было просто прожить жизнь: последовательно и не спеша пройти все ее этапы от рождения до смерти. Современная культура, максимально нацеленная на контроль над массовым сознанием, активно стремится задавать людям модели времяпровождения. От структурирования времени во многом зависит психологическое состояние человека, его работоспособность, настроение. Именно поэтому при помощи и посредстве электронных СМИ возникла огромная развлекательная индустрия, предлагающая человеку проводить время «модно», «престижно», «со вкусом». Кино, телевидение, шоу-бизнес, бары, клубы, компьютерные игры наполняют наше время содержанием, которое приготовили для нас другие люди - специалисты. Их настойчивость бывает агрессивной. Поэтому распорядиться временем по собственному усмотрению является в наши дни актом волевого выбора, результатом личностного решения. Сколько свободного времени я уделю общению, сколько книгам, а сколько – развлечению, должен решать только я сам! Наконец, время человека – это не только периоды его практического действия, коммуникации или активного отдыха. Это еще и «внутреннее время», то как мы переживаем дни, отмеряемые стуком часов. А переживать их мы можем по-разному. Широко известно, что в ситуации страдания время тянется чрезвычайно долго, в то время как приятные часы пролетают словно мгновенья. Время, наполненное интересными событиями, вспоминается потом как длительный период, даже если в реальной жизни эти события умещались в несколько дней, а годы, проведенные в праздности и лени уходят так, будто их и вовсе не было, так как человеку нечего вспомнить. Время человека еще недостаточно изучено, это – открытая тема для новых философских, культурологических и психологических исследований.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |