Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытийные противоречия человека. Человеческое и сверхчеловеческое




Человек не только обладает сущностью, он также имеет природу. Природа человека – это его сущность в ее эмпирическом бытии. Как бы ни были прекрасны дух, разум и свобода, все эти замечательные человеческие атрибуты отягощены материей, помещены в границы человеческой телесности, скованы земным пространством и временем. Действительно, человек во-первых, телесное, конкретно-чувственное существо. Также как животные, он нуждается в пропитании, осуществляет процессы ассимиляции-диссимиляции, размножается, может жить лишь при определенных условиях (состав воздуха, влага, температурный режим), нуждается в движении и покое. Во-вторых, человек смертен, как все живое, и этой смертности еще никто не избежал.. В-третьих, человек частичен: он способен формироваться, выживать и развиваться только в сообществе, как и многие другие стайные, ройные и стадные существа.

Все это говорит о том, что человек внутренне противоречив: его сущность иномерна его природе, его духовные стремления далеко выходят за рамки его природных влечений, а то и прямо противоположны им; его разум не может смириться с его смертностью, а свобода рвется за пределы, поставленные нашей воле естественной необходимостью.

Противоречия человеческой природы, столкновение природного и сущностного в человеке широко представлены в философской литературе. Назовем хотя бы некоторые из них.

1. Противоречие между инстинктивно-страстной составляющей поведения с одной стороны, и разумом и нравственностью – с другой.

. Надо сказать, что эта проблема ставилась еще в античности, в частности, у Эпикура и в стоицизме. Затем в средневековом христианстве она рассматривается как тема борьбы Бога и Дьявола на поле человеческой души. Уже тогда душа, ведомая чувствами и желаниями, выглядела как загадочная и опасная, способная оборачиваться разными ликами: и ангельским, и темным.

В 20 веке противоречие между природно-энергетическими пластами в человеке и высокими идеалами ярко описано Зигмундом Фрейдом. Он показал, что человек «не хозяин в собственном доме»: он думает, что руководствуется разумом и моралью, в то время как им владеют влечения. «Рационализации», объясняющие поступки по Фрейду – лишь самообман. Ни разум, ни нравственность, проистекающие из культуры, не в силах всегда держать в узде инстинктивные влечения – эротическое желание и агрессию. «Несчастное Я» обречено на разорванность между культурно-высоким и природно-низменным.

2. Противоречие между генетическими задатками и социальным воспитанием.

Само наличие задатков неоднократно отрицалось в истории философии. У Дж.Локка мы находим суждение о рождающемся человеке как tabula rasa – чистой доске, на которой прижизненный опыт. В том числе социальный и культурный пишет свои письмена. В 60 -70-егоды 20-го века в нашей стране работал выдающийся автор Эвальд Васильевич Ильенков, который отстаивал идею о всемогуществе социального воздействия, когда из любого человека можно воспитать гения в любой сфере деятельности, поскольку именно культура формирует сознание. Другой автор Давид Израилевич Дубровский оппонировал ему с точки зрения генетики, утверждая, что общество может развивать прежде всего то, что заложено на генетическом уровне. Грубо говоря, если голоса нет, оперным певцом не станешь, сколько ни учись! Дискуссия длилась едва ли не десятилетие, и ею была захвачена вся философская общественность. В наши дни уже никто не отрицает наличие и генетически заданных возможностей, и таких же ограничений. Но спор о мере участия природы и культуры в развитии человека все равно продолжается то в явной, то в неявной форме.

3. Противоречие между причинной обусловленностью человеческого поведения и решающим значением в его жизни смысла.

Объективные условия жизни, конкретное физическое состояние может побуждать человека к определенному типу поведения, например к тому, чтобы спрятаться от опасности и избежать негативных для себя последствий. Но смысловые основания – ценностные ориентиры, нравственные взгляды, политические убеждения, а также цели – образы событий, располагающихся в будущем могут противоречить естественно-природной детерминации. Смысловые основания являются очень мощным регулятором человеческой жизни, влияя на все поведение человека.

4. Противоречие между смертностью человека и его жаждой бессмертия.

О нем, в частности, пишет Э.Фромм. Человек смертен, как и другие живые существа, но в отличие от других животных он знает о своей смертности, видит ее как неотвратимо предстоящую, пусть даже в отдаленной перспективе. И именно это знание заставляет его стремиться избежать гибели Я, искать средство обретения бессмертия. Человечество с самых древних времен создавало мифы о существовании царства мертвых, где жизнь, хотя и не такая хорошая, как на земле, все же продолжается. Все религии рисуют адские и райские картины дальнейшего бытия. Сказки повествуют о живой воде и молодильных яблоках, а современная медицина вкупе с конкурентами от духовных практик обещают гражданам разные способы обретения вечной жизни: от замораживания тела при низких температурах до сознательного контроля над каждой клеткой организма. Но люди продолжают умирать, ибо род живет смертью индивида. Это драма эмпирического бытия, которая неустранима и постоянно воспроизводится в сознании каждого нового поколения.

5. Еще одно, но очень важное противоречие – это противоречие между извечностью человеческой природы и ее принципиальной открытостью.

С одной стороны, человек давно биологически сложился, имеет как вид определенные физиологические характеристики, которые практически не меняются на протяжении тысячелетий. Разве что в течение последнего века люди увеличились в росте, что получило название акселерации. В целом же никаких радикальных перемен за период писаной и даже не писаной истории с человечеством не случилось.

С другой стороны, как мы уже отмечали ранее, человек является универсальным существом. Это значит, что он открыт для самых разнообразных перемен, высоко пластичен и способен трансформировать не только окружающую природу, но и себя, если это будет необходимо либо станет ценностью и целью.

Тема универсальности и открытости человека приводит нас к древнему и столь же современному сюжету сверхчеловеческого. Если «ниже человека» находятся животные, наши «меньшие братья», то «выше человека» тот, кого именуют «сверхчеловеком» - возможная перспектива развертывания человеческого. Образ сверхчеловека отнюдь не появляется впервые в произведениях Ф.Ницше, он присутствует в многовековой эзотерической традиции. В качестве сверхчеловека там выступает маг, способный преодолеть многообразные ограничения эмпирического мира и приобрести сверхсилы и сверхспособности. Сверхчеловек-маг иномерен человеку, то есть, он имеет иную меру своих возможностей[4], хотя в то же время продолжает обретаться в эмпирическом мире. Маг способен легко преодолевать огромные пространства и двигаться во времени, он может оказывать влияние на обыденную жизнь, не прибегая к реальным организационным и физическим действиям – только силой мысли и слова. И, главное, маг бессмертен и свободен от всех человеческих привязанностей, он стоит по ту сторону морали и людских ценностей. Его цель – абсолютная независимость.

Конечно, с точки зрения обычного человека не понятно, зачем все это магу-сверхчеловеку. Какие, собственно говоря, у него радости в полном-то одиночестве да еще целую вечность? Но на то он и «сверх», чтобы мы его не понимали. Это уже вовсе другой вид существ. Именно таким мы видим и сверхчеловека Ницше: не понятым и не понимаемым, способным отказаться от опоры на Бога, стоящим по ту сторону добра и зла. Ницшеанский сверхчеловек рождается из обычного человека, потому человек - лишь канат, натянутый между прошлым и будущим человеческого рода, лишь переходное звено.

Тенденции к воплощению в жизнь идеи сверхчеловеческого мы видим наши дни в целом ряде социокультурных явлений. Это, например, практическое стремление к киборгизации: намерение создать новый вид человека с помощью современных технологий – от обычной замены органов и систем организма до применения нанотехнологий, где изменения можно вносить в человеческое тело на уровне молекул и атомов. Именно так энтузиасты технико-технологического совершенствования человечества хотят дать нам бессмертие – то есть, сделать «сверхлюдьми». Например, вся информация, содержащаяся в мозгу, записывается на искусственные носители, которые могут перемещаться из одного кибер-тела, в другое. Личность оказывается постоянно воспроизводящейся со всеми своими воспоминаниями, при этом она может вольно путешествовать в космосе, ибо не нуждается ни в воздухе, ни в земной температуре, а питание синтезирует из окружающей среды…

Другой вариант создания сверхлюдей предлагают различные эзотерические группы, причисляющие себя к сторонникам энерго-информационных практик. Они обещают открытие суперспособностей вплоть до получения бессмертия в физическом теле путем упорных тренировок. Такого рода эзотерическая литература давно стала экзотерической, то есть, широко доступна. Чаще всего авторы пособий, которых достаточно много, пишут, что сами обладают искомыми сверхчеловеческими качествами, однако проверить это читателю не представляется возможным. Кто знает, может быть, в малогабаритных современных квартирах и зреют где-нибудь посвятившие свою жизнь энергетическим упражнениям сверхчеловеки, но пока они еще не явили свету своих умений. А без этого, как мы узнаем об успехе дальнейшего продвижения человечества по пути эволюции?

Подводя итог, можно сказать, что открытость человека порождает непрерывные поиски в направлении изменения его родовых качеств. Люди хотят вырваться из противоречий своей природы, избавиться от всего горького и тягостного, оставив лишь блистательное, могучее и веселое. Наверное, их трудно за это осуждать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.