КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет зубчатых передач
Нефтегазового производства Эксплуатация и обслуживание технологических объектов Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти Бурение нефтяных и газовых скважин ЗУБЧАТЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ, КОНИЧЕСКИХ И ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ РАСЧЕТ Методические указания для студентов направления подготовки 131000 «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» Профиль подготовки г. Ижевск 2013 г.
к.т.н. доцент Иванова Т.Н. Методические указания «Расчет зубчатых цилиндрических, конических и червячных передач» для студентов для студентов направления подготовки 131000 «Нефтегазовое дело»
Настоящее методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования 131000 «Нефтегазовое дело»
Методические указания «Расчет зубчатых цилиндрических, конических и червячных передач» составлены на основе современных инженерных методов и требований ГОСТов по расчету передач зацеплением.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры “РЭНГМ“, «БНГС» ФБ ГОУ ВПО УдГУ
«___» _____________ 2013 г., протокол №___.
Заведующий кафедрой __________________________
Методические указания Расчет зубчатых и червячных передач предназначены в помощь студентам, изучающим дисциплину «Теоретическая и прикладная механика», при выполнении практических, контрольных работ.
Исходные данные: Т1 — вращающий момент на шестерне, Н×м; п1 — частота вращения шестерни, мин-1; и — передаточное число; схема передачи; Lh — время работы передачи (ресурс), ч. Выбор твердости, термической обработки и материала колес. В зависимости от вида изделия, условий его эксплуатации и требований к габаритным размерам выбирают необходимую твердость колес и материалы для их изготовления. Для силовых передач чаще всего применяют стали. Передачи со стальными зубчатыми колесами имеют минимальную массу и габариты, тем меньшие, чем выше твердость рабочих поверхностей зубьев, которая в свою очередь зависит от марки стали и варианта термической обработки (табл. 1). На практике в основном применяют следующие варианты термической обработки (т.о.): I — т.о. колеса — улучшение, твердость 235... 262 НВ; т.о. шестерни — улучшение, твердость 269... 302 НВ. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ и др. Зубья колес из улучшаемых сталей хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению, но имеют ограниченную нагрузочную способность. Применяют в слабо- и средненагруженных передачах. Область применения улучшенных зубчатых колес сокращается. II — т. о. колеса — улучшение, твердость 269... 302 НВ; т. о. шестерни — улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности в зависимости от марки стали(см. табл. 1) 45... 50 HRC, 48... 53 HRC. Твердость сердцевины зуба соответствует термообработке улучшение. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 40Х, 40ХН, 35ХМ и др. III — т.о. колеса и шестерни одинаковая — улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности в зависимости от марки стали: 45...50 HRC, 48...53 HRC. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 40Х, 40ХН, 35ХМ и др. IV — т. о. колеса — улучшение и закалка ТВЧ, твердость поверхности в зависимости от марки стали (см. табл. 1) 45...50 HRC, 48...53 HRC; т.о. шестерни — улучшение, цементация и закалка, твердость поверхности 56... 63 HRC. Материал шестерни — стали марок 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 12ХНЗА и др. V — т. о. колеса и шестерни одинаковая — улучшение, цементация и закалка, твердость поверхности 56... 63 HRC. Цементация (поверхностное насыщение углеродом) с последующей закалкой наряду с большой твердостью поверхностных слоев обеспечивает и высокую прочность зубьев на изгиб. Марки сталей одинаковы для колеса и шестерни: 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 12ХНЗА, 25ХГМ и др. Кроме цементации применяют также нитроцементацию (твердость поверхности 56... 63 HRC, стали марок 25ХГМ, ЗОХГТ) и азотирование (твердость поверхности 58... 67 HRC, стали марок 38Х2МЮА, 40ХНМА).
Таблица 1. Марки стали и термическая обработка
При поверхностной термической или химико-термической обработке зубьев механические характеристики сердцевины зуба определяет предшествующая термическая обработка (улучшение). Несущая способность зубчатых передач по контактной прочности тем выше, чем выше поверхностная твердость зубьев. Поэтому целесообразно применение поверхностного термического или химико-термического упрочнения. Эти виды упрочнения позволяют в несколько раз повысить нагрузочную способность передачи по сравнению с улучшаемыми сталями. Например, допускаемые контактные напряжения [ s ] Н цементованных зубчатых колес в два раза превышают значения [ s ] Н колес, подвергнутых термическому улучшению, что позволяет уменьшить массу в четыре раза. Однако при назначении твердости рабочих поверхностей зубьев следует иметь в виду, что большей твердости соответствует более сложная технология изготовления зубчатых колес и малые размеры передачи (что может привести к трудностям при конструктивной разработке узла). Допускаемые контактные напряжения [ s ] Н1 для шестерни и [ s ] Н2 для колеса определяют по общей зависимости (но с подстановкой соответствующих параметров для шестерни и колеса), учитывая влияние на контактную прочность долговечности (ресурса), шероховатости сопрягаемых поверхностей зубьев и окружной скорости: Предел контактной выносливости Допускаемые контактные напряжения [ s ] Н1 для шестерни и [ s ] Н2 для колеса определяют по общей зависимости (но с подстановкой соответствующих параметров для шестерни и колеса), учитывая влияние на контактную прочность долговечности (ресурса), шероховатости сопрягаемых поверхностей зубьев и окружной скорости: Предел контактной выносливости sHlim вычисляют по эмпирическим формулам в зависимости от материала и способа термической обработки зубчатого колеса и средней твердости (НВср или HRCcp) на поверхности зубьев (табл. 2).
Таблица 2. Значения sHlim
Минимальные значения коэффициента запаса прочности для зубчатых колес с однородной структурой материала (улучшенных, объемно-закаленных) SH = 1,1; для зубчатых колес с поверхностным упрочнением SH = 1,2. Коэффициент долговечности ZN учитывает влияние ресурса при условии 1£ ZN £ Zmax. (1) Число NHG циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяют по средней твердости поверхностей зубьев: Твердость в единицах HRC переводят в единицы НВ:
HRC 45 47 48 50 51 53 55 60 62 65 НВ 427 451 461 484 496 521 545 611 641 688 Ресурс Nk передачи в числах циклов перемены напряжений при частоте вращения п, мин-1, и времени работы Lh, ч: Nk=60nn3Lh, где n3 — число вхождений в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один его оборот (численно равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым), рис. 1. В общем случае суммарное время Lh (ч) работы передачи вычисляют по формуле Lh=L365Kгод×24Kсут, где L — число лет работы; Kгод — коэффициент годового использования передачи ( Kгод £ 1); Kсут — коэффициент суточного использования передачи (Kсут£ 1).
Рис. 1
В соответствии с кривой усталости напряжения sН не могут иметь значений меньших sНlim. Поэтому при Nk > NHG принимают Nk = NHG. Для длительно работающих быстроходных передач Nk ³ NHG и, следовательно, ZN = 1, что и учитывает первый знак неравенства в формуле (1). Второй знак неравенства ограничивает допускаемые напряжения по условию предотвращения пластической деформации или хрупкого разрушения поверхностного слоя: ZNmax = 2,6 для материалов с однородной структурой (улучшенных, объемно-закаленных) и ZNmax =1,8 для поверхностно-упрочненных материалов (закалка ТВЧ, цементация, азотирование). Коэффициент ZR, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев, принимают для зубчатого колеса пары с более грубой поверхностью в зависимости от параметра Ra шероховатости ( ZR — 1...0,9). Большие значения соответствуют шлифованным и полированным поверхностям (Rа = =0,63...1,25 мкм). Коэффициент Zv учитывает влияние окружной скорости v ( Zv — 1 ... 1,15). Меньшие значения соответствуют твердым передачам, работающим при малых кружных скоростях ( v < 5 м/с). При более высоких значениях окружной скорости возникают лучшие условия для создания надежного масляного слоя между контактирующими поверхностями зубьев, что позволяет повысить допускаемые напряжения: Zv=0,85v0,1 ³ 1, при Н £ 350 НВ; Zv=0,925v0,05 ³ 1, при Н > 350 НВ. Допускаемое напряжение [s]H для цилиндрических и конических передач с прямыми зубьями равно меньшему из допускаемых напряжений шестерни [s]H1 и колеса [s]H2. Для цилиндрических и конических передач с непрямыми зубьями в связи с расположением линии контакта под углом к полюсной линии допускаемые напряжения можно повысить до значения:
при выполнении условия: для цилиндрических передач [s]H < 1,25[s]Hlim, для конических передач [s]H £1,15[s]Hlim, где [s]Hlim — меньшее из двух: [ s ] H1, [ s ] H2. Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни [s]F1 и колеса [s]F2 определяют по общей зависимости (но с подстановкой соответствующих параметров для шестерни и колеса), учитывая влияние на сопротивление усталости при изгибе долговечности (ресурса), шероховатости поверхности выкружки (переходной поверхности между смежными зубьями) и реверса (двустороннего приложения) нагрузки: Предел выносливости sFlim при отнулевом цикле напряжении вычисляют по эмпирическим формулам (табл. 3). Минимальные значения коэффициента запаса прочности: для цементованных и нитроцементованных зубчатых колес — SF = 1,55; для остальных — SF =1,7. Таблица 3. Значения sFlim
Коэффициент долговечности YN учитывает влияние ресурса: при условии 1£ YN £ YNmax. (2) где YNmax = 4 и q = 6 - для улучшенных зубчатых колес; YNmax = 2,5 и q = 9 для закаленных и поверхностно-упрочненных зубьев. Число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, nFG = 4×106. Назначенный ресурс Nk вычисляют так же, как и при расчетах по контактным напряжениям. В соответствии с кривой усталости напряжения sF не могут иметь значений меньших sFlim. Поэтому при Nk > NFG принимают Nk = NFG. Для длительно работающих быстроходных передач Nk ³ NFG и, следовательно, YN = 1, что и учитывает первый знак неравенства в (2). Второй знак неравенства ограничивает допускаемые напряжения по условию предотвращения пластической деформации или хрупкого разрушения зуба. Коэффициент YR, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями, принимают: YR = 1 при шлифовании и зубофрезе-ровании с параметром шероховатости Rz £ 40 мкм; YR = 1,05... 1,2 при полировании (большие значения при улучшении и после закалки ТВЧ). Коэффициент YA учитывает влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса). При одностороннем приложении нагрузки YA = 1. При реверсивном нагружении и одинаковых нагрузке и числе циклов нагружения в прямом и обратном направлении (например, зубья сателлита в планетарной передаче): YA = 0,65 — для нормализованных и улучшенных сталей; YA = 0,75 — для закаленных и цементованных; YA = 0,9 — для азотированных. Учет режима нагружения при определении допускаемых напряжений. На рис. 2 режим нагружения передачи характеризует циклограмма моментов, которая представляет в порядке убывания вращающие моменты Тi действующие в течение отработки заданного ресурса N k. Циклограмма позволяет определить nцi — продолжительность (в циклах нагружения) действия момента Ti при частоте вращения ni, атакже Nцi — продолжительность (в циклах нагружения) действия моментов, больших Тi.
Рис. 2
В расчетах на сопротивление усталости действие кратковременного момента перегрузки Тпик не учитывают, а фактический переменный режим нагружения заменяют эквивалентным (по усталостному воздействию) постоянным режимом с номинальным моментом Т (наибольшим из длительно действующих: Т = Т1 = = Ттах на рис. 2) и эквивалентным числом NE циклов нагружения. В расчетах на контактную выносливость переменность режима нагружения учитывают при определении коэффициента долговечности ZN,вместо назначенного ресурса NK подставляют эквивалентное число циклов NHE: NHE =mHNk , где В расчетах на выносливость при изгибе для определения коэффициента долговечности YN вместо Nk подставляют эквивалентное число циклов nfe: NFE=mFNk , где В случае постоянной частоты вращения на всех уровнях нагрузки (пi = п) отношение равноценно отношению или . На основе статистического анализа нагруженности различных машин установлено, что при всем многообразии циклограмм моментов (нагрузок) их можно свести к нескольким типовым, если использовать при построении циклограмм относительные координаты: Тi /Ттах и Snцi /Nk. Заменив ступенчатую циклограмму плавной огибающей кривой, получают графическое изображение постоянного (0) и пяти переменных типовых режимов нагружения, характерных для большинства современных машин. На рис. 3 переменные режимы обозначены: I — тяжелый (работа большую часть времени с нагрузками близкими к номинальной); II — средний равновероятностный (одинаковое время работы со всеми значениями нагрузки); III — средний нормальный (работа большую часть времени со средними нагрузками); IV — легкий (работа большую часть времени с нагрузками ниже средних); V — особо легкий (работа большую часть времени с малыми нагрузками). Рис. 3
Тяжелый режим (I) характерен для зубчатых передач горных машин, средние равновероятностный (II) и нормальный (III) — для транспортных машин, легкий (IV) и особо легкий (V) — для универсальных металлорежущих станков. Значения коэффициентов эквивалентности mН и mF для типовых режимов нагружения приведены в табл. 4.
Таблица 4. Значения коэффициентов mН и mF
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |