КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет червячных передач
. Расчет конических зубчатых передач 1. Диаметр внешней делительной окружности шестерни. Предварительное значение диаметра внешней делительной окружности шестерни, мм: , где Т1 - вращающий момент на шестерне (наибольший из длительно действующих), Н×м; и — передаточное число. Коэффициент К в зависимости от поверхностной твердости Н1и Н2 зубьев шестерни и колеса соответственно имеет следующие значения: Твердость Н............ Н1:£ 350НВ Н1 ³ 45 HRC Н1 ³ 45 HRC Н2 £ 350 НВ Н2 £ 350 НВ Н2 ³ 45 HRC Значения коэффициента JН принимают: для прямозубых конических передач JН = 0,85; Окружную скорость vm, м/с, на среднем делительном диаметре вычисляют по формуле (при Кbе = 0,285): . Степень точности назначают в зависимости от окружной скорости. Прямозубые конические колеса применяют при окружных скоростях до 5 м/с, степень точности — не грубее 7-й. Уточняют предварительно найденное значение диаметра внешней делительной окружности шестерни, мм: Значение коэффициента KHv внутренней динамической нагрузки для прямозубых конических колес выбирают по табл. 6, условно принимая их точность на одну степень грубее фактической: например, вместо фактической степени точности 7 для выбора коэффициента KHv принимают степень точности 8. Коэффициент KHb учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. В конических передачах шестерню располагают консольно. С целью повышения жесткости опор валы устанавливают на конических роликовых подшипниках. Для конических колес: , где — коэффициент, выбираемый по табл. 7 для цилиндрических зубчатых передач в зависимости от отношения ybd = b/de1, твердости зубчатых колес и расположения передачи относительно опор. Так как ширина зубчатого венца и диаметр шестерни еще не определены,значение коэффициента ybd вычисляют ориентировочно: . 2. Конусное расстояние и ширина зубчатого венца. Угол делительного конуса шестерни . Внешнее конусное расстояние . Ширина зубчатого венца b = 0,285Re. 3. Модуль передачи. Внешний торцовый модуль передачи . Значение коэффициента KFv внутренней динамической нагрузки для прямозубых конических колес выбирают по табл. 9, условно принимая их точность на одну степень грубее фактической. Коэффициент KFb учитывает неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца. Для конических передач с прямыми зубьями . Коэффициент JF принимают равным 0,85. Вместо [s]F в расчетную формулу подставляют меньшее из значений [s]F1 и [s]F2. Округление вычисленного значения модуля до стандартной величины можно не производить. 4. Числа зубьев: шестерни z1=de1/m); колеса z2= z1×u. Полученные значения округляют в ближайшую сторону до целого числа. 5. Фактическое передаточное число иф = z2 / z1. Полученное значение uф недолжно отличаться от заданного более чем на: 3 % — для конических редукторов, 4 % — для двухступенчатых коническо-цилиндрических редукторов, 5 % для трех- и более ступенчатых коническо-цилиндрических редукторов. 6. Окончательные значения размеров колес (рис. 10). Углы делительных конусов шестерни и колеса:
Делительные диаметры колес: de1=mez1; de2=mez2, Внешние диаметры колес:
Рис.10
Коэффициенты хе1 и хnl смещения для шестерни прямозубой и косозубой принимают по табл. 12 и 13. Для передач с z1 и и, отличающимися от указанных в табл. 12 и 13, значения хе1 и хnl принимают с округлением в большую сторону. Коэффициент смещения инструмента для колеса: хе2 = -хе1; хn2 = -хnl. 7. Размеры заготовки колес. Для конических шестерни и колеса вычисляют размеры заготовки (мм), см. рис. 6: Полученные расчетом Dзаг и Sзaг сравнивают с предельными размерами Dnp и Sпр (см. табл. 1). Условия пригодности заготовок: Dзаг £ Dnp; Sзaг £ Sпр.
Таблица 12. Значения коэффициентов хе1
Таблица 13. Значения коэффициента хnl
8. Силы в зацеплении (рис. 11). Окружная сила на среднем диаметре шестерни Ft = 2×103d1/dm1, где dm1= 0,857 dе1; осевая сила на шестерне Fa1 = Fttga sin δ1; радиальная сила на шестерне Fr1 = Ft tga cos δ1; осевая сила на колесе Fa2 = Frl; радиальная сила на колесе Fr2 = Fr1. Заклинивание зубьев не произойдет, если сила Fal направлена к основанию делительного конуса ведущей шестерни. Поэтому выбирают направление вращения шестерни (смотреть со стороны вершины делительного конуса) и направление наклона зубьев одинаковыми: например, при ведущей шестерне с левым наклоном зуба направление вращения должно быть против движения часовой стрелки. Рис. 11
9. Проверка зубьев колес по контактным напряжениям. Расчетное контактное напряжение 10. Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба. Напряжение изгиба в зубьях колеса Напряжение изгиба в зубьях шестерни Значения коэффициентов YFS1 и YFS2, учитывающих форму зуба и концентрацию напряжений, принимают по табл. 10 в зависимости от коэффициента смещения и приведенного числа зубьев: 11. Проверочный расчет на прочность зубьев при действии пиковой нагрузки. Целью расчета является предотвращение остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя или самих зубьев при действии пикового момента Тпик. Действие пиковых нагрузок оценивают коэффициентом перегрузки. Кпеp = Тпик / Т, где Т = Т1= Tmax — максимальный из длительно действующих (номинальный) момент, по которому проводят расчеты на сопротивление усталости (см. рис. 2). Проверка зубьев колес на контактную прочность при кратковременном действии пикового момента: Проверка зубьев колес на прочность по напряжениям изгиба при действии пикового момента: Допускаемые напряжения [ s ] Hmax и [ s ] Fmax принимают по рекомендациям 1.1 «Расчет цилиндрических зубчатых передач», п. 12.
Исходные данные: Т2 — вращающий момент на колесе, Н×м; п2 — частота вращения колеса, мин-1; и — передаточное число; Lh — время работы передачи (ресурс), ч. 1. Материалы червяка и колеса. Для червяка применяют те же марки сталей, что и для зубчатых колес (см. табл. 1). С целью получения высоких качественных показателей передачи применяют закалку до твердости > 45 HRC, шлифование и полирование витков червяка. Наиболее технологичными являются эвольвентные червяки (ZI),а перспективными — нелинейчатые: образованные конусом (ZK)или тором (ZT). Рабочие поверхности витков нелинейчатых червяков шлифуют с высокой точностью конусным или тороидным кругом. Передачи с нелинейчатыми червяками характеризует повышенная нагрузочная способность. Термообработку улучшение с твердостью £ 350 НВ применяют для передач малой мощности (до 1 кВт) и непродолжительной работы. Область применения таких передач с архимедовыми червяками (ZA)сокращается. Для силовых передач следует применять эвольвентные и нелинейчатые червяки. Материалы зубчатых венцов червячных колес по мере убывания антизадирных и антифрикционных свойств и рекомендуемым для применения скоростям скольжения можно условно свести к трем группам (табл. 14): Группа I — оловянные бронзы; применяют при скорости скольжения vck > 5 м/с. Группа II — безоловянные бронзы и латуни; применяют при скорости скольжения vck = 2... 5 м/с. Группа III — мягкие серые чугуны; применяют при скорости скольжения vck < 2 м/с и в ручных приводах. Так как выбор материала для колеса связан со скоростью скольжения, то предварительно определяют ожидаемое ее значение, м/с:
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |