КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет цилиндрических зубчатых передач
1. Межосевое расстояние. Предварительное значение межосевого расстояния a'w, мм: , где Т1 — вращающий момент на шестерне (наибольший из длительно действующих), Н×м; и — передаточное число. Коэффициент К в зависимости от поверхностной твердости Н1 и Н2 зубьев шестерни и колеса соответственно имеет следующие значения: Твердость Н …………... Н1 < 350 НВ Н1 > 45 HRC Н1 > 45 HRC Н2 < 350 НВ Н2 < 350 НВ Н2 > 45 HRC Окружную скорость v, м/с, вычисляют по формуле: . Степень точности зубчатой передачи назначают по табл. 5. Уточняют предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле: , где Ка = 450 — для прямозубых колес; Ка = 410 — для косозубых и шевронных; [ s ] H - в МПа.
Таблица 5. Степень точности зубчатой передачи
jba — коэффициент ширины принимают из ряда стандартных чисел: 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63 в зависимости от положения колес относительно опор: при симметричном расположении …………… ……………0,315... 0,5; при несимметричном расположении ………………………..0,25... 0,4; при консольном расположении одного или обоих колес … 0,2... 0,25. Меньшие значения jba — для передач с твердостью зубьев Н ³ 45 HRC. Коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность KH=KHvKHbKHa Коэффициент KHv учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления и погрешностями профилей зубьев шестерни и колеса. Значения KHv принимают по табл. 6 в зависимости от степени точности передачи по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей. Коэффициент KHb учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов, подшипников. Зубья зубчатых колес могут прирабатываться: в результате повышенного местного изнашивания распределение нагрузки становится более равномерным. Поэтому рассматривают коэффициенты неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы и после приработки KHb. Значение коэффициента принимают по табл. 7 в зависимости от коэффициента jbd=b2/d1 , схемы передачи и твердости зубьев. Так как ширина колеса и диаметр шестерни еще не определены, значение коэффициента jbd вычисляют ориентировочно: . Таблица 6. Значения KHv
Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе для косозубых зубчатых колес.
Рис. 4
Коэффициент KHb определяют по формуле: , где KHW — коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значения находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью (табл. 8). Коэффициент КНа определяют по формуле: где KHW — коэффициент, значение которого находят по табл. 8 для колеса с меньшей твердостью Значения
Таблица 8. Значения KHW
. Начальное значение коэффициента распределения нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления (погрешностями шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от степени точности (п ст = 5, 6, 7, 8, 9) по нормам плавности: для прямозубых передач для косозубых передач где А = 0,15 для зубчатых колес с твердостью Н1 и Н2 > 350 НВ и А = 0,25 при Н1 и Н2 £ 350 НВ или Н1 > 350 НВ и Н2 £ 350 НВ. Вычисленное значение межосевого расстояния округляют до ближайшего числа, кратного пяти, или по ряду размеров Ra 40.
При крупносерийном производстве редукторов аW округляют до ближайшего стандартного значения: 50; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 260; 280; 300; 320; 340; 360; 380; 400 мм. 2. Предварительные основные размеры колеса Ширину колеса после вычисления округляют в ближайшую сторону до стандартного числа по ряду размеров Ra 40. 3. Модуль передачи. Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания . Минимальное значение модуля mmin, мм, определяют из условия прочности: , где Кт = 3,4×103 для прямозубых и Кт = 2,8×103 для косозубых передач; вместо [s]F подставляют меньшее из значений [s]F2 и [s]F1. Коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба KF=KFvKFbKFa. Коэффициент KFv учитывает внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Значения KFv принимают по табл. 9 в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твердости рабочих поверхностей. KFb — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле . KFa — коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями, определяют так же, как при расчетах на контактную прочность: . В связи с менее благоприятным влиянием приработки на изгибную прочность, чем на контактную, и более тяжелыми последствиями из-за неточности при определении напряжений изгиба приработку зубьев при вычислении коэффициентов KFb и KFa не учитывают. Из полученного диапазона (т min... mm ах) модулей принимают меньшее значение т, согласуя его со стандартным (ряд 1 следует предпочитать ряду 2): Ряд 1, мм……..1,0; 1,25; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 4,0; 5,0; 6,0; 8,0; 10,0 Ряд 2, мм……..1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7,0; 9,0 Значение модулей т < 1 мм при твердости £ 350 НВ и т < 1,5 мм при твердости ³ 40 HRC для силовых передач использовать нежелательно.
Таблица 9. Значения KFv
Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе для косозубых зубчатых колес.
4. Суммарное число зубьев и угол наклона. Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес ; шевронных колес . Суммарное число зубьев . Полученное значение zS округляют в меньшую сторону до целого числа и определяют действительное значение b наклона зубьев: . Для косозубых колес b = 8…20°, для шевронных b = 25…40°. 5. Число зубьев шестерни и колеса. Число зубьев шестерни: . Значение z1 округляют в большую сторону до целого числа. Для прямозубых колес z1min = 17; для косозубых и шевронных z1min = 17cos3b. При z1 < 17 передачу выполняют со смещением для исключения подрезания зубьев и повышения их изломной прочности. Коэффициент смещения . Для колеса внешнего зацепления х2 = -x1. Число зубьев колеса внешнего зацепления z2 = zS-z1.
6. Фактическое передаточное число иф = z2/z1. Фактические значения передаточных чисел не должны отличаться от номинальных более чем на: 3 % —
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |