Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бремя власти




Как работать с конфликтным человеком?

§ Если в подразделении работает человек, у которого наблюдается все перечисленные психологические особенности или пять-шесть из приведенных выше восьми характеристик, и в этом подразделении периодически «вспыхивают» сценарные конфликты в течение многих лет, то руководителю следует задуматься о том, чтобы принять важное управленческое решение. А именно, можно рекомендовать перевести этого подчиненного в другое подразделение, в котором его способности провоцировать сценарный конфликт, могут не проявиться.

§ Можно также рекомендовать провести цикл индивидуальных консультаций с конфликтным работником, чтобы изменить такие черты его характера, как завышенная самооценка и высокая критичность, демонстративность, культурные и семейные стереотипы и эмоциональные травмы детства. Темпераментные особенности слабо поддаются психокоррекции, но сами по себе они безопасны, без сопутствующих конфликтных личностных черт.

§ По отношению к конфликтному работнику могут быть применены эффективные административные меры: выговор, снижение премиальных, понижение в должности.

§ Если перевод конфликтного работника в другое подразделение и психокоррекционная работа с ним и принятие административных мер окажутся не результативными, следует подумать об увольнении такого работника с тем, чтобы вернуть рабочему коллективу работоспособное состояние.

Если учесть, что стрессом на работе вызваны до 38% сердечно-сосудистых заболеваний мужчин и женщин, то такие довольно жесткие меры по отношению к конфликтным личностям, оправданы тем, что принимающий решение об увольнении конфликтного сотрудника, руководитель заботится не только о профессиональной эффективности своих сотрудников, но и об их здоровье.

 

 

В случае вертикальной карьеры, которая в распространена в России в большей степени, чем горизонтальная, успешный профессионал проходит разные ступени должностного роста и со временем обязательно становится руководителем. В его работе появляется не только власть и самостоятельность, но и высокая напряженность. Известно, что вероятность попадания в зону профессионального стресса у руководителя примерно на 20% выше, чем у других специалистов. Какие стрессовые факторы связаны с деятельностью управленческого работника? Прежде всего, это ответственность не только за свою работу, но и работу своих подчиненных, организация работы исполнителей и контроль за ее выполнением, одновременное, параллельное выполнение многих управленческих функций, публичный характер работы руководителя, правильная демонстрация своего статуса и власти, необходимость участвовать в управленческой политике и конкурентной борьбе. Разберем каждый из названных факторов работы руководителя более подробно.

Итак, руководитель должен нести ответственность не только за собственный труд, но и за качество и своевременность выполнения производственных задач своими подчиненными. Известно, что сделать самому часто значительно легче, чем перепоручить выполнение задачи исполнителю. Делегирование связано с необходимостью правильного объяснения целей и сроков выполнения работы, стимулирования подчиненного, а также регулярного контроля за решением задачи. По моим наблюдениям, до 60% руководителей проявляют эмоциональное сопротивление перед делегированием: сознательно они положительно оценивают необходимость делегирования, но внутренне, эмоционально стремятся к тому, чтобы сделать работу самостоятельно, не доверяя и не перепоручая ее исполнителю.

Организация и контроль за выполнением производственных заданий подчиненными вызывают напряжение в работе многих руководителей. Правильная организация и эффективный контроль возможны тогда, когда руководителем точно оценивается профессионализм, исполнительская дисциплина и характер подчиненных. Известно, что в отношении одного подчиненного необходим постоянный, ежедневный контроль, а другому достаточно только правильно сформулировать задачу. Такой индивидуальный подход к подчиненным – единственно верный и всегда присутствует у опытных руководителей.

Необходимость выполнения многих функций одновременно присутствует в работе практически всех руководителей. Нередко можно видеть, как в один и тот же промежуток времени управленческий работник подписывает важный документ, разговаривает по телефону, и перед ним сидит работник или клиент, с которым он ведет переговоры. В психологических книгах, посвященных анализу управленческой деятельности, всегда имеются глава или параграф, в которых подробно перечисляются многочисленные и разнообразные функции руководителя: организационные, мотивационные, информационные, коммуникативные, учебные, воспитательные, психотерапевтические и др.

Одновременное выполнение разных действий создает постоянную напряженность в работе руководителя, которую молодые управленческие работники ощущают в первые год-два после назначения на должность. Приходя на консультацию к психологу, они жалуются на наличие проблемы организации и планирования рабочего времени, распределения внимания и сил. Многие регулярно остаются после окончания рабочего дня с тем, чтобы закончить важные дела, когда нет интенсивного общения или частых телефонных звонков. Некоторые приходят на работу раньше положенного времени, чтобы в утренней тишине решить важные задачи. В любом случае, управленческие работники увеличивают продолжительность рабочего времени за счет сокращения личного времени и отдыха.

Публичный характер работы руководителя, в первую очередь, связан с тем, что ему часто приходится выступать на деловых совещаниях, презентациях, переговорах. Неоднократно я наблюдала, как даже опытные руководители испытывают волнение и страх перед выступлением, поэтому они стремятся тщательно продумывать свои фразы, детально оттачивать формулировки, спланировать ответы на предполагаемые вопросы и замечания.

Кроме публичных выступлений, руководитель всегда находится в центре анализа и критичных оценок со стороны не только вышестоящего руководства, но и своих подчиненных.

Несколько лет назад я прочитала юмореску немецкого писателя Гейнца Кноблоха, которая показалась мне интересной и полезной именно тем, что эта довольно сложная сторона работы руководителя описывается в ней легко, с чувством юмора: «Что говорят о начальнике у нас? Если он приходит на работу вовремя, то говорят: «Это он нарочно, чтобы к нам придираться». Если он опаздывает: «Конечно, ему все прощается, он же начальник». Если он спрашивает о семейных проблемах, говорят: «Вечно он сует нос в чужие дела». Если он не спрашивает: «Ему нет дела до людей». Если он предлагает вносить предложения, говорят: «Сам ничего не может решить». Если сам начинает вносить предложения: «Все по-своему делает». Если он быстро принимает решения: «У него все наспех». Если медленно: «У него нет никакой решительности». Если он расширяет свой отдел: «Он непомерно честолюбив». Если не расширяет отдел: «Всегда выезжает на наших горбах». Если он руководствуется нормами, инструкциями и постановлениями: «Закоренелый бюрократ». Если он стремится обойти нормы и инструкции: «Совести нет у человека». Если он часто шутит: «Всегда шуточками отделывается». Если серьезен: «Ты когда-нибудь видел, чтобы он улыбался!?» Если отдел работает хорошо: «Всю работу тянем мы». Если отдел работает плохо: «Мы-то здесь при чем? Это начальник у нас никудышний!»

 

Правильная демонстрация своего статуса и власти – важная задача для руководителя.

 

Много лет назад я наблюдала такую ситуацию. Директор крупной компании, невысокий мужчина, поднимался по ступенькам в свой офис. Навстречу ему сверху вниз спускался один из его подчиненных, мужчина довольно высокого роста. После приветствия, подчиненный задал вопрос своему начальнику, остановившись на одну ступеньку выше, нежели стоял его шеф. Перед тем, как ответить, руководитель неспешно поднялся на несколько ступенек выше и уже с позиции сверху вниз сформулировал свой ответ подчиненному.

 

Или другой пример. Два сотрудника, молодой и зрелый, сидели в одном служебном помещении, вместе ходили обедать и уходили с работы. Молодой обращался к старшему сотруднику по имени-отчеству, а последний позволял себе называть молодого сотрудника просто по имени. Наступил день, когда освободилось место руководителя отдела, и зрелый сотрудник ждал повышения, резонно рассудив, что должность предложат именно ему. Тем не менее, хозяин компании вызвал молодого сотрудника.

Через несколько минут молодой вернулся в комнату, где его ждал его сослуживец, и тот спросил: «Ну что, Коля, как дела?» Молодой ответил: «Не Коля, а Николай Иванович!» Думаю, что комментарии здесь не нужны.

 

Действительно, появляясь на работе, руководитель должен постоянно демонстрировать свою управленческую роль: с водителем в машине, с подчиненными, с партнерами, клиентами. Этот управленческий PR – не мода и не дань сегодняшему времени, это было всегда. Опытный руководитель никогда не допускал на работе фамильярных отношений и всегда устанавливал границы отношений, за которые подчиненный не должен переходить.

Конечно, проигрывание управленческой роли требует от руководителя постоянного самоконтроля и напряжения, что в определенной степени повышает его профессиональный стресс.

Необходимость участвовать в управленческой политике и конкурентной борьбе. Наличие обостренных конкурентных отношенийсколлегами по работеособенно часто отмечают активные управленческие работники, которые ориентированы на успех и испытывают потребность в самоутверждении и дальнейшем карьерном росте.

Все руководители среднего уровня управления хотят иметь хорошие отношения с собственниками компании и вышестоящим начальством. Они стремятся постоянно чувствовать настроение босса, его отношение к себе и его оценку своего труда. Они сравнивают, как руководство относится к другим специалистам, тяжело переживают, если нарушается «принцип справедливости» в оценке и распределении ресурсов, испытывают болезненные чувства, если по непонятным причинам руководитель отвернулся, не поздоровался, не подал руку или случайно бросил недовольную фразу.

Практически все руководители обращают внимание на внешние атрибуты своего положения и власти: марку служебного автомобиля, компьютера и офисного телефона, выделенных со стороны компании, размер и местоположение своего кабинета и рабочих помещений своих сотрудников.

Занимая новое служебное кресло, управленческий работник должен ему соответствовать, постоянно проявлять высокую эффективность и работоспособность, поскольку почти сразу же он начинает ощущать, как «молодые волки дышат в спину». Примерно 90% руководителей выражают нежелание «быть обойденными другими», стремятся к упрочению своего положения, создавая свой «кабинет» для поддержки со стороны единомышленников и друзей.

Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что успешная карьера связана именно с умением строить взаимоотношения с людьми, с вышестоящими руководителями, собственниками, а также с исполнителями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.