Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом 2 страница




своим последствием тот факт, что широкие слои населения

вступали в различные общенациональные объединения.

В Дании в этот период правительственная власть была

слабой, но и здесь стремились к предотвращению народных

волнений. Население было просвещенным и политически

активным и в сельской местности, поэтому датская система

обеспечения по старости не ограничивалась заботой лишь о

рабочих, занятых в промышленности, но распространялась

на всех.

В Дании уже с середины ХIX века в сельской

местности активно работали свободные церковные общины,

а позднее получило развитие кооперативное и крестьянское

движение. Грундвигианское движение с его высшими

учебными

заведениями,

свободными

церковными

общинами и бесплатными школами стало своего рода

«моделью» народного движения.1 Эта «модель» жива еще и

сегодня. Главнейшие религиозные движения оставались в

Дании в рамках той же народной церкви (Volkkirche),

1 Социальное обеспечение в странах Северной Европы. Специальный

выпуск.- Москва: МГСУ.-1994. С.94. Page 16

 

которую признавала большая часть представителей

рабочего движения. Поэтому не было достаточно серьезных

оснований для создания и сохранения особой, с

конфессиональной точки зрения, системы социальных

услуг. Но в 50-х и 60-х годах нашего столетия в Дании,

когда у власти находились социал-демократические

правительства, стремившиеся к созданию надежной

универсальной, полностью государственной системы

социальной

защиты,

дискутировалась

проблема

неравенства, и социальные порядки несли на себе печать

этих дискуссий. На рынке труда появилось много женщин,

что создало потребность в новых видах социальных услуг.

Отношение в Дании к государственным социальным

учреждениям совершенно иное, чем в других странах.

Критика частной благотворительности в 20-х годах нашла

широкий отклик и стала основой социальной реформы 1933

года. С тех пор в Дании убеждены, что государственная

система социального обеспечения единственно правильная

с этической точки зрения.

Cистема социального обеспечения в США возникла в

виде агентств, организованных и финансируемых местными

властями. Обычно комитет по оказанию помощи бедным,

состоявший из избранных местных представителей,

предоставлял нуждающимся необходимое для жизни, или

организовывал им проживание в других семьях, или, если

количество нуждающихся было достаточно велико,

открывал дома для бедных (богадельни, странноприимные

дома и т.д.). Основным достижением в области

благотворительности и преображения в середине Х1Х в.

было создание специализированных учреждений, которые

могли оказывать помощь в разрешении различных проблем

нуждающихся групп населения, разрабатывая для них

особые

программы

здравоохранения,

образования,

исправления поведения правонарушителей и т. д. Page 17

 

Но наряду с добровольной (или частной)

благотворительностью

существовала

государственная

благотворительность – администрация по претворению

Закона о бедных и различные специализированные

институты штатов, созданные в рамках принятого

законодательства, содержащиеся на средства от налогов и

управляемые государственными служащими.

В

г.

Национальная

конференция

благотворительности и преображения собрала всех

предшественников будущей профессиональной социальной

работы и заложила теоретические основы социального

обеспечения. Собравшиеся на конференцию определили

направления социальной работы на далекую перспективу.

Социальная работа ХХ в. пережила три периода: 1900

– 1930 гг. – когда деятельность осуществлялась на уровне

правительств штатов, местных властей и частных агентств;

1930 – 1968 гг., когда федеральное правительство

предприняло ряд важных инициатив; период после 1968 г.,

когда движение к «государству всеобщего благосостояния»,

кажется, остановилось или пошло вспять.

Расширение и развитие местных агентств и агентств

штатов в 1900 – 1930 гг. обусловливалось прогрессивными

политическими изменениями. Защиту интересов развития

общества взяло на себя правительство, оно начало

вмешиваться в такие сферы жизнедеятельности, как

народное образование, здравоохранение и т.д.

К началу 30-х годов система социальных агентств

была достаточно беспорядочной. В течение 40 лет (с 1930-

1968гг.) значительно возросла роль федерального

правительства в деле социального обеспечения. «Великая

депрессия» и годы, последующие за ней (1929-1941), затем

вторая мировая война (1941-1945), далее восстановление

экономики и период «холодной войны» – эти реалии

породили развитие более однородного общества (иногда Page 18

 

называемого социологами «массовым обществом»).

Федеральное правительство приняло ряд мер для развития

системы

социального

обеспечения

нуждающихся,

инвалидов, правонарушителей, также были претворены в

жизнь и новые программы, затрагивающие сферы бизнеса и

занятости, гражданских прав и др.

Социальное страхование предлагалось в качестве

замены благотворительности, имевшей место до 1930 г.

Предотвращение бедности выступало в новой форме:

трудящиеся (с помощью нанимателей и правительства)

объединяют свои ряды для уменьшения риска потери

доходов среди живущих на зарплату.

Законом о социальном страховании 1935 г. были

предусмотрены

федеральные

дотации

программам,

разработанным штатами. Эти программы включали

оказание помощи престарелым, слепым, нуждающимся

детям.

Новые программы государственной помощи и

социального

страхования

освободили

частные

благотворительные агентства на местах от оказания

материальной помощи, за исключением чрезвычайных

обстоятельств, поэтому агентства сосредоточили свое

внимание на обслуживании клиентов. Федеральное

правительство способствовало деятельности местных служб

путем предоставления субсидий согласно Закону о

социальном страховании.

Понятия «социальное обеспечение» и «социальная

работа» вошли в обиход стран Запада, вытеснив

употреблявшиеся ранее категории благотворительности и

преображения. По сравнению с первоначальными сферами

социального обеспечения наиболее важным новшеством

было создание системы социального страхования и

государственной помощи, финансируемой государством, а Page 19

 

также принятие законов, регулирующих условия труда

(гарантирующих минимум зарплаты и ограничивающих

рабочие часы) и отношения между трудящимися и

администрацией (поддержка коллективных договоров и

союзов). Программы поддержания доходов имели два

направления – социальное страхование и материальная

помощь. Социальная работа сформировалась как важный

социальный институт, входящий в понятие государства,

имеющего социальную направленность.

1.3. Социальная поддержка населения как элемент

современной рыночной экономики

Социальная политика либерального государства

Социальная защита населения является функцией

государства и неотъемлемой частью экономики. В

современном обществе существуют два социально-

политических течения: социалистическое и либеральное.

Социализм является социальной философией государства,

основанного

на

социалистических,

нерыночных

отношениях, а либерализм, соответственно, - социальной

философией государства, основанного на рыночных

отношениях

Социальная философия социализма. При социализме

человек как вид ставится выше человека как индивида.

Нельзя сказать, что социализм не гуманен, но человек

воспринимается здесь не как личность, а как "орудие

производства". Статус человека зависит от того, насколько

он способен трудиться, воздействовать на природу – чем

больше лично производит, тем выше оценивается. Но так Page 20

 

как рабочий человек не владеет средствами производства,

продукт его труда забирается собственником –

эксплуататором. Следовательно, рабочий отчуждается от

результатов своего труда, а значит от природы и самого

себя. Цели социализма состоят в освобождении человека от

любого на него воздействия, эксплуатации, которое

происходит путем преодоления частной собственности.

Социальная философия либерализма. В центре всей

философской системы стоит человек, признание индивида

и его неотъемлемых прав. В рамках либерализма считается

совместимым с сущностью человека такой общественный

и экономический порядок, который предоставляет

индивиду основные права. Причины неравенства не

уничтожаются, но с помощью государства комплексно

утверждаются и охраняются права человека.

В либеральном рыночном государстве существуют

большие

социальные

проблемы,

обусловленные

социальным и имущественным неравенством, заложенном в

самих основах государства:

1) Распределение

доходов

и

имущества.

Определенные члены общества: дети, старики

и т.д. - не могут удовлетворить свои

потребности и не влияют на экономику, не

обладая покупательской способностью. Те, кто

может работать, тоже ограничены в своих

правах, т.к. не имеют средств производства.

Различия в доходах ведут к возникновению

новых различий, например, в образовании.

2) Распределение

экономической

власти.

Экономическая власть – способность оказывать

в

рамках

экономической

жизни

экономическими средствами влияние на

другого человека. Проблема заключается в

том, что бесконтрольная экономическая власть Page 21

 

порождает большую власть, и она может

перерасти в политическую власть.

3) Проблема

дополнительных

социальных

расходов. Бремя компенсации за социальное

неравенство и социальные издержки ложится

на налогоплательщиков, большая часть

которых не получает из-за них никакой

выгоды.

Социальное неравенство, заложенное рыночной

экономикой, должно компенсироваться государством, его

социальной политикой. Социальная политика государства с

рыночной, либеральной экономикой, должна быть

способной обеспечивать1:

1) экономический рост и экономический прогресс,

распределение доходов и имущества с нормами

социальной справедливости;

2) полную занятость населения;

3) достаточный уровень существования для

нетрудоспособных членов общества;

4) воспрепятствовать

инфляции,

обеспечить

стабильные покупательские способности;

5) гарантировать основные права человека.

Таким образом, в современной рыночной экономике

система социальной поддержки населения является ее

неотъемлемой частью.

Модели социальной политики

Практика социальной политики в странах рыночной

экономики продемонстрировала различные пути внедрения

социальной поддержки населения.

1 Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь.-

М.:Дело, 1993. -С.53. Page 22

 

Английский исследователь Р.Титмусс выделил три

модели социальной политики:1

1) Политика благотворительности. В центре первой

модели – положение о преобладающем значении двух

«естественных» каналов, через которые удовлетворяются

потребности индивида; к ним относятся частный рынок и

семья. Только в том случае, если эти институты перестают

выполнять свои социальные функции адекватным образом,

в действие вступают государственные институты и то лишь

на временной основе – пока «естественные» каналы не

станут действовать эффективно. В такой модели основной

акцент социальной политики – на благотворительности,

общественном вспомоществовании. Социальные меры

государства адресуются главным образом так называемым

«истинно нуждающимся».

2) Политика страхования. В центре второй модели –

занятая на производстве часть трудоспособного населения.

Гарантии социальной защиты предоставляются главным

образом через страхование работников. Утрата заработка

влечет за собой выплату компенсации, которая частично

возмещает утраченный доход. Величина социальных

выплат прямо пропорциональна количеству и размерам

социальных взносов, выплачиваемых в государственные

(бюджетные и внебюджетные) фонды. Это модель гораздо

более широкой социальной политики, чем первая, но также

преимущественно пассивной, прямо не нацеленной на

профилактику социальных болезней.

3)Политика перераспределения. Третья модель

рассматривает систему социального благосостояния в

качестве интегрированного института в обществе,

обеспечивающего универсальные услуги за пределами

рынка. Объектом целенаправленной социальной политики

выступает все население. В ней нет прямой зависимости

1 См. R. Titmuss. Sozial Policy. L. 1974, p.30-31. Page 23

 

между правом на социальную защиту и специальными

выплатами.

Социальная

защита

предусматривает

предоставление материальной помощи на уровне

нормального жизненного стандарта. В этой модели

присутствует перераспределение экономических ресурсов

от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным в

качестве целевого принципа. Другая особенность модели

заключается в том, что во главу ее функционирования

поставлена задача предупреждения, профилактики случаев

утраты индивидом социальной стабильности. Это активный

и конструктивный тип социальной политики государства.

Шведский социолог Г. Эспинг-Андерсен выделяет три

«чистых» типа государства благосостояния:1

1) Либеральный тип. Здесь доминирующее значение

придается логике рынка. Выплачиваемые пособия

«скромны» по своим размерам. Их предоставление не

должно подавлять «склонности» к труду. Государство

поощряет

частное

обеспечение

рыночных

форм

благосостояния.

2) Консервативно-корпоративистский тип. Здесь

система государства благосостояния играет важную роль в

обеспечении социальных гарантий. Но при этом типе

частное страхование и предоставление социальных услуг на

предприятии является «минимальным». Вместе с тем

перераспределительный эффект государства благосостояния

является «ничтожным», а социальные права основаны на

существующих классовых и статусных различиях.

3) Социал-демократический тип. Он характеризуется

преобладанием принципа универсализма в предоставлении

социальных услуг и отрицанием рынка в социальной сфере.

Государство рассматривается как наиболее эффективное

средство «создания равенства по наивысшим стандартам, а

См. G.Esping-Andersen. The Three World of Welfare Capitalism.

Cambridge, 1996, p.26-33. Page 24

 

не равенства по минимальным потребностям». Система

государства

благосостояния

выступает

важнейшим

инструментом реализации социальных прав граждан.

В фундаментальном исследовании «Рост до предела:

государства Западной Европы после второй мировой

войны» приведены следующие три модели социальной

политики:

1) так называемое остаточное благосостояние, при

котором государственные институты социального

страхования вступают в игру только после того,

как частный рынок и семья продемонстрировали

свою несостоятельность;

2) государственные

институты

социального

обеспечения носят вспомогательный характер;

3) модель «государства благосостояния» как

неотъемлемая часть общества с предоставлением

социальных услуг на универсальной основе,

помимо рынка, с учетом общественных и

индивидуальных потребностей1.

Как видно, и в этом, и в предыдущих случаях основу

деления социальной политики государства составляют

различия по концептуальным подходам к роли государства

в социальной сфере.

1.4. Образование и подготовка кадров социальной

работы

Осознание того, что для социальной работы нужны

свои кадры, что для выполнения работы с нуждающимися

необходимы специально подготовленные люди,

1 Growth to Limits: The Western Europe States since World War II. Ed. by

B.Flora. N.Y.,1986, v. I, p. XXXV. Page 25

 

обладающие профессиональными качествами, знаниями и

навыками, привело к открытию социальных школ.

В Германии в 1905 г. появилась первая христианская

социальная женская школа. В течение последующих

четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ,

где девушки из буржуазных семей изучали профессию

попечительницы благотворительного учреждения. Во время

первой мировой войны эстафета заботы о жертвах войны в

Германии перешла от благотворительных независимых

организаций к государству. После войны все социальное

обеспечение было объединено в благотворительное

ведомство.

В

начале 20-х

годов

независимые

благотворительные союзы объединялись в Имперское

Сообщество

основных

независимых

союзов

по

благотворительности. В середине 20-х годов в больших

немецких городах возникли органы государственного

социального

обеспечения,

существующие

и

до

сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение

разделялось на благотворительное ведомство (городской

отдел социального обеспечения) и городское управление по

здравоохранению и управление по делам молодежи.

В Америке возникновение социальной работы как

профессиональной деятельности относится к концу ХIХ в.

и непосредственно связано с воплощением идей Мэри

Элен Ричмонд (США)1. В 1898 г. по инициативе М.

Ричмонд начала свою деятельность первая национальная

школа прикладной филантропии (ныне факультет

социальной работы в Колумбийском университете). В

своей следующей книге «Социальные диагнозы»,

вышедшей в 1917 г., Ричмонд более подробно

представила свой метод социальной работы, который

впоследствии получил название индивидуальный метод

1 Словарь--справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.

Холостовой. – М.: Юрист, 1997. – С. 357. Page 26

 

социальной работы. Примерно в это же время

возникают первые школы по подготовке

профессиональных социальных работников. Книги

Ричмонд становятся важнейшими пособиями для

учебных заведений США и Европы.

В 1927 году образовалась Ассоциация школ

социальной работы, а в конце 30-х годов подготовка по

социальной работе была включена в университетскую

систему.

Сейчас в Америке имеется 4-уровневая непрерывная

система подготовки социальных работников:

1) 2-годичное обучение на базе среднего образования с

получением

квалификации

технико-социального

помощника;

2) 2-годичное обучение в колледже, университете (400

часов практики и основной курс социальной работы) с

присвоением квалификации Бакалавр социальной

работы (BSW);

3) 2-годичное обучение в университете (теоретический

курс и полевая практика) с присвоением степени

Магистр социальной работы (MSW);

4) защита степени Доктора социальной работы (DSW).

Национальная ассоциация социальных работников

США (НАСР) принимает в свои ряды только бакалавров

социальной работы.

В Германии

в начале 70-х годов новое

законодательство

позволило

преобразовать

школы

социальной

работы

в

колледжи.

Наряду

со

специализированными учебными заведениями образование

по социальной работе можно получить в университетах.

Точно так же новое законодательство в Италии и Греции

изменило статус прежде независимых частных школ.

Наиболее значительные изменения произошли в странах

Северной Европы, где школы социальной работы оказались Page 27

 

целиком интегрированными в систему высшего

университетского образования.

Не существует единого образца подготовки

социальных работников в Великобритании и Северной

Ирландии, где соответствующие программы обучения

включены в курсы университетов, политехникумов и

колледжей.

В

настоящее

время

программы

предусматривают четырехгодичные курсы на звание

бакалавра, одногодичную аспирантуру, двухгодичные

курсы для не закончивших полный курс университета.

Выпускники получают квалификационные дипломы и

сертификаты. Общим для всей этой сложной британской

системы образования социальных работников является

процесс аттестации как слушателей, так и самих курсов

Центральным советом по обучению и подготовке кадров

для социальных работ.

Новая модель обучения в Канаде предусматривает три

или четыре года университетских занятий. По окончании

курса предоставляется возможность получить степень

бакалавра социальной работы. Затем следует программа

более углубленных занятий – от 12 до 18 месяцев – с

получением степени магистра. Есть школы, предлагающие

двухлетнюю программу для получения степени магистра,

где не требуется степени бакалавра. Во Французской

Канаде создан новый тип учебного заведения –

общеобразовательные колледжи с профессиональным

уклоном, после 2 лет обучения в которых выпускники либо

идут в университет, либо приступают к практической

работе.

Международная ассоциация школ социальной работы

опубликовала Мировой справочник по обучению

социальной работе1

(в 1974, 1984, 1994 гг.), который

1 Rao V., Kendal K.A. World Guide to Socia lWork Education. N.Y.:

Council on Social Work Education, IASSW. Page 28

 

содержит сведения о всех крупных школах социальной

работы в странах, входящих в эту ассоциацию. В нее входит

450 членов из 68 стран. Международной ассоциации школ

социальной работы придан статус консультативного органа

со стороны ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совета Европы и

Организации американских государств. Page 29

 

Раздел 2

Модели социальной политики в

странах Западной Европы и Америки

римерно 1/8 часть государств мирового

сообщества (около 25 стран) относятся к

развитым странам. Это означает, что они

обладают материальными возможностями проводить

развитую, конструктивную социальную политику. Как

известно, их общественный строй состоит из трех

структурообразующих компонентов – политической

демократии, рыночной экономики и государственной

системы обеспечения определенного уровня доходов и

безвозмездных льготных услуг, условно называемой

«государством благосостояния».

Каждая из этих стран отличается спецификой этих

компонентов, их конкретного содержания и форм, каждая

проводит свою политику, имеет свою систему реализации

функций государства благосостояния.

Рассмотрим три социально-политических модели

государства, получивших реализацию на практике –

«социально-рыночное

хозяйство»

Германии),

«государство всеобщего благоденствия» (в Дании),

«государство всеобщего благосостояния» (в Америке). При

некоторой схожести, эти модели отличаются друг от друга.

Например, социальное рыночное государство, в отличие от

ПPage 30

 

государства всеобщего благосостояния, не стремится к

максимально возможному перераспределению доходов и

имущества, а проводит социальную политику порядка и

активизирует деятельность граждан.

2.1. Социальное страхование и социальное обеспечение в

странах Центральной Европы

Социальное рыночное хозяйство

Впервые

понятие

“социальное

государство”

(Sozialstaat) встречается в трудах немецкого ученого Л. фон

Штайна (конец ХIХ в.). В работе “Настоящее и будущее

правовой научно-государственной Германии” он писал, что

социальное государство “обязано поддерживать абсолютное

равенство в правах для всех общественных классов, для

отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей

власти. Оно обязано способствовать экономическому и

общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в

конечном счете развитие одного выступает условием

развития другого, и именно в этом смысле говорится о

социальном государстве”. Широкое же распространение

этот термин получил после того, как в 1949 г. в

Конституцию ФРГ было включено выражение “sozialer

Rechtsstaat”, которое дословно переводится как “социальное

правовое государство”. При разработке текста конституции

немецкие ученые и законодатели пришли к выводу: их

государство в своей деятельности должно подчиняться

принципу солидарности, что означает обязанность

правительства осуществлять политику, направленную на

обеспечение достойного человека уровня жизни,

удовлетворение основных жизненных потребностей всех Page 31

 

социальных групп. Этот принцип лег в основу концепции

социального государства1.

Таким образом, определение “социальное” в

словосочетании “социальное государство” служит не для

обозначения того факта, что всякое государство есть

социальный институт, а для демонстрации новой сущности

государства на постиндустриальной стадии развития

производства, для характеристики содержания его политики

в сфере распределения материальных благ. Такое

государство

призвано

осуществлять

политику,

направленную на обеспечение определенного уровня

благосостояния всех своих граждан, поддержку социально

уязвимых групп населения, на утверждение в обществе

социальной справедливости.

Основные принципы социального государства -

социальная

справедливость,

социальное

равенство,

обеспечение социальных гарантий. Однако социальное

государство не ставит перед собой задачу достижения

абсолютной социальной справедливости, оно призвано

лишь обеспечить такую социальную компенсацию, которая

позволила бы исключить возможность социальных

конфликтов вследствие неравномерного распределения

ресурсов, не допуская правовой, социальной и культурной

изоляции определенных социальных групп. Установить

размер

этой

компенсации

чрезвычайно

сложно.

Первоочередная задача социального государства - не

достижение всеобщего равенства, а обеспечение

социальных

гарантий.

Объективно

существующие

социальные

гарантии,

а

также

субъективно

воспринимаемые как таковые являются принципиально

важными с точки зрения отношения конкретного человека к

своей работе, к экономической, политической системе.

1 Торопов В. Социальное государство: сущность и генезис //Человек и

труд. – 1998. - № 5. – С.10 Page 32

 

Исторически модель социального рыночного

хозяйства

возникла

в

процессе

восстановления

разрушенного войной западногерманского хозяйства как

альтернатива

административному

централизованному

управлению экономикой, существовавшему в национал-

социалистической

Германии.

Эта

модель

имеет

эмпирический характер и исключает некую ориентацию на

«историческую цель», она предполагает постепенное

(поэтапное) решение актуальных проблем. Благодаря этому

модель получила широкую общественную поддержку.

Экономико-политическая концепция социального




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.294 сек.