КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Озвучение шумов в тонателье
Бубенцы и судовой колокол; велосипедные, дверные и телефонные звонки; хрустальные бокалы и солдатские котелки, деревянные и глиняные чашки, столовые приборы, металлические подносы; ведро, садовая лейка, зонтик, уздечка, рубанок; детская погремушка и «говорящая» кукла; пишущая машинка, велосипед, органная труба, замки, цепи; телефонные аппараты, детская коляска, портфель и плетеная корзинка; милицейский и спортивносудейский свистки; бухгалтерские счеты, веник, кофейная мельница, старинный автомобильный рожок; всяческая обувь, стиральная доска с рубелью; какие-то пружинки, шкатулки, ножны от сабли, глиняные свистульки, ключи, трещотки и т. д. и т. п. Почему весь этот «антиквариат» упомянут в главе о записи шумов? Посмотрите на экран: с чем только не имеют дела киноперсонажи, каких только предметов не касаются их руки?! Вещи аккуратно расставлены на стеллажах шумового кабинета, дожидаясь, когда понадобятся звукооформителям, чтобы «ожить» перед микрофонами в тонателье. Кадр снят синхронно. Человек разговаривает, расхаживая по комнате, он ставит чашку на стол, берет с полки книгу, перелистывает ее. Мы слышим только его речь — никаких других звуков наше ухо не улавливает: шаги потонули в расстеленном на полу ковре, ставил чашку и перелистывал страницы актер осторожно,— этого требовал звукооператор, чтобы шумы не мешали легко слышать реплики. И часто, несмотря на отсутствие всех этих звуков, нам не кажется, что действие идет в безвоздушном пространстве. В этом — необъяснимое преимущество синхронной съемки. Но если бы реплики этой сцены пришлось переозвучить в тонателье, тогда без звука шагов, чашки, звякнувшей о блюдце, без шелеста перелистываемых страниц экрану сразу стало бы чего-то недоставать; даже с репликами он покажется безжизненным. Сцену надо будет доозвучить шумами. Разумеется, что шумами синхронного действия необходимо озвучивать все снятые на натуре и тонируемые репликами кадры. Желая наиболее образно передать в звуке картину действия, звукооператор прибегает иногда к доозвучению шумами также и сцен, снятых и записанных синхронно. К кадру с гарцующим на коне всадником можно добавить эффектное позвякивание уздечки или бряцание оружия; беззвучные шаги по бутафорской мостовой декорации — озвучить шагами подкованных сапог по настоящей брусчатке... Непроработанный в синхронной фонограмме звук бокалов, когда ими чокаются, повторить при озвучении музыкальным звоном хрустального стекла. А какой звонкой затрещиной благодаря озвучению кажется с экрана пощечина, хотя на съемке актер, чтобы не причинить партнеру боли, наносил ее осторожно. Озвучивать надо гораздо больше шумов, чем понадобится для перезаписи оригинального варианта картины. Эти фонограммы вводят в исходные материалы, направляемые студиям дубляжа. Ателье шумового озвучения мало чем отличаются от ателье для тонирования реплик, но дополнительно оборудовано комплексом стационарных приспособлений, обеспечивающих воспроизведение почти всех необходимых для кинокартин звуков синхронного действия. Отдельные участки пола в ателье вымощены дорожками из различных естественных материалов, чтобы озвучивать шаги по гравию, земле, брусчатке, асфальту, дощатому полу и паркету, по крыше из листового железа и стальной палубе военного корабля. В ателье установлены различные двери и калитки, застекленные окна и железные решетки, даже катящаяся на роликах дверь товарного вагона. Ванна с кранами и душем дает возможность воспроизводить звуки, связанные с фактурой воды. На полках шкафов и стеллажах хранятся многочисленные предметы, небольшая часть которых упоминается выше. Так же как и при тонировании реплик, озвучиваемые кадры проецируют на экран и сотрудники шумового кабинета — звукооформители и ассистенты — репетируют. Эти специалисты обладают художественным вкусом, чувством ритма и хорошей памятью, они способны оперативно решать, каким способом и с помощью каких приспособлений можно извлечь необходимую звуковую фактуру. Просмотрев отрывок один-два раза, они достаточно точно и синхронно движениям на экране, с артистичностью воспроизводят нужные звуки. Их творческая инициатива и опыт могут многое решить. Звукооператор корректирует действия отдельных исполнителей, указывает, если это необходимо, на замену фактуры, требует той или иной интенсивности звучания, ритма и дистанции от микрофона. Когда сцена полностью отрепетирована, осуществляется запись на пленку. Если содержание шумов несложно, озвучивают всю часть целиком. Отдельные погрешности в синхронности исправляет монтажница на своем столе. Но когда сюжет требует особо сложных действий, ролик разрезают на кольца и озвучивают каждое в отдельности. Иной отрывок приходится записывать раздельно на две плёнки: сначала одну часть звуков, а затем остальные. Необходимость в этом может быть вызвана разными причинами: иногда попросту «не хватает рук», чтобы управиться со всеми предметами и приспособлениями; порой же действия в кадре настолько сложны, что требуют от исполнителей очень большого напряжения, а одна какая-либо ошибка может свести насмарку все старания. Озвучение делят на два этапа. В дальнейшем обе фонограммы совмещают при перезаписи. Наконец, еще один случай: два различных звука, озвученные на одну пленку, скажем, шаги пехоты и движение конницы, по соотношениям подобраны правильно. Однако на перезаписи в сочетании с музыкой может понадобиться усилить, например, шаги пехоты, но тогда, микшируя, мы одновременно «вытянем» кавалерию, которая поскачет уже чрезмерно громко. Если же обе эти фактуры записаны ни раздельные пленки, их уровни можно на перезаписи регулировать независимо. Озвучение шумов в тонателье — дело не простое. К удачным результатам могут привести только требовательность и внимание звукооператора, знание им художественной задачи и умение объяснить ее исполнителям. Озвучение шагов. Самых обыкновенных шагов человека по комнате. Пусть их звук наилучшим образом совпадет с движениями на экране — это еще не все. Никогда в реальной жизни несколько шагов, даже сделанных по паркету, не похожи один на другой. Вы прохаживаетесь по комнате, прислушайтесь, каждое прикосновение подошвы к полу чем-то отличается; такими же и следует их воспроизвести перед микрофоном. Звук шагов имеет не только иллюстративное значение. В фильме «В огне брода нет» позвякивание шпор подчеркивает молодцеватость двух красных кавалеристов. В «Тихом Доне» жестокую расправу с Аксиньей предвещает топанье сапожищ Астахова, когда, вернувшись со сборов, он тяжело входит на крыльцо своего дома. В фильме «Мы из Кронштадта» матросы приходят на корабль. Сцена длится довольно долго, а в ней нет никаких звуков, кроме матросских шагов. То они громыхают по стальным плитам палубы, то цокают по железкам трапов... Характер озвученных шагов зависит не только от творческого воображения звукооператора и вдохновения «шумовиков», но и от того, во что обуты их ноги. Поэтому в ателье должен быть набор различной обуви: сапоги, ботинки, тапочки, дамские туфли со «звонким» каблучком и т. д.
* * *
Надо помнить о сочетании шумов с музыкой. Можно с предельной точностью проимитировать глуховатый звук скачущей по земляному грунту кавалерии, но он потонет в музыке, если она будет введена. В подобном случае цокот копыт следует выделять звонкой фактурой. Озвучивая шумы, надо разнообразить фактуры; создавая, например, атмосферу ресторана, нельзя повторять звон одних и тех же ножей и вилок о посуду. Надо варьировать тональность и ритмы, иначе фонограмма не оживит эпизод, а скорее придаст ему монотонность. Иногда при сочетании с музыкой или речью некоторые шумы исключают; решено это может быть только в процессе перезаписи. Заранее не предугадать, какие шумы окажутся лишними, поэтому записывать надо все звуки, диктуемые содержанием действия. Озвучивая шумы, не надо пренебрегать и эксцентриками-звукоподражателями, особенно если фильм комедийный. По всем признакам именно так поступили при постановке кинокомедии «Мой дядя» (режиссер Ж. Тати), в которой комедийные ситуации.часто построены на смешных звуках. Захлебывание фонтана, звуки сосисочной машины и т. д. Перечислим некоторые проверенные на практике способы звуковых имитаций, которыми пользуются в тонателье. Шаги по опавшим листьям имитируют таким образом: ненужную магнитную ленту распушивают и складывают рыхлым комком в корзинку или коробку. Синхронно с шагами на экране, пленку переминают пальцами. Шаги по болоту, по грязи можно воспроизвести так: тряпку, обильно смоченную в воде, кладут в таз и «месят» кулаками в такт шагов. Шаги по снегу имитируют переминая пальцами туго набитый крахмалом мешочек из тонкой, но плотной ткани. Марш отряда солдат можно имитировать проводя в такт маршировки всеми пальцами по рифленой поверхности картонки. А можно и так: сложить один к одному несколько листов плотной тонкой бумаги и, взяв их за края, отрывистыми, четкими движениями синхронно шагам на экране теребить бумагу. Скрежет льдин — переминать, скользя кончиками пальцев по поверхности, туго надутого резинового шара. Потрескивание костра — перебирать пальцами комочек тонкого целлофана, употребляемого для оберток. Шипение от пролитой в костер воды воспроизводят, протаскивая лоскут наждачной бумаги по листу фанеры. Кипение воды — опустить в сосуд с водой стеклянную или резиновую трубку и дуть в нее так, чтобы появлялись пузыри. Падение капель — наполнить таз водой, короткими отрывистыми движениями ударять пальцем по поверхности воды, не погружая его. Трепыханье крыльев птиц — взяв резиновые хирургические перчатки, встряхивать ими, подражая частым движениям крыльев. Цокот копыт — деревянными пиалами, повернутым донышками кверху, ударять синхронно изображению по фактуре, выбранной согласно изображению на экране: брусчатке, асфальту, земляному грунту. Звук скачущего коня можно воспроизвести, ударяя ладонями по тугой кожаной или матерчатой подушке. Треск ломающегося дерева — медленно разламывать кусок фанеры... Если нельзя воспользоваться натуральными звуками, различного рода скрипы, шелест листьев, морской прибой извлекают с помощью специально сконструированных инструментов, составляющих часть оборудования шумового кабинета.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |