КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монтаж фонограмм
Ревербератор при записи музыки
За исключением отдельных случаев, акустическая окраска музыкальной записи не зависит от изображения, поэтому, работая с оркестром, звукооператор несколько более свободен в применении реверберации. Акустические условия, в которых приходится вести запись музыки, иногда могут быть не удовлетворительны: то ли несовершенна акустическая обработка студии, то ли небольшое ателье испытывает перегрузку от большого состава оркестра. Это заставляет приближать микрофоны к отдельным группам или солистам, чтобы их партии были слышны отчетливо, но тогда звук производит впечатление некоторой сухости, отсутствует воздушная легкость, свойственная хорошим концертным залам. В этом случае ревербератор может исправить дефект. Ревербератор применяют и вне зависимости от акустических данных ателье. Маломощный инструмент солирует в сопровождении оркестра, недостаточная звуковая энергия инструмента не возбуждает акустических отражений достаточной силы и они тонут в оркестре, как, впрочем, и прямое излучение этого инструмента. Остается приблизить к солисту микрофон, а чтобы звук из-за этого не был «сухим», подключить ревербератор. Еще пример: использование высокой тесситуры инструмента может сделать его звук жестким, неприятным для слуха. Возьмем флейту. В высоком регистре ее обертона остаются за пределами нашего слуха и звук скорее напоминает чистый тон звукового генератора, нежели музыкальный инструмент. С ревербератором звук флейты может стать красивым и на самых высоких нотах. Применяя ревербератор для записи музыки, не надо допускать, чтобы гулкость отражалась на ясности звука, особенно когда инструмент или группа ведет ритмическую линию. Реверберация в звукопередаче музыки носит не только характер внешнего оформления, но используется и как средство усиления драматического действия. В фильме «Сережа», когда в опустевшем доме остается одинокий мальчик, в оркестре солирует кларнет. Включение ревербератора усилило драматизм сцены: еще больше, казалось, опустел дом, еще меньше и более жалкой стала фигурка оставленного мальчика. Когда оркестр или его отдельные исполнители являются участниками действия на экране, эффект реверберации целесообразно вводить при перезаписи. Это позволит варьировать на основании визуального впечатления. Выбор характера реверберации зависит от вкуса, опыта и понимания звукооператором художественной задачи.
Звукооператор не монтирует фонограмм, тем не менее он должен знать о возможностях и приемах звукового монтажа. Проследим, как одно из свойств нашего зрения влияет на впечатление от просмотра смонтированного киноизображения. Оговоримся, что в данном случае имеется в виду не монтаж как художественное средство киноискусства — речь идет лишь об одной из его функций — о процессе соединения отдельно1 снятых отрывков (кадров) в ленту непрерывного эпизода. Для человека резкая смена объектов в поле его зрения психологически оправдана и дело обычное, — достаточно перевести взгляд, повернуть голову или отвернуться, чтобы картина перед глазами мгновенно изменилась: мы смотрим в окно — перед нами улица; обернувшись, видим в двери человека; мгновенье —и наше внимание сосредоточено на лице вошедшего (это ли не крупный план?) (Психофизиологический процесс здесь сложен, Ясно, однако, что в результате своего рода обратной связи зрение как бы настраивает восприятие на «крупность» созерцаемого объекта, хотя расстояние до него от наблюдателя и масштаб изображения на глазной сетчатке остаются неизменными.) И с киноэкрана чередование разных кадров в смонтированном киноэпизоде воспринимается как явление вполне естественное, привычное для зрения. Иное дело слух — он чутко и с раздражением реагирует на внезапные перемены в звуке, если они не оправданы зрительным действием. Показалось бы странным услышать ритмический, акустический или какой-либо другой звуковой скачок в диалоге, когда мы переводим взгляд от одного собеседника к другому даже если кого-либо из них теряем из виду. В реальной жизни как бы резко мы ни переключали внимание от одного объекта к другому, течение речи для нашего слуха всегда остается плавным (не считая, разумеется, интонаций). Таким же должно быть ощущение и от просмотра фильма. Смена кадров внутри эпизода не может оправдать контрастных скачкообразных перемен в фонограмме речи или второплановых звуков, сопровождающих действие. Техника и искусство монтажа делают возможным так соединять фонограммы, чтобы создавалось впечатление непрерывности речи, хотя звуковая пленка и составлена из отдельно снятых отрывков. Плохо смонтированная фонограмма не только самим звуком раздражает зрителей, она также выдает и подчеркивает монтажные склейки, сделанные в изображении, тогда как удачный монтаж звуковой пленки, наоборот, скрадывает стыковку кадров и как бы скрепляет чередующиеся на экране планы изображения.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |