Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эхо и реверберация




Эффект звуковых приборов

 

По ходу сюжета на экране или же из-за кадра дейст­вуют различные звуковые приборы. Это может быть грам­мофон, радиоприемник, телефон, диспетчерский селектор, уличный громкоговоритель и т. д. Характер их звучания всем хорошо известен, поэтому их надо воспроизводить в фильме, сохраняя специфические призвуки.

Чтобы показать в фильме звук громкоговорителя, по­ступают так: первичную фонограмму воспроизводят через репродуктор и повторяют запись с микрофоном, установ­ленным на некотором расстоянии. Эффект будет зависеть от типа громкоговорителя, места его установки, уровня зву­ковоспроизведения первичной фонограммы и расстояния между микрофоном и динамиком.

Для эффекта радиоусиления на вокзале, стадионе, в аэропорту целесообразно пользоваться рупорными говорителями. Их звук своеобразен и всегда будет выделяться при демонстрации фильма.

При вторичной записи надо воспроизводить первичную фонограмму в близких для каждого конкретного случая акустических условиях: на улице, в разглушенном поме­щении и т. д.

Чтобы воспроизвести на экране звук радиоприемника, телевизора, радиолы и т. п., качество звуковоспроизведения в момецт вторичной записи должно быть ниже, чем это свойственно изображаемым аппаратам, тогда звуки, как бы исходящие из них, будут четко отличаться от голосрв дей­ствующих лиц. Иной раз можно даже извлечь динамик из ящика, это сделает его звучание более специфическим.

Однако не всегда можно вводить эффект, например, приемника или телевизора. На экране — выступление ора­тора, которое перебивается кадром слушающих трансля­цию этого выступления по радио. Если перебивка коротка или монтажный переход сделан не на паузе, не в момент какого-либо отвлекающего звукового акцента, изменение тембра во вставном кадре будет раздражать, поэтому лучше отказаться от специального звукового эффекта.

Когда на экране разговаривают по телефону, мы слы­шим иногда голос собеседника, как будто из телефонной трубки, однако несколько усиленным. Такой эффект можно получить во вторичной записи фонограммы, воспроизводи­мой через телефонную трубку. Микрофон надо поднести к мембране телефона.

Стремясь воссоздать в фильме реальную звуковую об­становку, не следует сковывать себя условием фотографи­ческой точности, и если замысел или конкретная творче­ская находка приводят к интересным решениям, надо их реализовать.

 

 

Гулким звук делают не только ради правдоподобия: преувеличенный акустический эффект может выполнять и художественно-смысловую-функцию.

Еще в «Великом утешителе» есть кадры с применением реверберации... Надзиратель проходит по тюремным кори­дорам, его голос приближается: «Жалоб нет?» — «Нет...» — «Жалоб нет?» — «Нет...» Голос от далекого и гулкого, приближаясь, становится неестественно громким... И снова удаляясь, звучит с усиленной реверберацией.

В фильме «Путь к причалу» (режиссер Г. Данелия, звукооператор Е. Федоров) на полузатонувшее суд­но пришли люди; каждый их шаг, каждый шорох отдается эхом в железном корпусе корабля. Матрос швыряет что-то вниз, в трюм... Тишина... Проходит секунда, две... и доно­сится всплеск от сброшенного к затопленному днищу пред­мета. Время возврата звука, его гулкость преувеличены, и это еще более драматизирует момент.

Напомним, что реверберация — это остаточное звуча­ние, гулкость после прекращения излучения источником звука. Она возникает в замкнутых и полуоткрытых поме­щениях, наблюдается на площадях и во дворах, окружен­ных строениями, а также в лесу.

Эффект реверберации бывает различным. Он определя­ется расстоянием слушателя (микрофона) от источника звука, характером поглощения различных частот воздуш­ной средой и окружающими предметами, соотношением прямых и отраженных звуков, разностью во времени прихо­да прямых и отраженных звуков, формой спада отраже­ний и т. д.

В реальной жизни реверберация, если она не влияет на разборчивость, дает себя знать только в начале, в даль­нейшем слух как бы привыкает к ней, если только гулкость не назойлива и не раздражает.

Не надо смешивать реверберацию с эхо, которое харак­теризуется отчетливым повторением звука. Эхо может быть и многократным.

В закрытых помещениях эхо наблюдается редко: оно бывает в интерьерах с куполами или цилиндрическими стенами, но эхо дает о себе знать на натуре, например вы­стрел над обрывистым берегом реки эффектно откликается из-за нее.

Вернувшись очень быстро, эхо может быть и не услы­шано: его подавит воздействие на слух исходного сигнала, хотя он уже и прекратился. Таков механизм слуха.

Сразу после прекращения прямого звука подавление эхо максимально, а затем ослабевает. В полную меру эхо воспринимается, когда отраженный звук достигает слуша­теля (микрофона) не ранее чем через 50—60 мсек после прямого.

Ателье речевых озвучений в большинстве своем лише­ны собственной активной акустики, их строят так, чтобы они давали минимум отраженных волн.

В павильонах для синхронных съемок время ревербе­рации — порядка 0,6 сек, практически равномерное по все­му диапазону записываемых частот. Реверберация в деко­рациях несколько изменяется и лежит в пределах 0,3— 0,7 сек.

Конфигурация декораций, материалы, из которых они сооружаются, в большинстве случаев не создают акустики, соответствующей изображаемым интерьерам. Наоборот, материалы и конструкции декораций подбираются только такими, чтобы акустическая характеристика прежде всего была благоприятной для звукопередачи. Однако реалистич­ность кинозрелища требует, чтобы голоса слышались в ха­рактерной окраске, когда действие происходит в спортив­ном зале, на вокзале, в храме или сталактитовой пещере. Таким образом, перед звукооператором возникает задача создания или усиления эффекта реверберации. Обычно это осуществляется с помощью ревербератора или «комнаты эхо». На киностудиях применяются главным образом пла­стинчатые ревербераторы, простые по конструкции и ста­бильные в работе.

«Комната эхо» — название условное, правильнее ее бы­ло бы назвать реверберационной камерой. Не обязательно,. чтобы «комната эхо» была больших размеров: разглушен-ное помещение объемом 50—60 м3 позволяет получить вре­мя реверберации до 5 сек.

«Комнату эхо» можно соорудить и на открытом воз­духе. Надо, например, воспроизвести выкрики военных команд на площади, окруженной зданиями. Акустический эффект здесь своеобразен и он отличается от того, что можно получить с помощью ревербератора. Поступают так. Первичную фонограмму с записью команд через громко­говоритель воспроизводят, скажем, во дворе киностудии, где стены корпусов построек хорошо отражают звуковые волны. Отраженные звуки воспринимаются микрофоном и фиксируются на пленке. Аппараты воспроизведения и записи должны, разумеется, работать синхронно. Громко­говоритель и микрофон располагают так, чтобы на рабо­чую сторону микрофона попадали не прямые, а отражен­ные звуки. Первичная фонограмма должна быть записана крупным планом.

В дальнейшем обе фонограммы — первичную и полу­ченную на открытом воздухе — синхронизируют и направ­ляют на перезапись фильма. Пленка с вторичной записью может быть заряжена в аппарат воспроизведения с некоторым отставанием, это создаст эффект большей задержки поступления отраженных звуков и подчеркнет масштабы площади. Изменяя при перезаписи соотношение уровней от обеих фонограмм, регулируют акустический эффект.

Применение изложенного способа может особенно оживить дубляж, когда озвученные в ателье реплики не соответствуют акустической окраске оригинальных исход­ных материалов (шумов, голосов массовки, музыки), за­писанных на натуре и присланных в распоряжение дуб-ляжной студии.

Пользоваться ревербератором для речи и синхронных шумов в момент первичной записи нецелесообразно. Это надо делать при перезаписи, когда гулкость можно регу­лировать в зависимости от характера всей сцены, мон­тажного построения, сочетания с музыкой и другими зву­ками.

При одной и той же настройке ревербератора эффект будет разным, если расстояние микрофона от исполнителя или акустические условия в момент первичной записи от кадра к кадру изменялись. Поэтому, если предполагается для снимаемого эпизода создать эффект реверберации, нуж­но при записи всех его кадров ставить микрофон по воз­можности в равные условия, иначе, подмешанная на пере- -записи реверберация будет изменяться в каждом кадре смонтированной пленки, что неприемлемо.

Надо учитывать, что повышенная гулкость на крупных планах «отрывает» голос от изображения исполнителя, нарушает слитность слухозрительного восприятия. Подоб­ный дефект часто наблюдается в телевидении, когда для пе­редачи под фонограмму используют грамзаписи,'и в мес­тах, где на пластинке голос записан с повышенной ревер­берацией, на экране телевизора показывают крупный план певицы.

Чрезмерное увлечение эффектом реверберации может отразиться на разборчивости: чем больше время ревербе­рации, тем менее внятной становится речь.

Если эпизод длителен, а содержание требует эффекта реверберации, его не следует подавать все время в полную меру: с развитием действия гулкость надо незаметно уменьшать, иначе она станет назойливой.

Создавая искусственную реверберацию для речи, надо в такой же мере делать это и для сопровождающих шумов, записанных синхронно, озвученных или взятых из фоно­теки.

Гулкость полностью не характеризует акустических свойств помещения. Вот несколько примеров. Если в боль­шом помещении всего одна отражающая поверхность, ощутимым будет только первое звуковое отражение. Для акустики подвала характерна длительная реверберация, однако первые отражения здесь обычно не прослуши­ваются.

Для эха на открытом воздухе большей частью харак­терно кажущееся понижение тембра отраженного звука. Это происходит из-за поглощения обертонов поверхностя­ми деревьев, холмов, строений и т. п., хотя иногда наблю­дается и обратное. Так, например, если на опушке ельни­ка слушать эхо, может показаться, что возвращенный звук потерял низкие частоты.

Эти примеры приведены только в качестве иллюстра­ций разнообразных акустических свойств и вовсе не обя­зательно их придерживаться. При выборе акустических эф­фектов главным критерием должен быть драматургический смысл. Известно, например, что в разглушенном помеще­нии тихая речь не возбуждает реверберации, между тем огромный эффект производит искусственно реверберированный шепот.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.