Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы обучения двигательным действиям




Процесс обучения двигательным действиям представляет сложную специфическую задачу для преподавателя. Успешность обучения зависит от методической подготовленности преподавателя, а также от полноценной готовности обучаемого.

Полноценная готовность ученика складывается из трех основных предпосылок: физическая, двигательная, психическая виды готовности. Физическая готовность. Для разучивания двигательного действия, обучаемый должен иметь необходимый уровень развития физических качеств. Прежде чем приступить к освоению техники упражнения, с помощью тестов надо определить уровень физической готовности. Если необходимые качества недостаточно развиты, планируется предварительный период физической подготовки.

Двигательная готовность: ее смысл состоит в том, что быстрота освоения нового движения зависит от продолжительности формирования его ориентировочной основы.

Психическая готовность: процесс обучения становится плодотворным, только в том случае если ученик имеет положительную мотивацию к обучению, если он психологически настроен на серьезный труд по освоению техники.

Процесс обучения любому двигательному действию условно делится на три этапа:

1. Этап начального разучивания. Этап в целом соответствует фазе иррадиации нервных процессов в коре головного мозга и связан с формированием основ техники на уровне предумения, предполагающего выполнение изучаемого двигательного действия в общих чертах.

2. Этап углубленного разучивания. Он соответствует фазе концентрации нервных процессов и в итоге сопряжен с формированием двигательного умения.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования строится на основе динамического стереотипа и предполагает формирование двигательного навыка.

Выделенные этапы имеют свою цель и задачи, особенности реализации методических принципов, методов обучения.

1. Этап начального разучивания: цель этапа в том, чтобы сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах (т. е. Заложить фундамент ООД - ориентировочной основой действия)

Задачи: 1). Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения. 2). Создать двигательные представления по ООТ (основным опорным точкам) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3). Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах. 4). Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно: 1. Преподаватель сообщает информацию о сущности двигательных действий.

2. Показывает само двигательное действие, акцентируя внимание на основном звене техники. Показ рекомендуется сопровождать словесными комментариями.

3. Далее идет запоминание, осмысление, исполнение. Для создания двигательных представлений ученик выполняет подводящие упражнения или трудные элементы, как по отдельности, так и в целостной структуре. Когда действие выполняется в целом, без грубых технических ошибок, цель этапа достигнута. Методические особенности этапа в следующем широко применяются словесные и практические методы. Первая задача обеспечивается сочетанием словесных и наглядных методов. Вторая задача - добавляются практические методы: расчлененный, целостный и повторный.

2. Этап углубленного разучивания: цель этапа - сформировать полноценное двигательное умение на вполне осознаваемой и контролируемой ООД.

Задачи: 1) Уточнить действие во всех ООТ как в основе, так и в деталях техники. 2) Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля. 3) Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в основном звене. Эти задачи решаются параллельно. Акцент на целостное выполнение. Управление действием в хорошо разученных элементах переходит на подсознательный уровень. Таким путем повторяют до получения устойчивого результата, в качестве целостного выполнения. Особенности методики: используются словесные методы, в том числе самоанализ. Наглядные методы к концу этапа снижаются, за исключением методов срочной информации. Из практических методов ведущим становится целостный метод, в случае необходимости расчленено-конструктивный. На этапе необходимо соблюдать следующие методические правила: хорошее самочувствие учеников, число повторений постепенно увеличивать, но при снижении качества выполнения обучения надо прекратить на этом занятии. Интервалы отдыха между повторениями сокращаются. Обучение на этапе планировать в первой половине основной части урока.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель –двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Задачи 1) Добиться стабильности и автоматизма. 2) Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники. 3) Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования. Задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, т.к. все они взаимосвязаны. Внимание обращают на совершенствование индивидуального ритма и других характеристик техники. Особенно направленных на снижение координационной напряженности.

Особенности методики. Из группы словесных методов - углубленный анализ и самоанализ техники, групповой разбор. Роль наглядных методов снижается, из практических методов ведущим остается целостное повторение. Начинает применяться метод сопряженного воздействия, соревновательный. Число повторений может варьироваться с целью повышения надежности можно включать помехи, практиковать постепенное включение в условия приближенные к целевому назначению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.