Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям




Основные требования

Школьные спортивные площадки

При строительстве следует учитывать размеры отведенного участка, состав грунта, уклон, возможности водоотвода, наличие деревьев, расположение площадок и их защиту от ветра. Поверхность площадок должна быть ровной, упругой, хорошо укатанной.

Обычно школьные спортивные площадки используются для проведения уроков и для внеклассной работы. Поэтому исходя из конкретных условий каждой школы на них желательно разместить беговые дорожки, сектора для прыжков и метаний, волейбольные и баскетбольные площадки, поле для игры в футбол и ручной мяч 7x7 и, если в школе нет спортивного зала, гимнастический городок и гимнастические снаряды. В зимнее время на спортивных площадках заливают каток. Правильное расположение спортивных сооружений способствует успешному проведению занятий с несколькими группами школьников.

При строительстве площадок необходимо учитывать потребности школы в открытых спортивных сооружениях (количество классов, их наполняемость и возрастной состав, общая сетка часов, количество работающих секций, их расписание и количество занимающихся в них, сменность занятий в школе). Важно учесть также план работы школы по физической культуре, календарь спортивных и массовых мероприятий.

Этим требованиям лучше всего отвечает типовой проект «Комплексы школьных спортивных площадок»

Для обеспечения учебной и секционной работы по видам спорта проектом предусмотрены следующие 10 спортивных площадок:

§ для легкой атлетики;

§ для гимнастики;

§ для спортивных игр и легкоатлетических метаний (средняя);

§ для спортивных игр и легкоатлетических метаний (малая);

§ для спортивных игр и легкоатлетических метаний (большая); комбинированная для волейбола и баскетбола; комбинированная для волейбола, баскетбола, пионербола и других игр младших школьников; для настольного тенниса; для волейбола; для гимнастики с игровым полем для младших школьников.

Каждый тип спортивной школьной площадки имеет строительные и эксплуатационные характеристики, оборудование в зависимости от назначения.

Содержание вопроса. Словесный метод. Метод наглядной демонстрации. Метод упражнения: целостный, расчлененный. Подбор подводящих и подготовительных упражнений. Помощь и страховка. Специальные приспособления и тренажеры

При обучении гимнастическим упражнениям применяются сло­весный метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения.

Словесный метод практически реализуется в методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда, распоряжение, просьба. С помощью приемов словесного метода оказывается воздействие на вторую сигнальную систему.

Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения педагогом, одним учащимся по объяснению педагога, демонстрацией видеоматериала. У занима­ющихся создается зрительный образ упражнения, в сознании ос­тается отпечаток, слепок от показанного упражнения, поэтому, чем точнее этот слепок соответствует технике идеально показан­ного упражнения, тем быстрее и правильнее занимающийся его выполнит (снимет с него копию).

Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно фор­мируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Здесь чувственная форма познания (ощущения, восприятия и представления) соединяется с рациональной, с активной умственной деятельностью, с практикой, что, в конеч­ном итоге, приводит к технически правильному исполнению изу­чаемого упражнения. Этот метод всегда применяется в сочетании с рассмотренными выше методами.

Метод упражнения применяется в виде целостного и расчле­ненного выполнения упражнения.

При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений без при­менения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод по сравнению с изучением упражнения по частям счита­ется более продуктивным. Однако такое утверждение в полной мере можно отнести лишь к технически несложным упражне­ниям.

Благоприятные условия для применения целостного метода обучения возникают в тех случаях, когда гимнаст и педагог рас­полагают эффективными приемами и средствами страховки и помощи. При обучении гимнастов сложным упражнениям при­меняются тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста и делают возможным разучи­вание довольно сложных упражнений целостным методом. Этот метод имеет несколько разновидностей: а) самостоятельное вы­полнение изучаемого упражнения; б) выполнение упражнения с направляющей помощью; в) замедленная или быстрая про­водка; г) выполнение упражнения на тренажере, над поролоно­вой ямой.

С помощьюрасчлененного метода изучаются технически слож­ные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно. Например: соскок ноги врозь с концов брусьев (мах назад с разведением ног в стороны и последующим сведением, соскок с перемахом одной ногой, затем другой, с перемахом двумя ногами при наличии помощи и страховки и, самостоятельное выполнение). При рас­членении упражнения не следует дробить его на слишком мел­кие части, каждая выделенная часть по воз­можности должна представлять собой относительно самостоя­тельное упражнение.

Принято выделять две основные разновидности метода рас­членения упражнения: собственно расчлененный метод с ис­пользованием относительно крупных двигательных заданий, охва­тывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения (дозированные упражнения); метод решения узких двигатель­ных задач, применяемый для уточнения представлений об от­дельных движениях и фазах упражнения- осанке, величине, величине суставных углов, способов исправления ошибок. При разучивании упражнения этим методом, используются приемы: временная фиксация отдельных звеньев тела, проводка тренером тела гимнаста, имитация, изменение исходных и конечных движений (облегчение), исполнение главного в технике упражнения. Изучение упражнения целостным или расчлененным методом дополняется методическими приемами: подводящими упражнениями, звуковыми или зрительными ориентирами, физической помощью, изменением условий выполнения.

Подводящие упражнения применяются для создания или уточ­нения представлений об упражнении. Они помогают прочувство­вать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого уп­ражнения. При подборе этих упражнений соблюдаются следую­щие правила: а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основ­ными частями; б) в рабочем плане (конспекте урока) упражне­ния следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности координирования движений, так и величины при­лагаемых мышечных усилий; в) только после усвоения предыду­щего подводящего упражнения следует переходить к следующему;

г) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изуча­емым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить.

Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются так называемые подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся своевременно, до начала обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения.

Подбор подводящих и подготовительных упражнений, мето­дика их выполнения зависят от особенностей техники изучаемого упражнения, конституционных, психических и личностных осо­бенностей занимающихся, от уровня их общей и специальной подготовленности.

Зрительные, слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространствен­ных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движения различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются: различные предметы. метки на стенах, потолке, матах. Используются звуковые сигналы.

Помощь и страховка необходимы при обучении в случае плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации, нерешительности. Применяются: проводка всего упражнения или его части, подталкивание, подкрутка. По мере освоения упражнения, переходят к страховке, а затем исключают и ее.

Специальные приспособления и тренажеры применяются для более эффективного обучения: накладки для рук, защитные бинты, поролоновые валики, стоялки, подставки, низкие снаряды, «грибки», поролоновая яма и др.; наглядные пособия (рисунки, схемы, фигурки гим­наста, фильмы и др.); обучающие устройства и тренажеры.

Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации.

Условия успешного обучения гимнастическим уп­ражнениям.

Успех обучения упражнениям в первую очередь зависит от от­ношения занимающихся к учебному процессу и тренировке в дан­ном виде спорта.

Вторым важным условием успеха является высокая профессио­нальная подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди занимающихся, умение проникнуть в их духов­ный мир, физическое и психическое состояние, умение опреде­лять их работоспособность на каждом занятии, регулировать на­грузку в соответствии с возможностями каждого ученика.

Большое значение имеет умелое управление в ходе занятия вниманием, эмоциями, волей, памятью, физической работоспо­собностью занимающихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.