Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика и техника интервьюирования




Виды интервью. Типы вопросов. Стили ведения интервью. Методика и техника интервьюирования. Вопросник интервью. Время, место и способ записи. Начало интервью. Основная часть интервью. Ошибки интервьюеров. Обработка материалов интервью.

Интервью как опросный метод. Глубокое интервью.

Для отечественных источников, изданных до начала 90-х го­дов, характерно разделять все виды социологического опроса на анкету и интервью, а также рассматривать отдельно методику и технику применения этих методов. Данное разделение не все­гда оправдано, поскольку, например, методические принципы разработки анкет и формализованных интервью почти идентич­ны, тогда как между проведением формализованных и нефор­мализованных интервью существуют громадные различия.

Далее, согласно отечественным источникам, все виды ин­тервью разделяются по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, неформализованные (все три слова являются синонимами), а с другой стороны, «несвобод­ные», стандартизованные, формализованные.

Вопросы, как в анкетах, так и в интервью, в зависимости от формы их построения, делятся на открытые и закрытые. К закрытым, согласно общепринятой трактовке, относятся во­просы, в которых респонденту предлагаются заранее разработан­ные исследователем варианты ответов. Интервью, составленные из закрытых вопросов, называются формализованными, а из от­крытых — неформализованными. Если в интервью имеются вопросы обоих типов, оно называется полуформализованным.

Основным методом опроса, описанным в зарубежных ме­тодических пособиях, является интервью. Как и в российских источниках, интервью делятся на формализованные и нефор­мализованные. Формализованные интервью называются также структуризованными и стандартизованными. Формализованное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классифи­кации. Формализованное интервью может применять­ся однократно со многими респондентами или проводиться в несколько заходов с одними и теми же респондентами для определения стабильности либо изменчивости их установок, ценностей, привычек, компонентов образа жизни и т. д.

Неформализованные интервью включают в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании неформализованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей. Различают подготовительный и независимый виды нефор­мализованного интервью. Первый проводится для подготовки к формализованному. Такое интервью может использоваться для вычленения значимых компонентов вопроса или проблемы, на основе которых будет сформирована структура будущего вопросника. Существует два главных подхода к описанию типов процедуры интервьюирования. Первый подход состоит в определении характеристик отдельного вопроса, которое осу­ществляется в терминах «открытый — закрытый», «нейтраль­ный — наводящий» и т. д. Второй подход оперирует категориями описания общего стиля ведения интервью и осуществляется в та­ких терминах, как «активное» или «пассивное» поведение интер­вьюера, «управляемое» или «свободное» поведение респондента. Направленное и ненаправленное интервью. При проведении направленного интервью ведущий опрос решает, какие вопросы будут заданы, какие темы освещены, какой бу­дет последовательность тем и вопросов, а также планирует всю процедуру в целом. При ненаправленном интервью все или почти все из этих решений принимает сам респондент. Интервью с точной и с неточной формулировкой вопроса. Пер­вый тип характеризуется тем, что интервьюер задает вопросы так, как они записаны, и в том порядке, в каком они записа­ны. В интервью с неточной формулировкой вопросы формулируют­ся по усмотрению интервьюера, который приспосабливает их к каждому респонденту в зависимости от хода беседы. Вопросы, подготовленные заранее, и вопросы, заданные по хо­ду интервью. Здесь противопоставляются вопросы, заранее про­думанные исследователем, и те вопросы, которые задаются непосредственно в интервью в виде оперативной реакции на высказывания респондента. Общий и частный вопросы. При получении информации по одной и той же теме интервьюер имеет возможность выбора: задать один общий или большое количество частных вопросов. Иногда для дополнительного расширения объема вопро­са интервьюер может использовать вопросы с неправильным грамматическим построением (двусмысленные, неоднозначные по смыслу и т. п.). Полуструктурированный вопрос. такой тип анкетного вопроса, в котором наряду с не­сколькими закрытиями предусматривается и открытый вариант ответа, обозначаемый выражениями типа «иное мнение» или «иной ответ». Этот тип вопроса имеет два подтипа:

А: Структурированный по ответу, свободный по стимулу, например:

— Что Вы узнали из фильма, чего не знали раньше? Как и в предыдущем вопросе респондент может выбрать для ответа любой фрагмент фильма, однако из всей совокупности сво­их впечатлений он должен вычленить только элементы нового
знания, полученные в результате просмотра.

Б: Структурированный по стимулу, свободный по ответу:

— Каковы Ваши впечатления по поводу той части, где рассказывается об увольнении Джо из армии как психоневротика?

Наводящий и нейтральный вопросы. Первый тип вопроса отличается формулировкой, в той или иной степени предопре­деляющей ответ респондента, т. е. оказывающей на него своего рода психологическое давление. Второй тип вопроса в идеале не должен иметь такого влияния. Наводящие вопросы бывают двух типов: а) содержащие яв­ные или неявные логические презумпции и б) содержащие оценочные либо эмоциональные выражения.

Мягкий и жесткий стили ведения интервью. В «жестком» стиле ведения интервьюеру разрешается грубо перебивать ре­спондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление и т. д. «Мягкое» интервью предполагает вежливое и сочувственное слушание высказываний респонден­та. Уточнение замеченных интервьюером противоречий осуще­ствляется с извинениями и в деликатной форме («Извините, но мне показалось, что...»).

Российский социолог Елена Косалс предложила определенное усложнение рассматриваемой типологии. Интервью может вестись:

а) с позиции респондента («мягкое», «сочувствующее»);

б) с позиции, противоположной позиции респондента
(«жесткое», «недоверчивое»);

в) с собственной позиции, занимаемой интервьюером (мо­
жет быть как «мягким», так и «жестким»).

«Фокусированное интервью» 1. интервьюируемые лица должны быть участниками некоторой определенной ситуации: они просмотрели кинофильм, прослу­шали радиопрограмму, прочитали памфлет, статью или книгу, приняли участие в психологическом эксперименте либо в не­контролируемой, но наблюдаемой социальной ситуации (напри­мер, в политическом митинге, каком-либо ритуале или мятеже). 2. гипотетически важные элементы, а также харак­тер, процессы и общая структура этой ситуации предварительно проанализированы социологом. Посредством содержательного или ситуационного анализа социолог выдвигает ряд гипотез, касающихся важности определенных сторон ситуации для тех, кто в ней участвовал. 3. на основе этого анализа раз­рабатывается руководство для проведения интервью, в котором очерчиваются важнейшие области исследования и гипотезы 4. интервью фокусируется на субъектив­ных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации в попытке получить от респондентов их собствен­ное определение этой ситуации. Фокусированное интервью целенаправленно, сконцентри­ровано на определенной проблеме.

Интервьюирование, как и другие методы опроса, предста­вляет собой технологию, включающую в себя следующие этапы:

— подготовка интервью, включая общую и конкретную подготовку;

— начало;

— основная часть;

— завершение;

— обработка результатов.

 

Величина выборки при проведении глубоких интервью может колебаться в диапазоне от одного до (ориентировочно) ста человек.

В том случае, если совокупность обследуемых индивидов рассматривается как однородная, наиболее целесообразная чи­сленность респондентов составляет около 20 человек.

При обследовании методом глубокого интервью однород­ной и не образующей социальной структуры совокупности ин­дивидов могут использоваться различные принципы отбора ре­спондентов, в основном аналогичные методам формирования выборки при проведении количественных опросов. Простой случайный отбор. Метод формирования равных по численности квот. Метод «снежного кома». Метод фильтрующего опроса.

Р. Горден выделяет три типа респондентов: ключевые информаторы, специальные респон­денты и типичные представители.

Ключевые информаторы. Это тип респондента, который пре­доставляет информацию, касающуюся стратегических проблем исследования. Функция ключевых информаторов — помочь исследователю в достиже­нии общей ориентации на начальных этапах его работы.

Специальные респонденты — это люди, которые предоста­вляют информацию, непосредственно касающуюся проблемы исследования.

Типичные представители — это представители социальных групп или демографических популяций. не имеет ярко выраженных отличий от других представителей данной социальной группы.

Высокое или низкое положение в иерархии определяет сферу компетенции респондентов и систему их представлений. Ре­спонденты, занимающие высокий пост, могут гораздо лучше, чем люди с более низким служебным положением, предоста­вить сведения об организации в целом и о ее отношениях с другими организациями.

Противостоящие или конфликтующие ролевые позиции. различия в мнениях позво­ляют исследователю корректировать информацию, сообщаемую каждым респондентом в отдельности, и на этой основе создавать объективное (сводное) описание изучаемой проблемы.

Активный и пассивный типы респондентов. Тот, кто более ак­тивен в делах сообщества, обычно и более сведущ. Учитывая, что опрос только активистов может породить определенный сдвиг в по­лучаемой информации, поиск хороших информаторов из числа пассивных членов сообщества является важной задачей иссле­дователя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 4317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.