Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершение интервью




Высказывание личных мнений интервьюера.

а) запрещается произносить какие-либо фразы, которые не заканчиваются знаком вопроса. Лишь в некоторых случаях, когда заданный вопрос сложен, допускается высказывание не­скольких разъясняющих повествовательных предложений, после которых обязательно должно следовать вопросительное;

б) интервьюеру вообще следует стремиться как можно мень­ше говорить. Запрещается высказывать свое личное мнение, произносить монологи.

Чрезмерная активность интервьюера. Она выражается в ис­пользовании слишком большого числа вопросов, постоянных прерываниях высказываний респондента.

Ограничение ответов. Для интервьюера, особенно работа­ющего по найму, существует искушение ограничить интервью теми областями, которые обозначены в вопроснике, и отказать­ся от всех сообщений респондента, которые не относятся к этим областям.

Навязывание тем. Вопросник может явиться причиной не­полноты интервью еще и потому, что интервьюер слишком стро­го придерживается и навязывает респондентам вопросы и темы, которые включены в план интервью, но которые не связаны с действительным опытом опрашиваемых, и на которые они просто не могут ответить. Респондент начинает импровизировать и фантазировать. Навязанные темы подавляют ту релевантную информацию, которую респондент мог и хотел сообщить, что отрицательно сказывается на полноте интервью.

 

Фиксация главной мысли. В ходе интервью очень важно вы­членять основные идеи из ответов респондента.

Рефлексия чувств. Одним из важнейших умений, необхо­димых для проведения интервью, является рефлексия чувств. Это избирательная форма слушания, при которой интервьюер различает эмоциональные обертоны сообщений и рефлектирует (отражает) их на респондента, не делая при этом попытки дать оценку услышанному. В результате это помогает перевести разговор на те проблемы, которые являются для респондента источником беспокойства.

Комментарии не для записи. Иногда респонденты готовы дать разъяснения или расширенные комментарии лишь в том случае, если их ответ не будет записан. Если интервьюеру не удается убедить респондента изменить свое решение, следует закрыть блокнот или выключить диктофон. После окончания интер­вью можно восстановить сказанное респондентом по памяти, но использовать этот материал следует с особой осторожностью, чтобы не повредить респонденту.

Завершение интервью должно совпасть с его естественным концом. Реше­ние об окончании в этом случае оказывается как бы обоюдным, совместным. Никому из участников интервью не должно пока­заться, что финал слишком поспешный, но также не должно воз­никнуть ощущения, что интервью растянуто. Интервью должно завершиться, когда все вопросы рассмотрены, — не раньше и не позже.

При приближении к финалу задача интервьюера заключает­ся в том, чтобы сохранить хороший «климат» общения. Заверше­ние должно быть обоюдно приятным. Методические пособия рекомендуют интервьюеру начать думать о завершении интервью за 5-10 минут до его оконча­ния. Это особенно важно в тех случаях, когда время окончания интервью жестко зафиксировано. Существует ряд способов под­готовить респондента к завершению интервью. Они могут при­меняться как в случае исчерпания лимита времени, так и в том случае, если попался «слишком» разговорчивый респондент. Это в основном фразы типа: «В то короткое время, которое у нас осталось...» или «Прежде, чем закончить...» и т.д. Хорошей формой завершения интервью является финаль­ное резюме, которое, в частности, нередко позволяет получить какую-то дополнительную информацию или сделать обобщения. Резюме может быть высказано либо респондентом по просьбе интервьюера, либо самим интервьюером с просьбой к респон­денту его прокомментировать, ответив на вопросы, правильно ли оно, верно ли в нем расставлены акценты, не упущено ли что-либо существенное и т. п.

После обработки текст интервью целесообразно давать ре­спондентам для уточнения. Это желательно как с этической точки зрения, так и с точки зрения уточнения полученной ин­формации. Практика показывает, что иногда уточнения и допол­нения респондентов бывают весьма существенными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.