Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная часть интервью




Основная часть интервью начинается с того момента, когда респондент дал свое согласие на интервью, иначе говоря — с момента установления контакта. В основной части все функ­ции разговора с респондентом интервьюер подчиняет одной — информативной. В итоге интервью он должен получить пол­ную и глубокую информацию по проблеме исследования. Все поведение интервьюера определяется этой целью. Внешне процесс интервьюирования похож на непринужден­ную беседу двух людей, увлеченных разговором.

Раскрытие темы

Целью глубокого интервью является не получение от ре­спондентов односложных ответов типа «да» или «нет», а подроб­ное раскрытие предусмотренных вопросником тем. Раскрытие темы — процесс, длящийся во времени и предполагающий спонтанность речевого потока респондента. Спонтанность речи выражается в том, что респондент, не побуждаемый допол­нительными вопросами интервьюера, дает длинные и связные тексты ответов, иначе говоря, раскрывает тему. Показателя­ми нарушения спонтанности являются короткие односложные

формулировки ответов, паузы, появляющиеся в беседе, ответы-междометия и т. д.

Следовательно, позицией интер­вьюера должно стать так называемое активное слушание, напра­вленное на поддержание беседы как таковой и одновременно фокусирующее ее на предмете исследования.

Пауза или молчание. Это один из наиболее эффективных приемов поддержания спонтанности речевого потока. Прием заключается в том, что, если респондент умолкает, интервьюер не спешит заполнить возникшую паузу каким-либо вопросом, задерживая свою реакцию.

Подбадривание или номинальная поддержка. Этот прием включает в себя вербальные и невербальные реакции интер­вьюера, которые выражают одобрение респонденту за то, что он говорит, поощряя его продолжить высказывания. Невербальный аспект подбадривания включает в себя мимические реакции, выражающие заинтересованность, кивки головой и иные же­сты, выражающие внимание и одобрение. Вербальный аспект включает в себя различные одобрительные возгласы типа: «да-да», «вот как!», «продолжайте, пожалуйста!», «очень интересно» и т. п.

Отражение или «эхо». Суть этого приема заключается в по­вторении с вопросительной интонацией последней фразы ре­спондента.

Вопросы-синонимы. Интервьюер может задавать одному и тому же респонденту фактически один и тот же вопрос, слегка меняя его формулировку: В чем это выражено? Как это проявляется? Покажите конкретно, как это представлено? и т. п.

Прямая просьба расширить ответ. Это вопросы типа: «Что случилось потом?», «Что Вы имеете в виду?», «Расскажите об этом подробнее».

Парафраза. Вопрос этого типа похож на отражение («эхо»), но с той разницей, что в нем не используются слова, сказанные интервьюируемым. Парафраза представляет собой упрощенное и переформулированное на язык интервьюера высказывание ре­спондента. Суммирующий вопрос. Это как бы расширенный тип пара­фразы. Суммирующий вопрос начинается со вступительной фразы типа: «Давайте посмотрим, правильно ли я Вас понял». Прямая просьба разъяснить ответ. Если в высказываниях респондента имеются неясности или противоречия, уместно напрямик попросить респондента дать разъяснения. В этом случае задаются вопросы: «Можете ли Вы объяснить точнее?», «Я не уверен, что понял Вас правильно...», «Для меня не со­всем ясно...»

Конкретизирующие вопросы. Это, по существу, разновид­ность расширяющих или разъясняющих вопросов. Они содер­жат в себе ссылки на конкретные высказывания респондентов, сопровождаемые просьбой об их пояснении.

«Мутация» или изменение темы. Это постановка вопроса, служащего введением к новой теме, которая не является раз­витием или уточнением предыдущих ответов. Используя этот прием, интервьюер сам вводит новую тему, а не ждет, когда опрашиваемый перейдет к ней по собственной инициативе. По сравнению со всеми предыдущими приемами, «мутация» представляет собой наиболее сильное вмешательство в есте­ственный ход высказываний респондента.

Переходы в темах

Важным элементом квалификации интервьюера является его умение фиксировать момент завершения темы. Завершенную или исчерпанную тему следует отличать от темы оборванной Переход от темы к теме, если он производится по инициа­тиве интервьюера, должен предваряться утверждением, инфор­мирующим респондента, что одна тема завершена и начинается другая. Хорошо сделать некоторое заключение, финальное ре­зюме, построенное по типу суммирующего вопроса. Постановка такого вопроса информирует респондента о том, что интервьюер внимательно его слушал, получил исчерпывающую информа­цию и теперь намерен перейти к другому вопросу. Информируя респондента о завершении темы, целесообразно одновременно предоставить ему возможность что-то добавить или дополнить Иногда в высказываниях респондента возникает явление, которое можно назвать перемешиванием тем. Обычно оно воз­никает в тех случаях, когда в сознании респондента имеют­ся конкурирующие мотивы: сообщить интервьюеру об одном, другом или третьем. для предотвращения перемешивания тем ин­тервьюер должен был предложить респонденту простую вещь: сначала последовательно изложить одну тему), а затем другую

Контроль над темой

Заключается в степени фокусирующего воздействия интервьюера Степень кон­троля может быть малой или большой.

Методы контроля: 1. уси­лия по фокусировке, 2. контроль релевантности, 3. контроль полно­ты, 4.конкретизация тем, 5. логический контроль.

Поддержание мотивации

Поддержание позитивных мотиваций не возникает само собой, оно зависит от поведения интервьюера и от природы во­просов. В поведении интервьюера основными факторами под­держания позитивных мотиваций являются искренний интерес к высказываниям респондента, который выражается мимикой лица и возгласами одобрения, а также уместные дополнитель­ные вопросы, которые свидетельствуют о хорошем понимании интервьюером того, что говорит респондент, и помогают по­следнему полнее раскрыть свою мысль.

Существует ряд сигналов, свидетельствующих о нарастании усталости или скуки у респондента. Это расслабленная поза, бегающие глаза, короткие и неорганизованные ответы, длин­ные паузы. Интервьюер должен уметь улавливать эти сигналы и устанавливать их причину. В случае появления скуки сле­дует ослабить контроль над темой и попытаться «разговорить» респондента, нащупывая вопросы, которые были бы тому инте­ресны. Зачастую интересные для респондента темы оказываются релевантными и для исследователя; таким образом, интерес ста­новится взаимным. Чувства усталости или скуки могут формироваться не толь­ко у респондента, но и у интервьюера. Эти чувства замечаются респондентом, индуцируя падение мотивации у него самого. Относительно скуки можно сказать, что интервьюер ни при каких обстоятельствах не имеет права испытывать это чувство. Скучающий интервьюер профессионально непригоден для этой работы. нарастание противо­действующих мотиваций в подавляющем большинстве случаев связано с возникновением угрозы «я» респондента. На всем протяжении интервью интервьюер должен демон­стрировать респонденту свою сильную мотивацию, заинтересо­ванность, высокий эмоциональный тонус. Сознание респонден­та откликается на моральное состояние интервьюера по принци­пу индукции: скука индуцирует скуку, а эмоциональный подъем индуцирует усиление позитивных мотиваций.

Искажения в интервью

Искажения – те высказывания респон­дентов, которые не соответствуют их подлинным представлени­ям.

Влияние собственной позиции интервьюера. Это, пожалуй, основной источник искажений Предпосылками искажений являются два условия. Во-пер­вых, интервьюер должен иметь свое мнение, не совпадающее с мнением респондента. Во-вторых, это мнение, т. е. несогласие с респондентом, должно найти какое-то внешнее проявление. Если оба этих условия реализуются, то реакция респондента может быть трех видов: он либо вступает в спор с интервьюе­ром, либо замолкает и прерывает интервью, либо подстраивает свои высказывания под мнение интервьюер ч. необходимо придерживаться строго научного (безоценочного) подхода. Он должен уважать обычаи, ценности и манеру поведения других людей, как бы они ни отличались от его собственных.

Ведение интервью с позиций эмоционального «поощрения» и «наказания». Поощре­ние и непоощрение с пози­ции идеологических убеждений интервьюера — грубая ошибка.

Мысленный спор. Несогласие интервьюера с респондентом может выражаться не в открытом, а в мысленном споре с ним.

Избирательное слушание. Если позиция интервьюера не со­впадает с мнениями опрашиваемого, может возникнуть эф­фект избирательного слушания, при котором интервьюер «слы­шит» то, что хочет услышать.

Иногда какие-то высказывания респондента совпадают с идео­логическими пристрастиями интервьюера. В данном случае часто возникает то, что можно назвать «чрезмерным подбадривани­ем».

Ложь и фантазии со стороны респондента. этот источник искажений зависит от интервьюируемого, и поэтому плохо поддается корректиров­ке. Ложь со стороны респондента служит защитной реакцией, которая возникает из-за того, что опрашиваемый в том или ином смысле ощущает в вопросах интервьюера угрозу своему «я». Фантазии, как и ложь, служат защитной реакцией, но не от внешнего слушателя или наблюдателя, а от своего собственного «я». К фантазиям часто бывают склонны лица с неблагопо­лучной личной жизнью, неудачники, алкоголики.

Искажения в процессе коммуникации. Эти искажения явля­ются следствием непонимания респондентом интервьюера или наоборот. Если вопрос непонятен респонденту, интервьюер дол­жен заметить его изумленный взгляд и спросить, ясен ли вопрос. Обратная ситуация возникает, когда ин­тервьюер, пытаясь понять респондента, задает ему неадекватно сформулированный суммирующий вопрос. Во многих случаях респонденту легче согласиться с интервьюером, чем вступать с ним в спор или повторять свои разъяснения заново. разумной тактикой явля­ется просьба к респонденту повторить сказанное заново или попросить разъяснений.

Искажения, основанные на стереотипах восприятия. Интер­вьюер и респондент могут воспринимать друг друга с позиций тех или иных стереотипов, результатом чего может быть искажение информации.

 

Ошибки интервьюеров. Некоторые рекомендации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.