Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало интервью




Сюда входит достижение предварительной договоренности с респондентом, если тако­вое имеет место, и первые минуты непосредственного обще­ния с ним, включая вводную или вступительную часть беседы и первые вопросы.

Начало интервью выполняет специфические функции установлением психологического контакта с респондентом. Основное условие оптимальной коммуникации заключает­ся в том, что респондент должен воспринимать интервьюера как человека, готового понять и принять его самого и все, что он скажет. В первые моменты встречи с респондентом ингибиторы почти всегда доминируют. Если «разбивание льда» проходит успешно, их действие постепенно ослабевает, освобождая место для позитивных мотивов. Р. Горден описывает систему из восьми «помощников» и восьми ингибиторов

Помощники общения

Стремление к исполнению ожиданий. Если на человека воз­действуют извне чьи-то ожидания, то он часто, сознательно или бессознательно, стремится на них отреагировать. при установлении контакта с ре­спондентом интервьюер должен передавать ему общие ожи­дания сотрудничества и ответов на конкретные вопросы. Потребность в признании и одобрении. Невербальное поведение интервьюера должно демонстрировать искренний интерес ко всему, что говорит респондент. Использование альтруистических мотивов. Респонденты добровольно предоставляют информацию, приносящую им неприятность и боль, если они считают, что это может помочь другим людям или служит иной важной цели. Потребность в сочувственном понимании. В связи с этим исследователю следует внима­тельно отнестись к сообщениям респондента, высказанным им в расчете на сочувственное понимание. Приобретение нового опыта. Часто интервью становится для людей новым и интересным занятием. Это может являться само­стоятельным мотивом к сотрудничеству. Просьба дать интервью может восприниматься респондентом как престижное предло­жение, повышающее его самооценку. Катарсис (очищение). Выговарива­ясь, получает освобождение от неприятного эмоционального напряжения. Потребность в познании смысла. Это стремление получить ответы на вопросы типа «К чему мы идем?», «Почему все происходит так, а не иначе?». Внешние стимулы. Основным внешним стимулом является оплата времени, затраченного респондентом. Другим вариантом таких стимулов может быть оказание помощи в решении проблем индивида.

Ингибиторы общения

Необходимость найти время для интервью. Респондент коле­блется, следует ли ему принять участие в интервью, потому что он может использовать это время как-то по-другому.

Угроза своему «я». Это чувство может варьироваться от легкого колебания до безоговорочно­го отказа в предоставлении информации. Часто бывает, что респондент разрывается между желанием скрыть информацию и желанием выговориться.

Существует три типа угрозы «я» респондента.

а) Подавление или вытеснение сведений из сферы созна­ния.

б) Психологические факторы угрозы «я», не связанные с по­давлением или вытеснением. В этом случае респондент, хотя и располагает информацией, не решается ее предоставить, на­
пример, из опасения, что интервьюер ее не одобрит.

в) Реальная угроза, которой подвергнется респондент в случае «утечки» сообщаемой им информации.

Этикет. Этот тип ингибиторов является своего рода этичес­ким фильтром, поощряющим передачу информации одного типа и препятствующим передаче информации другого типа. Травма. Данное слово используется для обозначения непри­ятного опыта, связанного с каким-то критическим событием.

Сбор сведений о респонденте. Способствует установлению контакта и повыша­ет качество самого интервью, содействуя лучшей ориентации интервьюера. Это получение сведений о личных качествах респондента, которые могут способствовать либо препятство­вать установлению контакта. Также сюда включается пред­метная подготовка, т. е. подготовка по предмету и основным темам интервью.

Договоренность о встрече может быть достигнута при лич­ном контакте, по телефону или путем письменного обращения.

Независимо от того, предпринимались ли усилия по установлению предварительной договоренности или нет, решающую роль в установлении контакта с респондентом играет момент личной встречи. Положительный или отрица­тельный итог этого момента в значительной мере определяется двумя группами факторов: внешними данными интервьюера (имеются в виду пол, возраст и внешний вид) и его поведением. Внешний вид должен быть «деловым» или «служебным». Недопустимы две крайности: с одной стороны — неряшливость, слишком «вольный» стиль одежды, с другой — чересчур дорогая или модная одежда и прическа. Женщинам-ин­тервьюерам не следует злоупотреблять косметикой и украшени­ями, хотя умеренное и умелое их использование вполне уместно.

Большое значение для установления контакта между интер­вьюером и опрашиваемым имеет соответствие их социальных статусов. Заметные различия в социальных статусах мешают установлению контакта, в результате чего интервьюируемые либо вообще отказываются от беседы, либо ее результаты быва­ют сильно искаженными.

Стиль поведения включает в себя вербальную и невербаль­ную компоненты. При установлении контакта опытные интервьюеры улыбнутся, пожмут руку, предложат удобное кресло и предпримут прочие аналогичные действия, чтобы снять первичное напряжение.

Невербальные способы установления контакта могут быть дополнены вербальными. Некоторые авторы рекомендуют на­чать разговор о чем-нибудь нейтральном, например, о погоде. Невербальные способы включа­ют в себя открытый взгляд, естественную позу, внимание, тон разговора. Очень важны собранность и быстрая реакция, выра­жающаяся в способности «на лету» схватывать слова и реакции респондента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.