Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросник интервью. Незаурядные люди как особый тип респондентов.Незауряд­ными людьми в данном случае называются те, кто выделяется из общей массы своим умом и способностями




Незаурядные люди как особый тип респондентов.Незауряд­ными людьми в данном случае называются те, кто выделяется из общей массы своим умом и способностями, а также профес­сиональными достижениями., они обладают значительными рефлексив­ными способностями и, опираясь на свой практический опыт, могут строить достаточно сложные и развитые системы взгля­дов.

Члены группы и посторонние. Опрос посторонних часто бывает полезен для получения взгляда со стороны. Разумеется, речь идет о таких «посторон­них», которые в достаточной мере осведомлены либо об орга­низации в целом, либо об отдельных аспектах ее деятельности.

Обследование сложных социальных объектов целесообразно проводить в два этапа, первый из которых может быть назван ознакомительным, а второй — систематическим.

Ознакомительный этап имеет своей целью получение общих сведений об объектах, их структуре, функциональных пробле­мах. Для получения таких сведений целесообразно провести ряд интервью с ключевыми информаторами.

После получения информации о структуре объекта сле­дует переходить к систематическому этапу обследования. Этот этап начинается с составления списка всех основных ролевых позиций, образующих структуру объекта. Ролевые позиции, выбранные в качестве значимых для исследования, могут быть единичными (т. е. представленны­ми единственным человеком) или массовыми. Опрос лиц, занимающих различные ролевые позиции, пред­полагает различия в вопросниках или в круге охватываемых тем. Сказанное относится не только к глубокому интервью, но и к формализованным анкетным опросам.

Вопросник глубокого интервью принципиально отличается от анкеты с закрытыми вопросами. Если структурной едини­цей, анкеты является вопрос или блок вопросов, то структурной единицей неформализованного интервью является ТЕМА. Те­ма представляет собой связное (обладающее смысловым един­ством) изложение какого-либо вопроса. Если анкетные вопросы с формализованными закрытиями можно охарактеризовать как дискретные, то тему можно охарактеризовать как непрерыв­ную смысловую последовательность. Вопросник глубокого неформализованного интервью пред­ставляет собой перечень тем, подлежащих выяснению. Темы могут быть сформулированы как в повество­вательной, так и в вопросительной форме. Последовательности тем по характеру смысловых связей.

В зависимости от типа смысловой связи темы подразделяются на повествования, описания и рассуждения. Интервью часто состоят из комбинаций этих последовательностей. При составлении вопросников темы, связанные с рассужде­ниями, целесообразно ставить в конец интервью, после того, как фактическая сторона дела прояснена в ходе повествования или описания (либо их комбинации).

Вопросы, запланированные заранее, и вопросы, формулируе­мые по ходу интервью. Вопросы, задаваемые респонденту, под­разделяются на те, что подготовлены заранее и сведены в план-вопросник, и те, что задаются непосредственно в ходе бесе­ды и представляют собой оперативную реакцию интервьюера на получаемую информацию.

Число тем в интервью. План глубокого интервью может включать в себя либо одну тему, либо несколько независи­мых тем. Первый тип вопросника можно охарактеризовать как простой, а второй — как составной. Соединение в одном интервью нескольких разнородных тем может привести к тому, что не все они будут полноценно раскрыты. Составной тип складывается из нескольких простых.

Степень логической детализации вопросника. Детализация вопросников осуществляется путем деления большой общей темы на составляющие ее частные темы. Вопросник глубо­кого интервью должен быть по возможности логичным, чтобы помочь опрашиваемому, да и интервьюеру, не терять нить изло­жения. В. Гуд и П. Хэтт считают, что последовательность вопросов в интервью должна отвечать следующим требованиям:

— по ходу опроса интерес опрашиваемого должен расти. Необ­ходимо, чтобы первый вопрос, по возможности, приковы­вал внимание, заинтересовывал опрашиваемого, но не был
дискуссионным. В противном случае процент лиц, отказывающихся отвечать, гораздо больше, чем тогда, когда дискуссионный вопрос ставится в середине интервью,

— более сложные вопросы должны следовать за более просты­ми. Чем далее опрашиваемый вовлекается в интервью, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы.
Поэтому, если некоторые вопросы требуют размышления, их не рекомендуется ставить слишком рано. Но они не долж­ны идти и слишком поздно, ибо опрашиваемый утомляется,

— нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому сугубо интимные вопросы. Лучше приберечь их к концу интер­вью, когда между участниками уже установлен известный
контакт;

Язык интервью. Язык интервьюера должен соответ­ствовать общему словарю интервьюера и респондента. Наличие общего словаря не означает, что интервьюеру следует исполь­зовать те же самые народные либо простонародные выражения или говорить с тем же акцентом, что и респондент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.