Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрывок, относящийся к последнему году жизни Федорова, отражает его мысли в связи с текущими событиями того вре­мени




631.

Этот отрывок интересен как фактическими данными (о де­ятелях русской культуры, знакомых с учением «общего дела» или причастных к попыткам его распространения), так и об­нажением внутренней диалогической соотнесенности, которая существовала для Федорова между его учением и творческой деятельностью Толстого. Заслуживают внимания и приводимые здесь названия, которые Федоров дает своему учению.

631.

Набросок к сравнению двух произведений — «Исповеди» Августина (354—430) и «Исповеди» Ж. Ж. Руссо (1712—1778).

Конспективный набросок, отражающий отношение Федоро­ва к ряду западноевропейских философов под углом зрения его идей о «неродственности» и о трудовом созидании «рая», призванном поднять «град земной» до «небесного».

Отрывок представляет собой федоровское толкование загадки сфинкса. — 626.

II. М. Каразин. — 625.

З

Извлечь, любя, способен смерть одну.

Мой жалкий гений

Критика способности суждения» (1790)—произведение Канта, в котором изложено его эстетическое учение. — 623.

3Очевидно, имеется в виду сонет, которым открывается ряд стихотворений, посвящепных платонической возлюбленной Микеланджело Виттории Колонне. В нем поэт сетует, что спо­собен создавать только мертвые формы, уже таящиеся в самом мраморе, и не в состоянии явить настоящего, живого — в бук­вальном смысле слова — творчества:

(Пер. А. М. Эфроса). — 624.

1Музей готовит тот высший синтез, в котором в ходе «об­щего дела» должны примириться искусство и наука. В образ­ной системе понятий Федорова путь к такому синтезу мыслит­ся в соединении храма (синтез всех искусств) с музеем (син­тез всех наук' вокруг астрономии). — 625.

1Стихотворение В. С. Соловьева «Родипа русской поэзии. По поводу элегии „Сельское кладбище"» было впервые напеча­тано в журнале «Вестник Европы» в № 11 за 1897 г. Посвяще­но стихотворению В. А. Жуковского, вольному переводу «Эле­гии, написанной на сельском кладбище» английского поэта Т. Грея. Первый издатель стихотворения Жуковского^

2В одном из писем к Кожевникову Федоров просит при­слать ему текст одного из таких причитаний, которое произве­ло сильнейшее впечатление в детстве на самого Кожевникова. Начиналось оно так:

Привяжу я коня к колоколенке,

Сам ударюсь о сыру-землю:

«Расступися, мать сыра-земля;

Ты раскройся, гробова доска,

Встань, проснися, родна-матушка»* —625.

Фрагменты, объединенные в этом разделе, взяты из серии незаконченных полемических статей Федорова о В. С. Со­ловьеве. В основном касаются двух его работ: «Краткой повести об Антихристе» из «Трех разговоров» (1901) и статьи «Лер­монтов» («Вестник Европы», 1901, февр.).

β

1 Вильмен (1790—1870) — французский критик и историк литературы. Цитата взята из его произведения «Tableau de l'éloquence chrétienne au IV siècle». P., 1846. — 631.

2 Soliloquia («Разговоры с самим собой») — произведение Августина в 2-х книгах, построенное в форме беседы со своим разумом; по духу непосредственно предшествует «Исповеди».—

3Основной принцип повой европейской философии, выра­женный в знаменитом «cogito ergo sum» Декарта, русский фи­лософ усматривает уже у Августина, предлагая даже выразить его как «fallor ergo sum», т. е. «обманываюсь, следовательно, существую». — 631,

1С таким проектом выступил сам Федоров, желая восста­новить старинный обычай построения обыденных храмов. —

2 Статья С. С. Слуцкого, знакомого Федорова, излагала этот проект с призывом к денежным пожертвованиям, в ответ па который было немало сочувственных откликов и поступлений различных сумм. — 632,

3Статья Антония Храповицкого, русского церковного дея­теля второй полов. XIX в., точнее, речь, произнесенная им по случаю юбилея Сергия Радонежского, привлекла присталь­ное внимание Федорова; с ее критическим разбором он обра­тился в письме к самому Антонию. — 632.

1 Серафим (1760—1833) — монах Саровской пустыни. При­влекал особое внимание Федорова как почитатель воскресения; о нем философ диктует свои последние строки для статьи «На­родный святой». — 633.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.