Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цитируется издание: Э. Беллами. Через сто лет. Пер, Ф. Зинина. СПб., 1891, с. 191. — 615




В романе Беллами все члепы общества, окончив службу, с 45-летнего возраста освобождаются от всякого государствен­ного надзора, предоставляются самим себе и получают возмож­ность заниматься науками и искусствами или просто преда­ваться разнообразным развлечениям. — 615.

Имеется в виду важная деталь уклада жизни нового об­щества. Все его члены, кроме немногих людей творческого тру­да, после окончания курса образования обязаны пройти 24-лет­нюю службу в трудовой армии, где они избирают себе занятие по желанию. — 615.

614.

БОрганотерапией стал называться новый метод лечепия препаратами из органов животных, начало которому было по­ложено опытами Броун-Секара, французского физиолога (1817—1894), добивавшегося омоложения человеческого орга­низма. Федоров понимает гистотерапию и органотерапию как «тканетворение», «оргапосозидаиие», «сознательно-творческий» процесс регуляции человеческого организма, приводящий к его бессмертию. — 611.

В целом ряде статей, вошедших во II и III тома «Фило­софии общего дела», Федоров вскрывает главную слабость тол­стовского учения, заключающуюся, по его мнению, в отсутст­вии четкой целевой направленности, созидательного идеала. Толстовское учение, считает он, по сути своей отрицательно: опо учит лишь тому, чего не надо делать. — 607.

Что такое искусство?» — эстетический трактат Л. Н. Тол­стого, впервые напечатанный в журпале «Вопросы философии и психологии», 1897, кн. 5, и 1898, кн. 1. Федоров был знаком со взглядами Толстого на искусство еще задолго до публикации трактата из устных бесед с ним в конце 80-х гг. — 607.

Оправдание добра» (1897) — трактат по этике В. С. Со­ловьева, положительную часть которого Федоров считает не­достаточной. — 607.

В июле 1898 г. Федоров посылает из Воронежа В. Л. Кожев­никову два больших письма, составивших две части статьи «Что такое добро?». Машинописная копия ее хранится в папке писем. Автограф отсутствует. Название статьи, возможно, дано Кожевниковым. Печатается с небольшими сокращениями.

Мировоззрения и обмен идеями в 80-е гг. и резкий разрыв, ини^ циатором которого был Федоров. Однако до конца жизни Тол­стой сохранил не только чувство глубокого восхищения лично­стью и деятельностью Федорова, но и интерес к его учению. Резкость федоровской критики была обусловлена глубоко неравнодушным, страстно заинтересованным отношением к лич­ности и творчеству Толстого. Высоко оценивая Толстого как художника, Федоров решительно не принимал его религиозного учения, особенно проповеди «недеяния», т. е. непротивления.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРО?

СТАТЬИ

Значительное место среди «Материалов к третьему тому» занимают статьи и письма, посвященные критике того периода деятельности Толстого, когда оп, по словам Федорова, стал «превращаться из великого писателя в плохого философа». Тол­стого и Федорова связывали сложные отношения: близость

Отношение к искусству было той областью мировоззрения, где взгляды Толстого и Федорова сближались. В статье «„Фауст" Гёте и народная легенда о Фаусте» Федоров выска­зывает мысли, совпадающие с положениями толстовского трак­тата об искусстве. Тут и противопоставление «господского» искусства народному творчеству, и взгляд па «секуляризацию» искусства в эпоху Возрождения как на пагубный процесс отъединения от всенародного искусства, и утверждение искус­ства высокоэтического, служащего высшей («религиозной»), объединяющей все человечество цели. Однако сама эта цель понимается Толстым и Федоровым по-разному. Анализу этого различия посвящена публикуемая статья Федорова. Вторая часть статьи представляет характерную попытку Федорова дать с различных точек зрения определение понятий «человек» и «братство».

4Имеется в виду проект Федорова о превращении армии в естествоиспытательпую силу, об использовании взрывчатых веществ с целью метеорологической регуляции, проект, с ко­торым был хорошо знаком Толстой. — 611.

РАЗБОР РОМАНА Э. БЕЛЛАМИ «ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД ОТ 1887 К 2000 ГОДУ» И ТРАКТАТА Л. ГРОНЛЕНДА «ОБЩИЙ ОЧЕРК КООПЕРАТИВНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ»

Речь идет о социально-утопическом романе американского писателя Беллами (1850—1898), не только ставшем в конце прошлого века мировой сенсацией, по и породившем в США целое общественное движение, которое ставило своей целью осуществление идей Беллами. В русских переводах конца прошлого — начала нынешнего века печатался под различными названиями: «Через сто лет», «Золотой век», «В 2000 году» и др. В этом произведении Беллами выступил популяризатором идей о кооперации и национализации промышленности, создании единой промышленной армии, которые развивал американский публицист и экономист Л. Гронленд в своем политико-эконо­мическом трактате. Федоров вскрывает пошлость теорий бур­жуазного прогресса, расцветших па пороге общества потреб­ления, которое утвердилось на Западе в XX в. Его будущие контуры были ясны русскому мыслителю, о чем свидетельствует публикуемый разбор романа Беллами, в котором тот востор­женно рисовал идеальное общество 2000 года, венец «прогрес­са». Для Федорова если это и «рай на земле», то рай мещан­ский, общество, стремящееся накормить своих членов, неустан­но развлекать их.

1Сюжет у Беллами следующий: герой романа Юлиан Вест, страдающий бессонницей, прибегает к помощи гипнотизера. Сон оказывается летаргическим. Вест случайно остается в це­лости и сохранности в течение длительного времени. Его счи­тают погибшим. Героя откапывают и «воскрешают» через 113 лет, в 2000 году. За это время экономический строй, система воспитания, управления, весь уклад жизни общества радикаль­но изменились (в духе рецептов Гронленда). Роман представля­ет собой подробное описание этого нового «золотого века». —

5 Федоров справедливо называет Президента «опекупом» общества. Ср.: «...В выдвинутой Беллами государственно-право­вой концепции демократии старая теория полицейских функ­ пий государства сливается со всеобъемлющим учением об опе­ке» (В. Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли, Т.П. М., 1963, с. 386). —Ш.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.