Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.2. Логика познания и методология естественных наук




Тема 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Этика науки.

Методические рекомендации по формированию и изучению

Лекционные занятия

Распределение (примерное) бюджета времени по видам занятий

№ темы Объем времени, час Интерактивные формы занятий, час
норм. срок обучения сокращ. ускорен.) норм. срок обуч-я сокращ. (ускорен.)
оч -ная заочная очная заочная очная заочная
             
1.1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Этика науки       0,5    
1.2.Логика познания и методология естественных наук         0,5    
2.1.Понятия пространства, времени и материи. Структурные уровни организации материи.         0,5  
2.2. «Поле». Фундаментальные взаимодействия            
2.3.Корпускулярно-волновой дуализм света и материи.Концепции взаимодействий и структур в микромире            
3.1.Основные формы, свойства и уровни организации живой материи         0,5  
3.2. Концепции эволюционной биологии.Основные гипотезы происхождения живого            
4.1.Концепции строения, эволюционных процессов и зарождения структур в мире звёзд.            
5.3.Концепции самоорганизации и моделирования процессов в сложных системах и природе.            
Итого:            

 


лекционного материала (для студентов и преподавателей)

 

3.3.1.1. Для преподавателей.

Структура каждого занятия планируется в соответствии с дидактическими целями и психолого-педагогическими закономерностями процесса обучения.

План занятия предусматривает этапы его проведения, перечень материально-технического оснащения и список литературы для изучения нового материала. Такая организационная форма очень важна для управления познавательной деятельностью студентов в учебном процессе.

 

РАЗДЕЛ 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

 

Перечень вопросов, определяющих структуру занятия:

1. Сущность и методологическая основаестественнонаучной и гуманитарной культуры.

2. Цель и функции науки.

3. Современные этические проблемы научного творчества.

Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы:

1. Дайте понятия культуры и науки.

2. Из курса философии дайте определения.

3. Как вы понимаете путь к единой культуре.

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 4-7], [6.1.3, с. 7-17]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями:

Ок-1, Ок-3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14.

Знать: понятия «культура», «наука», «прогнозирование»; типы познания; объективно-идеалистическую концепцию;

иметь представление об этических проблемах научного творчества, о различии естествознания и гуманитарных наук.

В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор, ноутбук.

Перечень вопросов, определяющих структуру занятия:

1. Сущность научного метода. Методы естествознания.

2. Дифференциация и интеграция научного знания.

3. Системный подход. Понятия: «научная картина мира», «научная революция».

Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы:

1. Критерии истинности знания.

2. Отличия научного познания от ненаучного. Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского?

3. Какие общенаучные методы используются в естествознании?

4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного?

5. Этапы развития естествознания и «научная революция».

6. Понятие НТР и ее проблемы.

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 5-10], [6.1.3, с. 18-30], интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями:

Ок-1, Ок3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14.

Знать: что такое «научная картина мира», «научная революция», методы естествознания, последовательность этапов развития научного знания;

иметь представление об отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры.

В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор, ноутбук.

РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ.

Тема 2.1. Понятия пространства, времени и материи. Структурные уровни организации материи.

 

Перечень вопросов, определяющих структуру занятия:

1. Понятие «пространство».

2. Масштабы расстояний во Вселенной.

3. Методы оценок размеров и расстояний.

4. Понятие «время» в своем развитии.

5. Временные масштабы во Вселенной.

6. Методы измерения времени.

7. Свойства пространства и времени.

8. Микро -, макро - и мегамиры.

Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы:

1. Измерение расстояния в микромире.

2. Как определяют возраст археологической находки, нашей планеты?

3. Какие движения Земли легли в основу календаря?

4. Каков диапазон расстояний во Вселенной? Как оценили размер Галактики, Вселенной?

5. Как определяют расстояния до звезд?

6. Как изменились представления о пространстве и времени Ньютона?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 11-19], [6.1.3, с. 44-70]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями:

Ок-1, Ок3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14.

Знать: понятие «пространство». Масштабы расстояний во Вселенной. Методы оценок размеров и расстояний. Понятие «время» в своем развитии. Временные масштабы во Вселенной. Методы измерения времени. Свойства пространства и времени.Микро - макро - и мегамиры.

иметь представление об измерении расстояния в микромире. О том, как определяют возраст археологической находки, нашей планеты. Каков диапазон расстояний во Вселенной. Как оценили размер Галактики, Вселенной.Как определяют расстояния до звезд. Как изменились представления о пространстве и времени Ньютона.

В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор и ноутбук.

 

Тема 2.2. «Поле». Фундаментальные взаимодействия

Перечень вопросов, определяющих структуру занятия:

1. Поле.

2. Близкодействие, дальнодействие.

3. Типы фундаментальных взаимодействий в физике.

4. Теория Максвелла.

5. Свет — электромагнитная волна.

Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте концепции близко - и дальнодействия.

2. Поясните понятие «поле».

3. Кто и как создавал теорию электромагнитного поля?

4. Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы?

Рекомендуемая литература: [6.1.1 - 6.2.1, с.32-37] [6.1.3, с. 71-88]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями:

Ок3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14.

Знать: понятия «поле». Близкодействие, дальнодействие. Типы фундаментальных взаимодействий в физике. Теорию Максвелла. Свет — электромагнитная волна.

иметь представление о концепции близко - и дальнодействия. о понятии «поле». О том, кто и как создавал теорию электромагнитного поля. Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы.

В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор, ноутбук.

Тема 2.3. Корпускулярно-волновой дуализм света и материи. Концепции взаимодействий и структур в микромире

Перечень вопросов, определяющих структуру занятия:

1. Волновые свойства света.

2. Законы теплового излучения.

3. Кризис классической теории и появление квантовой теории.

4. Планетарная модель строения атома.

5. Корпускулярно-волновые свойства вещества.

6. Движение микрочастиц.

7. Принципы дополнительности, причинности и неопределенности.

8. Радиоактивность. Представления о строении атомного ядра.

Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте развитие представлений о свете. Как и кем показано, что свет есть электромагнитная волна? В каких явлениях проявляются волновые свойства света?

2. Охарактеризуйте дискретность и непрерывность материи. В каких явлениях проявляются корпускулярные свойства света?

3. Опишите спектр электромагнитного излучения. Как были открыты и изучены инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, рентгеновские лучи?

4. Как законы фотоэффекта показали противоречия и кризис классической науки? Как определяется фотон? Какое давление создает излучение с длиной волны 0,6-10-6 м, если на каждый квадратный сантиметр поверхности, полностью его поглощающей, падает 3 • 1018 фотонов за 1 с?

5. Каково значение открытия электрона? Какие модели строения атомов появились в начале XX в.? В какой степени атом похож на Солнечную систему? Дайте представление об энергетических уровнях и переходах?

6. Что такое равновесное излучение, как оно моделируется, каковы его законы? Какие проблемы теории теплового излучения привели к «фиолетовой катастрофе», предрекающей крушение «классической физики? Какой выход был найден?

7. Поясните суть гипотезы Луи де Бройля. Какое значение для естествознания имеет использование корпускулярно-волновых свойств вещества? Что узнали о живой материи с помощью электронного микроскопа; на каких принципах он работает?

8. Поясните смысл гипотезы о дискретном характере испускания и поглощения света.

9. Дайте представление о появлении вероятностных законов вынужденного и спонтанного испускания света.

10. Поясните смысл понятия «фотон». Какие явления и каким образом объяснены с помощью квантовой теории света?

11. Как определяют температуру звезд?

Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 57-67], [6.1.3, с. 169-207]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4]

В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями:

Ок-1, Ок3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14, Ок-16.

Знать: волновые свойства света. Законы теплового излучения. Кризис классической теории и появление квантовой теории. Планетарная модель строения атома. Корпускулярно-волновые свойства вещества. Движение микрочастиц. Принципы дополнительности, причинности и неопределенности. Радиоактивность. Представления о строении атомного ядра.

иметь представление о развитии представлений о свете, о том, как и кем показано, что свет есть электромагнитная волна. В каких явлениях проявляются волновые свойства света. О дискретности и непрерывности материи. В каких явлениях проявляются корпускулярные свойства света. О спектре электромагнитного излучения и как были открыты и изучены инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, рентгеновские лучи. Как законы фотоэффекта показали противоречия и кризис классической науки. Что такое фотон и какое давление создает излучение с длиной волны 0,6∙10-6 м, если на каждый квадратный сантиметр поверхности, полностью его поглощающей, падает 3•1018 фотонов за 1 с. Каково значение открытия электрона? Какие модели строения атомов появились в начале XX в.? В какой степени атом похож на Солнечную систему. Иметь представление об энергетических уровнях и переходах. Что такое равновесное излучение, как оно моделируется, каковы его законы? Какие проблемы теории теплового излучения привели к «фиолетовой катастрофе», предрекающей крушение «классической физики? Какой выход был найден? О сути гипотезы Луи де Бройля. Как она была экспериментально подтверждена, какое значение для естествознания имеет использование корпускулярно-волновых свойств вещества? Что узнали о живой материи с помощью электронного микроскопа; на каких принципах он работает? Поясните смысл гипотезы о дискретном характере испускания и поглощения света. Иметь представление о появлении вероятностных законов вынужденного и спонтанного испускания света и о смысле понятия «фотон». Какие явления и каким образом объяснены с помощью квантовой теории света. Как определяют температуру звезд и чем было доказано материальное единство мира.

В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор и ноутбук.

РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ХИМИЧЕСКОЙ НАУКЕ И БИОЛОГИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.