КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.2. Логика познания и методология естественных наук
Тема 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Этика науки. Методические рекомендации по формированию и изучению Лекционные занятия Распределение (примерное) бюджета времени по видам занятий
лекционного материала (для студентов и преподавателей)
3.3.1.1. Для преподавателей. Структура каждого занятия планируется в соответствии с дидактическими целями и психолого-педагогическими закономерностями процесса обучения. План занятия предусматривает этапы его проведения, перечень материально-технического оснащения и список литературы для изучения нового материала. Такая организационная форма очень важна для управления познавательной деятельностью студентов в учебном процессе.
РАЗДЕЛ 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Перечень вопросов, определяющих структуру занятия: 1. Сущность и методологическая основаестественнонаучной и гуманитарной культуры. 2. Цель и функции науки. 3. Современные этические проблемы научного творчества. Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы: 1. Дайте понятия культуры и науки. 2. Из курса философии дайте определения. 3. Как вы понимаете путь к единой культуре. Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 4-7], [6.1.3, с. 7-17]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: Ок-1, Ок-3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14. Знать: понятия «культура», «наука», «прогнозирование»; типы познания; объективно-идеалистическую концепцию; иметь представление об этических проблемах научного творчества, о различии естествознания и гуманитарных наук. В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор, ноутбук. Перечень вопросов, определяющих структуру занятия: 1. Сущность научного метода. Методы естествознания. 2. Дифференциация и интеграция научного знания. 3. Системный подход. Понятия: «научная картина мира», «научная революция». Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы: 1. Критерии истинности знания. 2. Отличия научного познания от ненаучного. Чем отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры, естественнонаучный подход от философского? 3. Какие общенаучные методы используются в естествознании? 4. Какова последовательность этапов развития научного знания? Чем отличается дисциплинарный подход от междисциплинарного? 5. Этапы развития естествознания и «научная революция». 6. Понятие НТР и ее проблемы. Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 5-10], [6.1.3, с. 18-30], интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: Ок-1, Ок3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14. Знать: что такое «научная картина мира», «научная революция», методы естествознания, последовательность этапов развития научного знания; иметь представление об отличаются естественно-научная и гуманитарная культуры. В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор, ноутбук. РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ. Тема 2.1. Понятия пространства, времени и материи. Структурные уровни организации материи.
Перечень вопросов, определяющих структуру занятия: 1. Понятие «пространство». 2. Масштабы расстояний во Вселенной. 3. Методы оценок размеров и расстояний. 4. Понятие «время» в своем развитии. 5. Временные масштабы во Вселенной. 6. Методы измерения времени. 7. Свойства пространства и времени. 8. Микро -, макро - и мегамиры. Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы: 1. Измерение расстояния в микромире. 2. Как определяют возраст археологической находки, нашей планеты? 3. Какие движения Земли легли в основу календаря? 4. Каков диапазон расстояний во Вселенной? Как оценили размер Галактики, Вселенной? 5. Как определяют расстояния до звезд? 6. Как изменились представления о пространстве и времени Ньютона? Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 11-19], [6.1.3, с. 44-70]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: Ок-1, Ок3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14. Знать: понятие «пространство». Масштабы расстояний во Вселенной. Методы оценок размеров и расстояний. Понятие «время» в своем развитии. Временные масштабы во Вселенной. Методы измерения времени. Свойства пространства и времени.Микро - макро - и мегамиры. иметь представление об измерении расстояния в микромире. О том, как определяют возраст археологической находки, нашей планеты. Каков диапазон расстояний во Вселенной. Как оценили размер Галактики, Вселенной.Как определяют расстояния до звезд. Как изменились представления о пространстве и времени Ньютона. В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор и ноутбук.
Тема 2.2. «Поле». Фундаментальные взаимодействия Перечень вопросов, определяющих структуру занятия: 1. Поле. 2. Близкодействие, дальнодействие. 3. Типы фундаментальных взаимодействий в физике. 4. Теория Максвелла. 5. Свет — электромагнитная волна. Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы: 1. Охарактеризуйте концепции близко - и дальнодействия. 2. Поясните понятие «поле». 3. Кто и как создавал теорию электромагнитного поля? 4. Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы? Рекомендуемая литература: [6.1.1 - 6.2.1, с.32-37] [6.1.3, с. 71-88]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: Ок3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14. Знать: понятия «поле». Близкодействие, дальнодействие. Типы фундаментальных взаимодействий в физике. Теорию Максвелла. Свет — электромагнитная волна. иметь представление о концепции близко - и дальнодействия. о понятии «поле». О том, кто и как создавал теорию электромагнитного поля. Какие фундаментальные взаимодействия выделены в физике и почему они так названы. В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор, ноутбук. Тема 2.3. Корпускулярно-волновой дуализм света и материи. Концепции взаимодействий и структур в микромире Перечень вопросов, определяющих структуру занятия: 1. Волновые свойства света. 2. Законы теплового излучения. 3. Кризис классической теории и появление квантовой теории. 4. Планетарная модель строения атома. 5. Корпускулярно-волновые свойства вещества. 6. Движение микрочастиц. 7. Принципы дополнительности, причинности и неопределенности. 8. Радиоактивность. Представления о строении атомного ядра. Активизировать обучающихся, обсудив с ними следующие вопросы: 1. Охарактеризуйте развитие представлений о свете. Как и кем показано, что свет есть электромагнитная волна? В каких явлениях проявляются волновые свойства света? 2. Охарактеризуйте дискретность и непрерывность материи. В каких явлениях проявляются корпускулярные свойства света? 3. Опишите спектр электромагнитного излучения. Как были открыты и изучены инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, рентгеновские лучи? 4. Как законы фотоэффекта показали противоречия и кризис классической науки? Как определяется фотон? Какое давление создает излучение с длиной волны 0,6-10-6 м, если на каждый квадратный сантиметр поверхности, полностью его поглощающей, падает 3 • 1018 фотонов за 1 с? 5. Каково значение открытия электрона? Какие модели строения атомов появились в начале XX в.? В какой степени атом похож на Солнечную систему? Дайте представление об энергетических уровнях и переходах? 6. Что такое равновесное излучение, как оно моделируется, каковы его законы? Какие проблемы теории теплового излучения привели к «фиолетовой катастрофе», предрекающей крушение «классической физики? Какой выход был найден? 7. Поясните суть гипотезы Луи де Бройля. Какое значение для естествознания имеет использование корпускулярно-волновых свойств вещества? Что узнали о живой материи с помощью электронного микроскопа; на каких принципах он работает? 8. Поясните смысл гипотезы о дискретном характере испускания и поглощения света. 9. Дайте представление о появлении вероятностных законов вынужденного и спонтанного испускания света. 10. Поясните смысл понятия «фотон». Какие явления и каким образом объяснены с помощью квантовой теории света? 11. Как определяют температуру звезд? Рекомендуемая литература: [6.1.1, с. 57-67], [6.1.3, с. 169-207]. Интернет-ресурсы:[6.6.1, 6.7.1, 6.7.4] В результате изучения студент должен обладать следующими компетенциями: Ок-1, Ок3, Ок-4, Ок-7, Ок-9, Ок-14, Ок-16. Знать: волновые свойства света. Законы теплового излучения. Кризис классической теории и появление квантовой теории. Планетарная модель строения атома. Корпускулярно-волновые свойства вещества. Движение микрочастиц. Принципы дополнительности, причинности и неопределенности. Радиоактивность. Представления о строении атомного ядра. иметь представление о развитии представлений о свете, о том, как и кем показано, что свет есть электромагнитная волна. В каких явлениях проявляются волновые свойства света. О дискретности и непрерывности материи. В каких явлениях проявляются корпускулярные свойства света. О спектре электромагнитного излучения и как были открыты и изучены инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, рентгеновские лучи. Как законы фотоэффекта показали противоречия и кризис классической науки. Что такое фотон и какое давление создает излучение с длиной волны 0,6∙10-6 м, если на каждый квадратный сантиметр поверхности, полностью его поглощающей, падает 3•1018 фотонов за 1 с. Каково значение открытия электрона? Какие модели строения атомов появились в начале XX в.? В какой степени атом похож на Солнечную систему. Иметь представление об энергетических уровнях и переходах. Что такое равновесное излучение, как оно моделируется, каковы его законы? Какие проблемы теории теплового излучения привели к «фиолетовой катастрофе», предрекающей крушение «классической физики? Какой выход был найден? О сути гипотезы Луи де Бройля. Как она была экспериментально подтверждена, какое значение для естествознания имеет использование корпускулярно-волновых свойств вещества? Что узнали о живой материи с помощью электронного микроскопа; на каких принципах он работает? Поясните смысл гипотезы о дискретном характере испускания и поглощения света. Иметь представление о появлении вероятностных законов вынужденного и спонтанного испускания света и о смысле понятия «фотон». Какие явления и каким образом объяснены с помощью квантовой теории света. Как определяют температуру звезд и чем было доказано материальное единство мира. В целях обеспечения большей наглядности при чтении лекции преподавателю рекомендуется использовать проектор и ноутбук. РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ХИМИЧЕСКОЙ НАУКЕ И БИОЛОГИИ
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |