Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I шкала




Порядок подсчета тестовых баллов

Ключи к опроснику

I. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

196 \


II. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25,
31, 33, 34, 35, 36.

III. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28,.32, 41, 58.

IV. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

V. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интер­претируется как:

I — отвержение,

II — социальная желательность,

III — симбиоз,

IV — гиперсоциализация,

V — инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных ран­гов тестовых баллов по соответствующим шкалам. = 160.

 
 
 

012 3456

процент- 000000 0,63 3,79 12,02 31,01 53,79 68,35 ный ранг

 
 
 
 
 
 
 
 

«сыро и»
балл 12

процент-77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67 94,30 95,50 97,46 ный ранг

«сырой»

 
 
 
 
24 25
 

балл 21 22

процент- 98,10 98,73 98,73 99,36 100 100 100 100 100 ный ранг

«сырой» балл

 
 

процент- 100 100 Кый ранг


 


ОБЩАЯ СХЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Организуя диагностический процесс, психолог исходит преж­де всего из принципа разумной достаточности. Не следует рас­ширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей мас­сы методик, приведенных в этой главе, следует начинать с пер­вичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, смотреть на причины ука­занных нарушений.

Ряд специалистов считают, что в основе стратегии диагно­стики семьи и семейного воспитания лежат два положения1:

первое (теоретическое) — причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отноше­ний родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в иска­жениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в не­правильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;

второе (практическое) — заключается в построении структу­ры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий по­следующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.

В ходе первичной психодиагностики, которая является не­продолжительной, психолог выявляет объекты и субъекты по­мощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: 1) Мо­жет ли он сам оказать помощь семье? 2) Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? 3) Кто в семье нуждается в его помощи? 4) Каков характер этой помощи?

Далее, психолог должен разобраться в характере жалобы ро­дителей, которая может быть обоснованной, частично обосно­ванной или необоснованной. От этого зависит характер диаг­ностических процедур (изучить личность ребенка или родите­лей, исследовать отношения к ребенку или межличностные от­ношения родителей и т. д.).

Наконец, само общение, наблюдение за поведением родите­лей могут дать психологу некоторые представления о семье.

'См.: Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.


Важно также узнать о том, как сами родители понимают из­лагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли видят ее причи­ны и какой помощи ждут от психолога. Различные детерминан­ты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе:

1. Психологическая неграмотность родителей — информи­
рование, разъяснение, консультирование психолога.

2. Искаженные родительские отношения — психокоррекци-
онная работа психолога.

3. Психопатология родителей — направление на лечение к
психиатру.

4. Дисгармония психического развития ребенка — психокор-
рекционная работа психолога.

5. Нарушение личностного развития ребенка — II этап диаг­
ностики и психокоррекция ребенка и родителей.

6. Задержанное психическое развитие ребенка — консульта­
ции психолога, направление к дефектологу.

7. Психическое недоразвитие ребенка — направление к де­
фектологу.

8. Повреждение психического развития — направление к пси­
хиатру.

9. Искаженное психическое развитие — направление к пси­
хиатру. ч.

Психолог делает свое первичное заключение о семье на ос­нове анализа жалобы родителей, которая по своей структуре имеет субъектно-объектную направленность (локус), на кого или на что жалуются родители. Родители могут жаловаться на ре­бенка, супруга, ситуацию, третьих лиц. Можно определить сле­дующие объекты жалоб родителей:

1) нарушение психического и соматического здоровья;

2) ролевое поведение;

3) соответствие поведения возрасту, психическим нормам;

4) индивидуальные психологические особенности;

5) психологическая ситуация;

6) объективные обстоятельства.

Характер работы с семьей во многом зависит и от самодиаг-, который может быть сформулирован в следующих терми-


нах: «злая воля», «психические аномалии», «органический де­фект», «генетическая запрограммированность», «индивидуаль­ное своеобразие», «собственные неверные действия», «собст­венные личные недостатки», «влияние третьих лиц», «небла­гоприятная ситуация».

Разумеется, родитель, объясняющий проблемы ребенка ге­нетической обусловленностью или злой волей, не будет хоро­шим помощником психолога. Можно также заранее предполо­жить, как будут вести себя родители в зависимости от их запро­са, т.е. формы ожидаемой помощи: эмоциональная и мораль­ная поддержка, содействие в анализе, просьба об информации, просьба об обучении, просьба о помощи в избранной позиции, просьба об оказании влияния на кого-либо.

Вероятно, задача психолога — в какой-то мере ориентиро­ваться на запросы клиента, хотя превыше всего он ставит инте­ресы ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, ес­ли на диагностическом этапе ему удастся определить основные поведенческие синдромы родитепей, от самых тяжелых и редких до весьма распространенных.

1. Подозрения на душевные заболевания:

а) сбивчивое, путанное изложение, нелогичность, бредовые
идеи, галлюцинации;

б) неучет реакции консультанта;

в) отсутствие эмоциональных и поведенческих подтвержде­
ний самодиагноза;

г) исключительная психологичность проблем, формулируе­
мых клиентом;

д) нереалистичность запроса.

2. Синдром поиска социальных союзников:

— много жалоб, субъективный локус которых — /третьи лица»;

— проблема клиента: привести их поведение в соответствие
с законом, моралью, справедливостью;

— запрос: помогите повлиять, как заставить и т.п.;

— отношение к субъекту жалобы чаще негативное;

— отношение к консультанту утилитарное.

3. Синдромы детского неблагополучия и родительской тре­
вожности:

— жалобы на ребенка;

— фаталистический самодиагноз;

— хочет помочь, но бессилен;

— просьба помочь ребенку;

\ 240


 

— отношение к ребенку жалостливое, пессимистичное;

— отношение к консультанту деловое;

- гиперболизация нарушений у ребенка при отсутствии до­
вольно значимых подтверждений.

4. Синдром нелюбящего родителя:

- жалобы те же, что в предыдущем случае;

- в объектном локусе жалобы подчеркнуто несоответствие
поведения ребенка должному;

— в качестве самодиагноза: «злая воля»;

- добавляются: «аномалия», «генетическая запрограммиро­
ванность»;

—- отношение к ребенку с антипатией, неуважением;

— отношение к консультанту — ригидное;

- запрос: помогите переломить, переформировать, исправить.

5. Синдром неуверенного родителя:

— жалоба на ребенка;

— несоответствие ребенка идеалу;

— самодиагноз — неверные действия, слабость;

— проблема: не знаю, как...;

- запрос: помочь в выработке позиции и эмоциональной
поддержке;

— отношение к ребенку с симпатией, но без достаточной
близости;

— отношение к консультанту адекватное.

6. Синдром личностного неблагополучия:

- жалоба на свои переживания и состояния, неадекватные
эмоции, неправильные действия (похоже на состояние неврозов).

Реакция психолога на различные поведенческие синдромы кли­ентов должна быть дифференцированной. В первом случае он вынужден переадресовать клиента в медицинское учреждение; во втором — дать разъяснения психологического характера в крат­кой, сжатой форме; в третьем — провести дополнительную диаг­ностику детско-родителъеких отношений и обратиться к психо­терапии родителей; в четвертом случае ему следует быть осто­рожным в диагностике ребенка, а родителей включить в роди­тельскую группу. Для синдрома неуверенного родителя (5) пока­заны психодиагностика и терапия родителей, а при личностном неблагополучии пап и мам (6) необходимы формы работы, Направленные на их личностный рост, индивидуальная терапия.

Выводы. Психодиагностика семьи и семейного воспита­ния не является самоцелью, она является основой для оказания


индивидуализированной адресной помощи родителям и поэто­му требует вдумчивого исследовательского подхода психолога. Полученные данные полезно время от времени систематизи­ровать. Было бы полезно ежегодно проводить общий анализ полученных данных, выделяя ключевые родительские пробле­мы. Следует продумать и систему хранения информации: маг­нитофонные записи, карточки, графики, и др. Любая диагно­стическая информация — это повод к размышлению и практи­ческому действию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.