Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы коррекционной работы с семьей




КОРРЕКЦИОННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ1

Независимо от того, каковы особенности основного наруше­ния во взаимоотношениях «родитель—ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родитель­скую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.

Причины неэффективного родительского отношения:

— педагогическая и психологическая неграмотность родителей,

— ригидные стереотипы воспитания;

— личностные проблемы и особенности родителя, вносимые
в общение с ребенком;

— влияние особенностей общения в семье на отношения ро­
дителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские

группы.

Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов груп­пы. Группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними во-первых, а личные проблемы участников группы — лишь во-вторых и в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

По слчшо ведения коррекции — группы структурированные, т.е. темы для обсуждения, игровые и домашние задания предла­гают ведущие. Таким образом, они занимают в группе более авто­ритарное и лидирующее положение, чем в свободной группе.

'Использованы материалы Московского консультативного центра помощи семье.


Основной метод групповой коррекции родительских отно-

|

шений — когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

Обоснование метода: семья — целостная система. И именно поэтому проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родите­ля. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами ра­боты в родительской группе являются повышение их сенситив-ности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребчостях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация ар­сенала средств общения с ребенком.

Неспецифические эффекты: получение родителями инфор-

|

мации о восприятии семейной ситуации своих родителей ре­бенком, динамике его поведения в группе.

В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). За­нятия проводятся 1 раз в неделю в течение 4 часов. Весь курс — 10 занятий (40 часов). Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5—8 детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Примерная программа занятий с родителями:

A. Представление родителями на круге общения себя и своих
трудностей, проблем, запросов и целей участия в группе (на пер­
вом занятии). Разъяснение задач родительских групп психологом.

Б. Обсуждение тем (на последующих занятиях):

— Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство
отношений и конфликтов.

— Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и
породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей?

— Что родители должны дать детям и что дети должны дать

(

родителям? В чем суть воспитания — в обучении или общении? Нравственные основы родительства.

— Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было

I

Детей? Как ребенок мешает нам жить? Амбивалентность в об-Щении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.

— Наши конфликты с детьми (здесь включается элемент про­
игрывания ролей).

B. Дальнейшие темы возникают из обсуждения материала
проигрывания.


— Стереотипные взаимодействия с детьми, их выявление.

— Привнесение добавочного, неадекватного эффекта в об­
щении с детьми. Эмоциональные «счета» ребенку.

— Как мы наказываем детей. Роль ярлыков. Когда наказы­
вать детей?

Г. Следующие материалы складываются под влиянием дан­ных, полученных в детской группе.

— На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и
невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общенш.

— Какими нас видят дети? Обсуждение рисунков «Родители
в виде несуществующего животного».

— Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры «Семейный
портрет».

Назовем некоторые методы коррекции, используемые в ро­дительской группе.

В родительских труппах практикуются разнообразные мето­ды психокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в ре­шении проблем, пробы на совместную деятельность, л также специальные упражнения на развитие навыков общения, эф­фективность которых можно проверить по специальному ката­логу. Ниже мы приводим некоторые из них.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повы­шает психолого-педагоптческуто грамотность родителей, их об­щую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет вы­звать индивидуальные стереотипы воспитания. По мере раз­вертывания дискуссии в нее можно включить элементы проиг­рывания ситуаций и видеокоррекции. Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога. При этом ведется видеозапись взаимодействия родителей с ребенком.

A. Игра «Архитектор и строитель». Строитель с завязанными
глазами под руководством архитектора, которому запрещены
какие-либо действия руками, должен расставить в определен­
ном порядке картинки (кубики) на большой карте. Родитель и
ребенок должны побывать в разных ролях и потом обменяться
впечатлениями.

/Б. Игра «Воспоминание». Необходимо вспомнить и погово­рить о чем-то приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.

B. Игра-воспоминание. Нужно вспомнить и проиграть по­
следнюю ссору родителя с ребенком.


После проигрывания просматривается видеозапись и дела­ется ее анализ группой.

Метод совместных действий основан на выполнении ребен­ком и родителями общего задания. После выполнения задания проводится анализ по следующей схеме:

ПРОБА НА СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1 (критерии оценки)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.