Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы постановки целей




ВЫБОР ЦЕЛЕЙ

Еще несколько десятилетий назад большинство людей занимало свое место в обществе, опираясь на традиции и социальные условности. В столь упорядоченном мире не было нужды в людях способных принимать решения и нести ответственность за устройство собственной жизни. Слишком ограничен­ными были ресурсы и слишком распространенными - социальные ожидания, чтобы в жизни большинства лю­дей оставался какой-либо реальный выбор.

Традиционное образование воспитывало как важные добродетели: прилежание и послушание в отношении при­нятого порядка, но стоит попробовать вести себя подоб­ным образом ныне — и это быстро окажется неуместным и даже опасным. Для человека важно распознавать свои возможности, развивать их, использовать шансы и отвечать за собственное будущее. Активная и ответственная жизненная позиция представляет собой важную часть об­щей эффективности, особенно для руководителя.

Некоторые люди настолько сильно втягиваются в процесс выполнения задач, что утрачивают представление о смысле своей деятельности. Смысл установления целей заключается в том, что­бы сконцентрировать внимание на желательных резуль­татах. Для обозначения желательных результатов используются различные термины, например, цели, под­цели, задачи, результаты; здесь, однако, не имеет смысла анализировать использование этих терминов и различия между ними.

Когда опытных руководителей просят привести не­сколько примеров целей, они обычно говорят о резуль­татах, которых необходимо добиться, но их слова при этом могут быть настолько туманными и неточными, что понять, что же они называют целью, нелегко. Цель можно определить как «нечто, увязанное со временем и измеримое в смысле состояния».

Постановка целей помогает людям решать, что наибо­лее приемлемо и полезно. Не имея целей, люди часто оказываются во власти случайности или прихотей других людей. Однако простое наличие целей не обеспечит ма­гического решения всех проблем. При установлении це­лей стремятся предусмотреть возможное будущее, но, поскольку обстоятельства часто меняются, цели, постав­ленные в прошлом, становятся неуместными или недости­жимыми. Это особенно характерно для политики, кото­рая, как и управление, представляет собой искусство воз­можного. Постоянство и важность целей в жизни человека или компании бывают различными. Некоторые цели имеют фундаментальный характер сохраняются на протяжении жизни поколений (на­пример, стремление к прибыли); другие цели более по­верхностны и имеют временный характер (например, желание приятно провести Рождество).

Всем известно, что легче установить цели, чем достичь их. Многие небреж­ны и нереалистичны в установлении себе целей, потому что слишком легко относятся к своим обязательствам в готовы в любой момент забыть о них. Поведение чело­века, эффективного в постановке целей, характеризует тщательное изучение возможных обязательств и реаль­ности их выполнения, прежде чем он возьмет их на себя. Такой человек ответственно относится к своим обяза­тельствам и к усилиям, требуемым для достижения це­лей, какие бы трудности ему ни встретились. Подобное отношение также ценно, если оно распространяется и на цели, принятые совместно с окружающими.

Цель, сформулированная в общем виде, может слу­жить полезным руководством, но она не всегда способна привлечь внимание к тому, что нужно сделать, чтобы до­биться успеха.

ЗАЧЕМ НУЖНО СТАВИТЬ СЕБЕ ЦЕЛИ

Установление целей позволяет приобрести критерии, по­зволяющие судить, важно ли то, что вы делаете. Не имея целей, люди обычно тратят силы на ерунду. Они часто начинают чувствовать себя деморализованными или рас­строенными и некритически воспринимают чужое влия­ние. Конечно, люди могут оказать помощь в прояснении или установлении целей для своих подчиненных, но те, кто сам несет ответственность за собственные распоря­жения и стандарты, чувствуют себя увереннее и более способны распоряжаться своей судьбой. Чем большую ответственность они несут, тем больше их чувство само­уважения.

Противоречивые требования и возможности досажда­ют многим руководителям. Необходимость рисковать мо­жет противоречить стремлению к безопасной жизни; се­мейные обязанности — карьерным устремлениям и тре­бованиям, присущим работе руководителя. Над людьми, не имеющими четких личных целей, обычно господст­вуют требования момента. Как правило, они не добивают­ся целей, менее популярных или не поддержанных дру­гими людьми. Установление целей помогает нам ограж­дать себя от требований, предъявляемых ситуацией или другими людьми, добиваясь целей, важных для нас лич­но.

Даже в подвижной и меняющейся обстановке сущест­вуют возможности для развития карьеры и личных до­стижений. Руководителям полезно время от времени анализировать цели своей карьеры.

В жизни руководителя есть этапы, когда ему особен­но необходимо прояснить свои личные цели. Обычно эти этапы совпадают с возрастными рамками, например:

Этап 1: 20—24 года Начало карьеры
Этап 2: около 30 лет Приобретение определенной компетентности
Этап 3: около 40 лет Анализ достижений и рассмотрение возможностей для перемен
Этап 4: около 50 лет Подведение итогов карьеры и подготовка выхода в отставку
Этап 5: около 60 лет Переход к нерабочей жизни

Важность прояснения личных целей возрастает, если вы осуществляете один из этих жизненных шагов. В то же время творческий подход к жизни требует от вас постоян­ной открытости ко всему неожиданному и готовности осуществлять анализ и поиск лучших решений, дости­жимых в тот или иной момент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.