Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура публичной речи




 

Вступление 1. Привлечение внимания 2. Установление контакта с аудиторией 3. Фиксация внимания 4. Анонс выступления  
Изложение основного содержания 5. Первый проблемный модуль 5.1. Описание существующего положения 5.2. Описание того, каким это положение должно быть 5.3. Предлагаемый метод решения 6. Переход к следующему проблемному модулю 6. Проблемный модуль  
Заключение 8. Логическое обобщение 9. Выводы. Краткий обзор сказанного 10. Призыв к действию 11. Эмоционально-мемориальная информация  

 

Рассмотрим эти элементы более подробно:

а) Привлечение внимания. В начале выступления необходимо привлечь внимание слушателей. Считается, что если выступающий не смог привлечь внимание слушателей в течение первых 30 секунд, то он совершил самоубийство.

Особенно трудно начинать выступление, когда аудитория устала. Нельзя начинать выступление в неподготовленной аудитории.

В этой ситуации можно сделать что-нибудь неожиданное и простое, например, обратить внимание слушателей на факты, эмоционально знакомые большей части присутствующих, и сделать неожиданный вывод. Так, один из ораторов, приехав в сельский клуб и чувствуя отчужденность аудитории, начал речь с такого заявления: “Все вы видели огромную грязную лужу перед входом в клуб, - на этом месте он сделал длительную паузу, давая возможность людям мысленно представить себе эту грязную холодную лужу. - Вот так и наша жизнь!” - неожиданно закончил оратор. В зале наступила тишина. Люди пытались понять, какое отношение имеет лужа к теме выступления. Через мгновение оратор уже начал свою подготовленную речь.

В этом эпизоде кандидат воспользовался известным психологическим приемом “якорения” аудитории, основанным на том факте, что если люди начинают выполнять какие-либо действия, в том числе и мыслительные, по вашей команде, даже неявной, то они уже находятся под вашим управлением. После такого “якорения” общение с людьми резко облегчается.

 

б) Создание благоприятного впечатления. Создание благоприятного впечатления совершенно необходимо. Даже самая лучшая и понятная речь не достигнет нужного эффекта, не произведет впечатления на негативно настроенную аудиторию. Человек с негативной установкой будет видеть в речи оратора только недостатки, человек с позитивным настроем - только положительные стороны. Наличие большого числа людей с позитивным настроем создает общую благоприятную обстановку в аудитории.

Умение убеждать - это во многом вопрос харизмы, веры. Если люди верят человеку, то уровень критичности понижается, а поддержка растет. Только завоевав внимание и благожелательность аудитории, есть смысл переходить к изложению фактов, то есть содержания речи.

Одним из самых надежных способов создания благоприятного впечатления является улыбка. Улыбка говорит людям в зале, что они нравятся оратору. А значит, по законам эмпатии, вызывает ответную реакцию - оратор тоже начинает нравиться аудитории.

Для создания благоприятного впечатления оратор должен попытаться за несколько секунд решить одну из важных задач - показать людям, что он близок аудитории. Достигается это как вербальными, так и невербальными средствами.

Приведем еще один пример из практики. После представления кандидат оглянулся с недоумением на сцену и спросил: “А где занавес? Помню, когда-то здесь был красивый. Украли? Да, все крадут. Совсем совесть люди потеряли. Коррупция везде”. После чего сразу же перешел к первой поднимаемой проблеме - коррупции в органах власти. Своим вступлением оратор добился двойной цели: завоевал расположение аудитории, показав, что он тоже “почти местный”, и зафиксировал внимание на одном из вопросов своего выступления.

 

в) Следующий элемент - это фиксация внимания.

Данный элемент предполагает, прежде всего, концентрацию внимания аудитории не только на личности оратора, но и на содержательных аспектах речи. Для этого перед изложением основного содержания кратко презентуют саму речь.

Презентация речи включает перечень и краткую характеристику основных проблем о которых в дальнейшем будет идти разговор. Необходимо установить эмоциональный контакт с залом,, обеспечить переход к основному содержанию речи.

 

г) Постановка проблем. Постановка проблем и предложения по их решению составляют основу содержания речи. Данный элемент речи предполагает описание существующей ситуации по какому-либо вопросу, и указание на факты и причины, почему данная ситуация не может рассматриваться как нормальная. Указываются недостатки и опасности существующего положения. Обычно не рекомендуется в одном выступлении затрагивать более трех проблем. Эффект такого выступления резко уменьшается.

 

д) Образ идеального будущего. Для того, чтобы показать свои цели, оратор обычно прибегает к описанию желаемого положения. Описывая идеальную ситуацию, он использует приемы “присоединения” и “противопоставления”. Он противопоставляет существующую и проектируемую ситуацию, говорит: “Вот таково положение сейчас, а вот таким оно должно быть!” В то же время правильный выбор самой проблемы позволяет “присоединяться” к аудитории, используя одинаковые с ней ценности: безопасности, здоровья, работы, благосостояния и т.д.

е) Пути решения проблем. Здесь приводится набор возможных действий по исправлению положения и решению поднятых проблем. Именно здесь предлагаются конкретные решения и механизмы, которые позволят исправить ситуацию.

ж ) Резюме и выводы. Основное предназначение данного элемента - подвести итоги сказанного в основной части речи и еще раз напомнить аудитории об основных позициях выступающего.

и) Призыв к действию. Этот заключительный элемент речи позволяет оратору уверенно перейти от своих теоретических изысканий к практической реальности. Например: попробуйте нашу продукцию – не пожалеете! Именно здесь наиболее уместны лозунги, призывы эмоционально “заводящие” аудиторию и поэтому повышающие длительность и эффект воздействия речи.

 

Для того, чтобы основные проблемы и ключевые места речи были восприняты и усвоены слушателями, избирателями, их следует повторить несколько раз.

 

9. Подготовка выступления: содержание речи

Большинство неопытных ораторов считает, что главное в успехе выступления - это содержание речи Поэтому в отведенное время такие ораторы стараются “упаковать“ как можно больше информации, показать слушателям свою компетентность. И проваливаются.

На самом деле успех публичного выступления лишь на 10-15 процентов зависит от содержания речи. При этом слишком большой объем информации чаще всего негативно влияет на успех. Информационно насыщенная речь допустима только в профессиональной аудитории при обсуждении профессиональных вопросов..

Чтобы новая информация была воспринята (услышана, понята, включена в структуру опыта и знаний) слушателями, она должна быть частично знакомой и “ упакованной” в знакомые, привычные формы.

Считается, что в устной речи, чтобы быть правильно понятым, необходимо озвучивать не более 15-20% новой информации. Остальное должно быть привычным фоном, чтобы слушатели могли адаптироваться к новым данным, встроить их в существующую систему ценностей

10. Подготовка выступления: публика и аудитория

Если на ваше профессиональное по сути выступление пришли случайные люди – то провал обеспечен. Точно также как, если в профессиональной аудитории вы станете говорить обыденным языком о слишком примитивных для профессионалов вещах. Ведь профессия – это во многом и специфический язык.

Если вы проводите политическую встречу и на нее пришли ваши соперники, то удачного выступления не получится, каким бы блестящим оратором вы не были.

Вы должны всегда стремиться создать близость с аудиторией, жить ее мыслями, говорить ее языком о ее проблемах. Так, например, мало кто, даже из известных политиков, осознает, что речь для женской аудитории должна выстраиваться совершенно по другим принципам, чем для мужской.

В идеальном случае надо глубоко изучить ожидаемую публику. Иначе возможны опасные неожиданности. Это задача вашей команды.

Точно также тщательно надо подходить к выбору помещения и места для выступления. Известно, что теснота, духота, недостаточное освещение убивает любую активность, заставляет людей засыпать. Самому же оратору лучше предварительно посетить место выступления, смоделировать различные ситуации наполнения зала, привыкнуть к месту, проверить обзор, микрофоны, слышимость. При возможности следует отказываться от важных выступлений в грязном непроветриваемом помещении, с поломанными креслами. Общий негативный дух обязательно негативно повлияет и на эффект вашего выступления. И этим тоже должна заниматься команда.

 

 

11. Подготовка выступления: ответы на вопросы

Современные публичные выступления достаточно коротки – обычно не более 25 – 30 минут. Только большие ВИП – руководители могут позволить себе больше. Зато гораздо большее время отводится на вопросы, задаваемые публикой. Именно на вопросах часто «срезаются» даже опытные ораторы. Существует ряд рекомендаций для ораторов, полезных в любой ситуации, независимо от профессиональной компетенции оратора.

 

Основные советы по ответам на вопросы:

 

· Не допускать вопросов во время речи

· Готовить заранее ответы на возможные вопросы

· Принимать, по возможности, вопросы в письменном виде

· Рассортировать вопросы по тематике. Отвечать по данной теме только один раз

· Иметь в кармане записку с вопросом, на который оратор обязательно хочет ответить

· Наиболее выигрышные вопросы оставлять «на потом».

· На сложные вопросы, которые задают из зала – можно ответить однозначно «да» или «нет».

· Иметь в зале сторонников, которые задают «нужные» вопросы

· Если аудитория молчит – задавать вопросы самому

· Во время ответов можно вести себя более свободно, снять пиджак, выйти к рампе, больше двигаться и жестикулировать, можно шутить и импровизировать. Важны метафоры – афоризмы, которые затем будут цитироваться.

· Не отвечать на конкретные вопросы, касающиеся одного человека – попросить его подойти к вам после выступления

· Не обязательно отвечать на все вопросы – только на саамы общие и важный. Остальных попросить подойти позже

· Если оратор не знает ответа на вопрос, то не надо отвечать на него вовсе или честно сказать, что не знаете, но ответите позже

· Нельзя вступать в полемику с залом. Если задающий вопрос недоволен, то сказать, что по-видимому вы по разному смотрите на эту проблему

· Нельзя говорить, что вы знаете все лучше других или что сможете решить все проблемы

· Лучше пообещать смягчение остроты проблемы, чем ее полное решение, если у вас нет конкретного плана

· На политической встрече можно практиковать условные ответы типа «Если…, то..»

· Если вопрос не нравится, то можно его проигнорировать. Если не получается, то использовать подход: «Ваш вопрос мне интересен, но я хочу сказать о другом…»

· Вовремя закончить ответы на вопросы, сославшись на занятость (следующая встреча)

 

Большое значение при ответе на вопросы придается работе команды. Они передают вопросы и блокируют их агрессивность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 5389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.