КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура публичной речи
Рассмотрим эти элементы более подробно: а) Привлечение внимания. В начале выступления необходимо привлечь внимание слушателей. Считается, что если выступающий не смог привлечь внимание слушателей в течение первых 30 секунд, то он совершил самоубийство. Особенно трудно начинать выступление, когда аудитория устала. Нельзя начинать выступление в неподготовленной аудитории. В этой ситуации можно сделать что-нибудь неожиданное и простое, например, обратить внимание слушателей на факты, эмоционально знакомые большей части присутствующих, и сделать неожиданный вывод. Так, один из ораторов, приехав в сельский клуб и чувствуя отчужденность аудитории, начал речь с такого заявления: “Все вы видели огромную грязную лужу перед входом в клуб, - на этом месте он сделал длительную паузу, давая возможность людям мысленно представить себе эту грязную холодную лужу. - Вот так и наша жизнь!” - неожиданно закончил оратор. В зале наступила тишина. Люди пытались понять, какое отношение имеет лужа к теме выступления. Через мгновение оратор уже начал свою подготовленную речь. В этом эпизоде кандидат воспользовался известным психологическим приемом “якорения” аудитории, основанным на том факте, что если люди начинают выполнять какие-либо действия, в том числе и мыслительные, по вашей команде, даже неявной, то они уже находятся под вашим управлением. После такого “якорения” общение с людьми резко облегчается.
б) Создание благоприятного впечатления. Создание благоприятного впечатления совершенно необходимо. Даже самая лучшая и понятная речь не достигнет нужного эффекта, не произведет впечатления на негативно настроенную аудиторию. Человек с негативной установкой будет видеть в речи оратора только недостатки, человек с позитивным настроем - только положительные стороны. Наличие большого числа людей с позитивным настроем создает общую благоприятную обстановку в аудитории. Умение убеждать - это во многом вопрос харизмы, веры. Если люди верят человеку, то уровень критичности понижается, а поддержка растет. Только завоевав внимание и благожелательность аудитории, есть смысл переходить к изложению фактов, то есть содержания речи. Одним из самых надежных способов создания благоприятного впечатления является улыбка. Улыбка говорит людям в зале, что они нравятся оратору. А значит, по законам эмпатии, вызывает ответную реакцию - оратор тоже начинает нравиться аудитории. Для создания благоприятного впечатления оратор должен попытаться за несколько секунд решить одну из важных задач - показать людям, что он близок аудитории. Достигается это как вербальными, так и невербальными средствами. Приведем еще один пример из практики. После представления кандидат оглянулся с недоумением на сцену и спросил: “А где занавес? Помню, когда-то здесь был красивый. Украли? Да, все крадут. Совсем совесть люди потеряли. Коррупция везде”. После чего сразу же перешел к первой поднимаемой проблеме - коррупции в органах власти. Своим вступлением оратор добился двойной цели: завоевал расположение аудитории, показав, что он тоже “почти местный”, и зафиксировал внимание на одном из вопросов своего выступления.
в) Следующий элемент - это фиксация внимания. Данный элемент предполагает, прежде всего, концентрацию внимания аудитории не только на личности оратора, но и на содержательных аспектах речи. Для этого перед изложением основного содержания кратко презентуют саму речь. Презентация речи включает перечень и краткую характеристику основных проблем о которых в дальнейшем будет идти разговор. Необходимо установить эмоциональный контакт с залом,, обеспечить переход к основному содержанию речи.
г) Постановка проблем. Постановка проблем и предложения по их решению составляют основу содержания речи. Данный элемент речи предполагает описание существующей ситуации по какому-либо вопросу, и указание на факты и причины, почему данная ситуация не может рассматриваться как нормальная. Указываются недостатки и опасности существующего положения. Обычно не рекомендуется в одном выступлении затрагивать более трех проблем. Эффект такого выступления резко уменьшается.
д) Образ идеального будущего. Для того, чтобы показать свои цели, оратор обычно прибегает к описанию желаемого положения. Описывая идеальную ситуацию, он использует приемы “присоединения” и “противопоставления”. Он противопоставляет существующую и проектируемую ситуацию, говорит: “Вот таково положение сейчас, а вот таким оно должно быть!” В то же время правильный выбор самой проблемы позволяет “присоединяться” к аудитории, используя одинаковые с ней ценности: безопасности, здоровья, работы, благосостояния и т.д. е) Пути решения проблем. Здесь приводится набор возможных действий по исправлению положения и решению поднятых проблем. Именно здесь предлагаются конкретные решения и механизмы, которые позволят исправить ситуацию. ж ) Резюме и выводы. Основное предназначение данного элемента - подвести итоги сказанного в основной части речи и еще раз напомнить аудитории об основных позициях выступающего. и) Призыв к действию. Этот заключительный элемент речи позволяет оратору уверенно перейти от своих теоретических изысканий к практической реальности. Например: попробуйте нашу продукцию – не пожалеете! Именно здесь наиболее уместны лозунги, призывы эмоционально “заводящие” аудиторию и поэтому повышающие длительность и эффект воздействия речи.
Для того, чтобы основные проблемы и ключевые места речи были восприняты и усвоены слушателями, избирателями, их следует повторить несколько раз.
9. Подготовка выступления: содержание речи Большинство неопытных ораторов считает, что главное в успехе выступления - это содержание речи Поэтому в отведенное время такие ораторы стараются “упаковать“ как можно больше информации, показать слушателям свою компетентность. И проваливаются. На самом деле успех публичного выступления лишь на 10-15 процентов зависит от содержания речи. При этом слишком большой объем информации чаще всего негативно влияет на успех. Информационно насыщенная речь допустима только в профессиональной аудитории при обсуждении профессиональных вопросов.. Чтобы новая информация была воспринята (услышана, понята, включена в структуру опыта и знаний) слушателями, она должна быть частично знакомой и “ упакованной” в знакомые, привычные формы. Считается, что в устной речи, чтобы быть правильно понятым, необходимо озвучивать не более 15-20% новой информации. Остальное должно быть привычным фоном, чтобы слушатели могли адаптироваться к новым данным, встроить их в существующую систему ценностей 10. Подготовка выступления: публика и аудитория Если на ваше профессиональное по сути выступление пришли случайные люди – то провал обеспечен. Точно также как, если в профессиональной аудитории вы станете говорить обыденным языком о слишком примитивных для профессионалов вещах. Ведь профессия – это во многом и специфический язык. Если вы проводите политическую встречу и на нее пришли ваши соперники, то удачного выступления не получится, каким бы блестящим оратором вы не были. Вы должны всегда стремиться создать близость с аудиторией, жить ее мыслями, говорить ее языком о ее проблемах. Так, например, мало кто, даже из известных политиков, осознает, что речь для женской аудитории должна выстраиваться совершенно по другим принципам, чем для мужской. В идеальном случае надо глубоко изучить ожидаемую публику. Иначе возможны опасные неожиданности. Это задача вашей команды. Точно также тщательно надо подходить к выбору помещения и места для выступления. Известно, что теснота, духота, недостаточное освещение убивает любую активность, заставляет людей засыпать. Самому же оратору лучше предварительно посетить место выступления, смоделировать различные ситуации наполнения зала, привыкнуть к месту, проверить обзор, микрофоны, слышимость. При возможности следует отказываться от важных выступлений в грязном непроветриваемом помещении, с поломанными креслами. Общий негативный дух обязательно негативно повлияет и на эффект вашего выступления. И этим тоже должна заниматься команда.
11. Подготовка выступления: ответы на вопросы Современные публичные выступления достаточно коротки – обычно не более 25 – 30 минут. Только большие ВИП – руководители могут позволить себе больше. Зато гораздо большее время отводится на вопросы, задаваемые публикой. Именно на вопросах часто «срезаются» даже опытные ораторы. Существует ряд рекомендаций для ораторов, полезных в любой ситуации, независимо от профессиональной компетенции оратора.
Основные советы по ответам на вопросы:
· Не допускать вопросов во время речи · Готовить заранее ответы на возможные вопросы · Принимать, по возможности, вопросы в письменном виде · Рассортировать вопросы по тематике. Отвечать по данной теме только один раз · Иметь в кармане записку с вопросом, на который оратор обязательно хочет ответить · Наиболее выигрышные вопросы оставлять «на потом». · На сложные вопросы, которые задают из зала – можно ответить однозначно «да» или «нет». · Иметь в зале сторонников, которые задают «нужные» вопросы · Если аудитория молчит – задавать вопросы самому · Во время ответов можно вести себя более свободно, снять пиджак, выйти к рампе, больше двигаться и жестикулировать, можно шутить и импровизировать. Важны метафоры – афоризмы, которые затем будут цитироваться. · Не отвечать на конкретные вопросы, касающиеся одного человека – попросить его подойти к вам после выступления · Не обязательно отвечать на все вопросы – только на саамы общие и важный. Остальных попросить подойти позже · Если оратор не знает ответа на вопрос, то не надо отвечать на него вовсе или честно сказать, что не знаете, но ответите позже · Нельзя вступать в полемику с залом. Если задающий вопрос недоволен, то сказать, что по-видимому вы по разному смотрите на эту проблему · Нельзя говорить, что вы знаете все лучше других или что сможете решить все проблемы · Лучше пообещать смягчение остроты проблемы, чем ее полное решение, если у вас нет конкретного плана · На политической встрече можно практиковать условные ответы типа «Если…, то..» · Если вопрос не нравится, то можно его проигнорировать. Если не получается, то использовать подход: «Ваш вопрос мне интересен, но я хочу сказать о другом…» · Вовремя закончить ответы на вопросы, сославшись на занятость (следующая встреча)
Большое значение при ответе на вопросы придается работе команды. Они передают вопросы и блокируют их агрессивность.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 5420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |