Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Структура личности




ТЕМА 6. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Многозначность понятия личности в современной психологии. Психология личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности. Определение и содержание понятия «личность». Уровни иерархии человеческой организации. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность». Методологические основы анализа понятия «Личность». Многомерность феноменологии личности.

Представления о генезисе и движущих силах развития личности. Натуралистический подход: среда и наследственность как движущие силы развития личности. Деятельностный подход: личность как «причина себя». Противоречия в структуре личности как движущие силы её развития.

Социальные условия развития личности. Фазы (стадии) развития личности. Понятие социальной ситуации развития. Общая характеристика понятий «социальная роль» и «социальный статус». Ролевые теории личности и их критика (Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер). Социализация личности. Развитие моральной регуляции поведения. Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнологии.

 

 

Общее представление о структуре личности. Принцип анализа по «элементам» и принцип анализа по «единицам» как общие принципы структурирования психических образований (Л. С. Выготский). Выделение единиц как способ анализа структуры личности. Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности.

Черта как элемент анализа строения личности. Факторный подход к структуре личности, «факторный профиль» как единица строения личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд).

Личностный конструкт как элемент структуры личности. Основные характеристики когнитивистского подхода к структуре личности (Г. Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер).

Влечение как элемент анализа строения личности. Представления о структуре личности в психоанализе З. Фрейда. Понятие «Оно», «Я», «Сверх-Я». Развитие этих представлений в психологии К. Г. Юнга: комплексы индивидуального бессознательного, архетипы коллективного бессознательного. Структура личности в теории К. Хорни.

Структура личности в гуманистической психологии (К. Роджерс).

Диспозиция как элемент анализа строения личности. Персоналистический подход Э. Шпрангера.

Структура личности в теории установки Д.Н. Узнадзе.

Отношение как элемент строения личности. Структура личности в концепции А.Ф. Лазурского. Разработка представлений об отношениях в концепциях В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна.

Структура личности в концепции К.К. Платонова.

Деятельность как элемент строения личности. Параметры структуры личности в концепции А.Н. Леонтьева: широта жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль системы деятельностей (мотивов).

Теория личности Б.Г. Ананьева.

Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

Мотивационно-потребностная сфера личности. Общие черты потребностей. Проблема формирования потребностей. Характеристики потребностей человека, их классификация, и специфика. Мотивы как форма психического отражения потребностей. Функции мотивов. Формы мотивов: включения, предпочтения, желания. Соотношение потребностей и мотивов. Виды мотивов. Борьба мотивов, развитие мотивов. Социальное значение мотивов. Обзор концепций потребностей и мотивации поведения человека (У. Макдауголл, К. Халл, А. Маслоу, Л. Фестингер, А. Аткинсон).

Формирование направленности. Определение вида направленности личности. Качества направленности: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Формы направленности: желания, интересы, идеалы, склонности, мировоззрения, убеждения.

Темперамент. Проблема типологии темперамента. Концептуальные подходы к теории темперамента: учения Гиппократа, И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина, В. С. Мерлина, В. П. Русалова, В. Шелдона, Э. Кречмера, К. Юнга о темпераменте. Характеристики свойств темперамента: сензитивность (чувствительность), эмоциональность, реактивность, активность, подвижность, ригидность, экстраверсия-интроверсия. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и личность. Связь с характером и способностями человека.

Характер. Общее понятие о характере. Типическое и индивидуальное в характере. Проблема характера в современной психологии. Структура характера. Пути формирования характера. Личность и характер человека. Типологии характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард, Э.Фромм).

Способности. Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Природные предпосылки развития способностей. Способности и личность. Способности и одаренность. Способности и наследственность. Формирование и развитие способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин).

Субъективные характеристики личности. Теоретические подходы к проблеме субъективных личностных характеристик. Самосознание в системе субъективных личностных характеристик. Уровни и функции самосознания в генезисе. Понятие «самосознание». Структура самосознания (У. Джеймс, В.С. Мухина, Р. Бернс). Понятия «самооценка», «самоуважение», «Я-концепция». Самооценка и уровень притязаний. Формирование и развитие самосознания.

Интегральные личностные характеристики, их структура. Проблема гармоничности и целостности личности. Образ жизни человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.