КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ТЕМА 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса – одновременного происхождения из психологии и социологии. Взаимоотношения социальной психологии с другими разделами психологического знания. Современное понимание предмета социальной психологии. Особенности исторического развития социальной психологии в России. Позиция Г.И.Челпанова в дискуссии 20-х гг. Коллективная рефлексология В.М.Бехтерева как одна из первых отечественных социально-психологических концепций. К.Н.Корнилов о социальном поведении личности в группе. «Перерыв» в развитии социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Причины роста интереса к социальной психологии в конце 50-х - начале 60-х гг. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений. Первые социально-психологические концепции. Культура как предмет социально-психологического анализа в «психологии народов» М Лацаруса, Г. Штейнталя и В. Вундта. «Психология масс» Г. Лебона. Теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла. Обозначение основных теоретических ориентаций: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм, гуманистическая психология. Анализ закономерностей социального поведения в основных необихевиористских концепциях. Теория фрустрации-агрессии Н.Миллера и Д.Долларда. Представления А.Бандуры о механизмах социального научения. Теории межличностного взаимодействия как обмена (подходы Д.Тибо, Г.Келли, Дж.Хоманса). Представления о развитии малой группы в рамках психоаналитической ориентации в социальной психологии (концепции В.Байона, В.Бенниса и Г.Шепарда, В.Шутца). Теория авторитарной личности Т.Адорно. Когнитивистская ориентация в социальной психологии. Теории когнитивного соответствия (Ф.Хайдер, Т. Ньюком, Л.Фестингер, Ч. Осгуд и П.Танненбаум). Символический интеракционизм Д.Г.Мида. Ролевые теории (И.Гоффман, Т.Сарбин) и теории референтной группы (Г.Хаймен, Р.Мертон и др.). Развитие критических тенденций в социальной психологии во второй половине ХХ века: американские и западноевропейские подходы. Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии ХХI века (К.Герген, С.Московиси, А.Тэшфел). Понятие методологии научного исследования: общая методология, специальная (или частная) методология, совокупность методических приемов эмпирического исследования. Методы исследования в социальной психологии:: эксперимент, наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, шкалы. Достоинства и недостатки лабораторного эксперимента. Квазиэксперименты. Соотношение методологии и конкретных методик исследования. Понятие качественных методов. Качественные методы исследования: индивидуальные (глубинное фокусированное интервью, наблюдение) и групповые (групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйнсторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы). Проективные техники, используемые в качественных исследованиях. Сравнительные характеристики качественных и количественных методов исследования. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование. Организация и проведение тренинга. Оценка эффективности тренинга. Социально-психологический тренинг. Основные принципы конструирования программы социально-психологического тренинга. Тренинг базовых коммуникативных умений. Тренинг личностного роста. Тренинг командообразования.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |