Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебный план




Класс В неделю Кол-во недель В год
1 класс 2 часа   68 часов
2 класс 2 часа   68 часов
3 класс 2 часа   68 часов
4 класс 2 часа   68 часов

 

Система набора.

 

  1. Соответствующее физическое состояние для занятий по классу трубы.
  2. Ровные зубы, полнота губ, отсутствие повреждений на губах.
  3. Проверка состояния здоровья, наличие медицинской справки.
  4. Проверка слуха, ритма, памяти.
  5. Общего разностороннего склада ума.

6. Наличие инструмента.

Возрастные, индивидуальные особенности на период обучении по программе 5 лет обязательно учитываются для того, чтобы правильно выстроить план обучения и задачи, поставленные на данный период обучения.

 

Технология и методика реализации программы .

Успешная работа по специальности возможна лишь при условии строго регулярных как классных, так и домашних занятий. Педагог должен строить урок так, чтобы дать возможность ученику как можно полнее раскрыть свои исполнительские возможности, высказать все, что принес в класс, подготовил дома. Педагог обязан следить, чтобы ученик приходил на урок без опоздания, опрятным.

Важным моментом является поведение учащегося на сцене. В обязанности педагога входит: научить ученика правильно выполнять поклон перед началом выступления и по его окончании, правильно выходить и уходить со сцены, уметь держать себя на сцене уверенно, скромно и артистично.

Детский педагог достигнет больших успехов, если облечет свои уроки в игровую форму, в формы беседы на любую тему. Переключение внимания ребенка с одной темы на другую в форме беседы - важный момент в музыкальных занятиях. Практика показывает, что детям тяжело долго сосредотачиваться на одной задаче по музыке, поэтому такая форма как беседа на любую тему больше сближает ученика с педагогом. Успешная работа по специальности возможна лишь при условии строго регулярных как классных, так и домашних занятий. Педагог должен строить урок так, чтобы дать возможность ученику как можно полнее раскрыть свои исполнительские возможности, высказать все, что принес в класс, подготовил дома. Педагог обязан следить, чтобы ученик приходил на урок без опоздания, опрятным.

В класс трубы принимаются дети, как правило, в возрасте 7-10 лет.

Трубач должен владеть всеми исполнительскими средствами звукоизвлечения, то есть техникой дыхания, губ, языка, пальцев; он должен владеть также общемузыкальными выразительными средствами – осмысленной фразировкой, динамикой, штрихами, обладать культурой исполнительства, необходимой для игры в оркестре. Необходимо за период обучения дать ученику максимум знаний по специальности в объеме программы, приобщить к музыке, познакомить с её образцами, заложить профессионально-технический фундамент, на котором будет базироваться дальнейшее развитие ученика.

 

Процесс занятий проходит поступенно для учащегося для того, чтобы он в силу юного возраста мог правильно, хорошо, уверенно понять и усвоить главные навыки, необходимые для легкого и правильного звукоизвлечения на трубе, чтобы не было скованности:

1.Горло.(шея при игре не должна излишне напрягаться)

2.Руки.(правильное и свободное состояние)

3.Пальцы(правильное положение и свободное движение)

4.Правильное положение корпуса (без напряжения-свободно)

5.Спина и живот во время вдоха и выдоха должна быть в свободном-естесвенном состоянии.

6.Ноги должны устойчиво и плотно прилегать к полу (не переминаться с ноги на ногу и вес тела должен распределяться на 2 ноги а не на одну)

Кому то покажется эти перечисления банальным фактом дескать все мы это уже знаем. И все таки мне хотелось бы предостеречь педагогов от того как ребенок усвоит эти элементарные навыки - вся ответственность за контролем этих требований лежит на ваших плечах, и это безусловно очень важный процесс, как фундамент успеха достижений ваших учеников и удовольствия в занятиях.

 

Упражнениям в сольфеджировании – пению мажорной, а затем минорной гамм, легких упражнений, содействующих развитию слуха и приобретению навыков самостоятельно контролировать высоту звуков. После 2-3-х уроков сольфеджирования надо уделить 1-2 урока повторению нотной грамоты.

Преподаватель напоминает и показывает, в каком взаимоположении должны находиться инструмент, корпус голова, руки и ноги при игре стоя (или сидя), чтобы они способствовали достижению хороших результатов при меньшей затрате энергии играющего.

Занятия с трубой проводят стоя. Положение корпуса должно быть естественное, непринужденное: плечи развернуты, грудь приподнята. Нельзя прижимать локти к туловищу, так как они будут мешать дыханию. Пальцы левой руки держат инструмент за среднюю часть раструба, там, где кончается вентильный механизм; полусогнутые пальцы правой руки (1-й, указательный; 2-й, средний; 3-й, безымянный) слегка касаются трех клавишей вентильного механизма; при включении вентилей пальцы недолжны высоко подниматься или отводиться в стороны от клавиатуры.

 

Занятия с мундштуком.

На мундштуке ученик извлекает выдержанные звуки в пределах 1 октавы (это должно занимать не более 5 минут)

 

Техника дыхания.

Умелое владение дыханием – важнейшее звено исполнительской техники трубача.

Дыхание – источник жизни звука, основная часть процесса звукоизвлечения. Работа органов дыхания осуществляется при участии дыхательной мускулатуры. Будущего трубача надо научить владеть дыханием так, чтобы в соответствующий момент игры, если потребуется, он мог быстро сделать глубокий вдох, а выдохнуть сдержанно, плавно, но с достаточной интенсивностью.

Дыхательная гимнастика без инструмента ускоряет усвоение нужных навыков, укрепляет органы дыхания, совершенствует управление дыхательной мускулатурой, усиливает кровообращение. Хотя этот способ тренировки – вспомогательный, игнорировать его нельзя, так как он содействует общей жизнедеятельности организма.

Второй способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте..

Следует повторить, что вдох через рот – основной способ дыхания трубача.

Техника звукоизвлечения.

Качество звука, извлекаемого на трубе, находится в тесной связи со степенью развития дыхания, губ и языка, а также пальцев рук.

Работа губ – одно из основных и сложных действий процесса звукоизвлечения. Развитие губной техники в значительной степени связано с удобным местоположением мундштука.

Атакой называется начальный момент звукоизвлечения, то есть первичное возникновения звука, когда выдыхаемая струя воздуха, проходя сквозь губы играющего, к которым приложен мундштук, заставляет их вибрировать, а они в свою очередь передают колебания воздушному столбу, заключенному в канале инструмента.

Работа над качеством извлечением «атаки звука»- это основа основ учебного процесса трубача не только начинающего - но и зрелого мастера.

 

Три вида атаки:

твердая (или простая)

мягкая

вспомогательная

Твердая атака – основной вид извлечения звука, который выполняется решительным, быстрым толчком, вернее – плотным прикосновением кончиком языка к сомкнутым губам и энергичным отталкиванием (оттягиванием) назад, в глубь рта. Каждый раз после вдоха применяется только твердая атака первоначального звука.

Мягкая атака – второй вид извлечения, который в отличие от первого выполняется менее энергичным, несколько смягченным прикосновением кончика языка к губной щели. Мягкая атака применяется в сочетании с твердой при исполнении быстрых фигураций, мелких нот, мелизмов.

Вспомогательная атака, как и мягкая, не является самостоятельным видом атаки, имеет подчиненный характер; для извлечения первоначальных звуков не применяется. Звуки, извлекаемые вспомогательной атакой, похожи на извлекаемые твердой атакой; сила, четкость произношения должны быть одинаковыми.

 

Штрихи и техника их исполнения.

Штрихами называются определенные исполнительские приемы звукоизвлечения.

Начало звука (атака), характер его ведения, развитие и окончание из этих моментов и складывается техника исполнения штрихов. При игре на трубе под термином «штрих» подразумеваются строго согласованные, одновременные действия губных мышц, языка, дыхания, пальцев. От синхронности этих элементов исполнительского аппарата во многом зависит качество звука, характер исполняемой музыки, ее выразительность, образность, разнообразие динамических и тембровых оттенков. Выбор штриха определяется содержанием произведения и замыслом исполнителя.

В основном штрихи подразделяются на две группы: к пер­вой относятся те, которые исполняются атакой, ко второй — без атаки.

Деташе (фр. detache)—один из основных штрихов, при­меняемый при любой динамике и во всех регистрах.

Легато (ит. legato) —один из основных способов ведения звука, прием связного, плавного соединения звуков, создающе­го ощущение, что они как бы сливаются один с другим. С по­мощью этого штриха разные по высоте звуки объединяются в одну фразу, придавая мелодии напевный характер.

Это единственный штрих, который выполняется без атаки языка; однако язык участвует в воспроизведении первого зву­ка и регулировании выдыхаемой струи воздуха, изменяя объем полости рта в зависимости от высоты звука. Правильное ис­полнение легато зависит от плавного, равномерного выдоха, четких движений пальцев при смене аппликатуры, способности губ быстро и своевременно изменять «настройку», или «пози­цию», так чтобы не различать слухом момент перехода («подъ­езда») от одного звука к другому. В нотном тексте обознача­ется словом legato, но чаще всего лигой2 — выгнутой вверх или вниз дугообразной чертой, охватывающей соответствующее ко­личество нот.

К разновидностям этого штриха относятся:

 

 

Работа над упражнениями и гаммами.

Музыкально-воспитательная работа с учащимися имеет сво­ей главной целью содержательное исполнение музыкальных произведений. Достижение этой цели возможно лишь при усло­вии постоянной, настойчивой работы над развитием исполни­тельской техники и овладением выразительными средствами, способствующими раскрытию содержания музыки.

Методика и практика, определяя важное место техники в исполнительском искусстве, утверждает, что техническое раз­витие должно происходить одновременно с музыкально-худо­жественным, то есть техническая подготовка должна сочетать­ся с работой над музыкальным произведением. Игра самого ^способного ученика, обладающего хорошим слухом и красивым звуком, но недостаточно вооруженного техникой, не будет пол­ноценной в профессиональном отношении; пренебрежение к технике порождает ремесленничество, любительщину. Овладе­ние всем арсеналом технических средств — задача каждого му­зыканта. Подлинного технического мастерства можно> достичь, используя систему ежедневных тренировочных занятий, в ко­торую входит игра звуков продолжительной длительности, гамм, арпеджио, упражнений в интервалах и этюдов.

Игра звуков продолжительной длительности — одно из самых распространенных и эффективных видов упражнений, обеспечивающих рациональное комплексное развитие техники, дыхания, губ, языка, всех видов звукоизвлечения.

Начинать изучение гамм лучше всего с мажорных; играть их следует в медленном или среднем темпе в пределах освоен­ного диапазона. После того как будет освоено несколько ма­жорных гамм, можно приступить к изучению параллельных минорных гамм. Когда ученик пройдет гаммы во всех тональ­ностях, необходимо их повторять. Повторение каждый раз дол­жно предусматривать новую задачу, прежде всего — совершен­ствование всех видов исполнительской техники: быстроту и глу­бину вдоха, четкость атаки, подвижность и гибкость мышц губ и языка, беглость пальцев, координацию исполнительских дей­ствий под строжайшим контролем слуха, что в сумме даст кра­сивый звук и чистую интонацию. Ежедневно ученик должен ра­ботать над одной - двумя, иногда несколькими гаммами и соот­ветствующими арпеджио.

 

Работа над этюдами.

Большое значение в развитии и совершенствовании испол­нительской техники, приобретении мастерства имеет система­тическая работа над этюдами. Переходом к игре этюдов за­вершается первоначальный период тренировочных упражнений и начинается новый, более ответственный, в котором специаль­ные технические задачи сочетаются с музыкальными, создают­ся предпосылки для успешной работы над музыкальным про­изведением.

Основная работа над этюдом состоит, во-первых, в том, что ученик несколько раз внимательно проигрывает его в медлен­ном темпе, сосредоточивая внимание на деталях фактуры, ка­честве звучания, работе исполнительского аппарата; во-вторых, тщательной проработке наиболее трудных мест.

 

Работа над музыкальным произведением.

С первых дней занятий педагог должен стараться разви­вать сознательное отношение ученика к музыке. Едва ученик научился извлекать 2—3 звука на трубе (от соль 1-й октавы), вдумчивый, заинтересованный педагог найдет для него русскую народную песню, которую может сыграть начинающий. Испол­нив песню в несколько тактов, ученик почувствует, что научил­ся играть. Задача педагога — поддерживать и стимулировать интерес ученика к занятиям, кропотливо работать с ним над несложным материалом, не отпугивая трудностями, излишней требовательностью. Когда видно будет, что техническое и му­зыкальное развитие ученика позволяет постепенно усложнять и расширять репертуар, тогда можно перейти к работе над пьесами или переложениями.

Переходным этапом от этюдов к произведениям крупной формы являются миниатюры. Обычно фактура миниатюр не очень сложна и позволяет на таком художественном материале совершенствовать отдельные стороны исполнительства, а самое главное — развивать мастерство пения на трубе. Рекоменду­ется подбирать для разучивания миниатюры двух - и трехчастного строения, с контрастными по характеру частями. Если ми­ниатюра одночастная и однохарактерная (кантилена или под­вижная), то ее следует разучивать попеременно с контрастиру­ющей ей по характеру.

 

Первый этап начинается с предварительного ознакомле­ния каждого из учеников с предназначенным ему произведе­нием. Педагог объясняет форму, содержание, характерные осо­бенности (тональность, метроритмическая структура, динами­ка и т, д.) пьесы, сообщает краткие сведения о композиторе и его творчестве, намечает план и способы работы над произве­дением. На первоначальной стадия обучения, когда ученик еще не имеет достаточных навыков и опыта чтения нот с листа и не может самостоятельно сыграть пьесу грамотно, педагог сам ис­полняет ее или поручает сделать это одному из хорошо подго­товленных учеников. В дальнейшем ученик должен сам проде­лать эту работу — познакомиться с произведением и составить план изучения произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.