Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новизна программы




Необходимость в создании программы очевидна, традиционная программа для ДМШ включает в себя раздел -инструмент-труба. Наша задача - сделать этот раздел не второстепенным, а одним из равных в учебно- воспитательном процессе, который в полной мере отражает содержание данного вида деятельности.

Цель:

Создание условий для наиболее полной реализации целевого выбора учащегося по видам искусства; достижения уровня развития личности, достаточного для ее творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства.

Задачи:

  • Достичь уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства;
  • Приобрести собственный опыт художественной деятельности, выраженного в достаточно высокой степени овладения знаниями, умениями, навыками по выбранному виду искусства.
  • Осваивать определённый объём знаний, умений и навыков согласно требованиям программы;

.

· Обеспечивать учащемуся комфортную эмоциональную среду, ситуацию успеха и развивающего общения.

· Воспитывать устойчивый интерес у детей к предлагаемому предмету.

· Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях.

· Воспитывать характер отношений между педагогом и детьми, отдельными членами коллектива. Создание микроклимата в коллективе.

Организация учебного процесса.

Рабочая учебная программа «Музыкальный инструмент труба реализуется в течении 3-х лет Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Занятия проводятся в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником что позволяет более точно определить перспективы развития обучаемого.

 

 

Основной формой обучения на инструменте является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. Индивидуальные занятия по специальности позволяют наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащегося. Они позволяют следить, насколько правильно учащийся осваивает инструмент и корректировать процесс обучения. Педагогическая деятельность преподавателя по специальности не замыкается в узких рамках его класса, не ограничивается только проведением индивидуальных уроков. В разных ее сферах он выполняет различные функции: в обучении игре на инструменте он - педагог, в воспитании он - учитель, наставник, в образовании – помощник, советчик, в методике – ученый. Все свои задачи и обязанности преподаватель по специальности решает и выполняет комплексно в контакте с преподавателями других дисциплин, администрации, с родителями.

 

 

Учебный план:

Класс Количество часов в неделю Количество часов в год
5 класс 2 часа 64 часа
6 класс 2 часа 64 часа
7класс 2 часа 64 часа

 

 

Технология и методика реализации программы.

Успешная работа по специальности возможна лишь при условии строго регулярных как классных, так и домашних занятий. Педагог должен строить урок так, чтобы дать возможность ученику как можно полнее раскрыть свои исполнительские возможности, высказать все, что принес в класс, подготовил дома. Педагог обязан следить, чтобы ученик приходил на урок без опоздания, опрятным.

 

 

Работа над упражнениями и гаммами.

Музыкально-воспитательная работа с учащимися имеет сво­ей главной целью содержательное исполнение музыкальных произведений. Достижение этой цели возможно лишь при усло­вии постоянной, настойчивой работы над развитием исполни­тельской техники и овладением выразительными средствами, способствующими раскрытию содержания музыки.

Методика и практика, определяя важное место техники в исполнительском искусстве, утверждает, что техническое раз­витие должно происходить одновременно с музыкально-худо­жественным, то есть техническая подготовка должна сочетать­ся с работой над музыкальным произведением. Игра самого ^способного ученика, обладающего хорошим слухом и красивым звуком, но недостаточно вооруженного техникой, не будет пол­ноценной в профессиональном отношении; пренебрежение к технике порождает ремесленничество, любительщину.

Упражнения

Овладе­ние всем арсеналом технических средств — задача каждого му­зыканта. Подлинного технического мастерства можно достичь, используя систему ежедневных тренировочных занятий, в ко­торую входит игра звуков продолжительной длительности, гамм, арпеджио, упражнений в интервалах и этюдов.

Игра звуков продолжительной длительности—.одно из самых распространенных и эффективных видов упражнений, обеспечивающих рациональное комплексное развитие техники, дыхания, губ, языка, всех видов звукоизвлечения.

 

Когда ученик пройдет гаммы во всех тональ­ностях, необходимо их повторять. Повторение каждый раз дол­жно предусматривать новую задачу, прежде всего — совершен­ствование всех видов исполнительской техники: быстроту и глу­бину вдоха, четкость атаки, подвижность и гибкость мышц губ и языка, беглость пальцев, координацию исполнительских дей­ствий под строжайшим контролем слуха, что в сумме даст кра­сивый звук и чистую интонацию. Ежедневно ученик должен ра­ботать над одной - двумя, иногда несколькими гаммами и соот­ветствующими арпеджио.

 

Работа над этюдами.

Большое значение в развитии и совершенствовании испол­нительской техники, приобретении мастерства имеет система­тическая работа над этюдами. Переходом к игре этюдов за­вершается первоначальный период тренировочных упражнений и начинается новый, более ответственный, в котором специаль­ные технические задачи сочетаются с музыкальными, создают­ся предпосылки для успешной работы над музыкальным про­изведением.

Основная работа над этюдом состоит, во-первых, в том, что ученик несколько раз внимательно проигрывает его в медлен­ном темпе, сосредоточивая внимание на деталях фактуры, ка­честве звучания, работе исполнительского аппарата; во-вторых, тщательной проработке наиболее трудных мест.

техника звукоизвлечения.

Качество звука, извлекаемого на трубе, находится в тесной связи со степенью развития дыхания, губ и языка, а также пальцев рук.

Работа губ – одно из основных и сложных действий процесса звукоизвлечения. Развитие губной техники в значительной степени связано с удобным местоположением мундштука.

Атакой называется начальный момент звукоизвлечения, то есть первичное возникновения звука, когда выдыхаемая струя воздуха, проходя сквозь губы играющего, к которым приложен мундштук, заставляет их вибрировать, а они в свою очередь передают колебания воздушному столбу, заключенному в канале инструмента.

Три вида атаки:

твердая (или простая)

мягкая

вспомогательная

Твердая атака – основной вид извлечения звука, который выполняется решительным, быстрым толчком, вернее – плотным прикосновением кончиком языка к сомкнутым губам и энергичным отталкиванием (оттягиванием) назад, в глубь рта. Каждый раз после вдоха применяется только твердая атака первоначального звука.

Мягкая атака – второй вид извлечения, который в отличие от первого выполняется менее энергичным, несколько смягченным прикосновением кончика языка к губной щели. Мягкая атака применяется в сочетании с твердой при исполнении быстрых фигураций, мелких нот, мелизмов.

Вспомогательная атака, как и мягкая, не является самостоятельным видом атаки, имеет подчиненный характер; для извлечения первоначальных звуков не применяется. Звуки, извлекаемые вспомогательной атакой, похожи на извлекаемые твердой атакой; сила, четкость произношения должны быть одинаковыми.

Штрихи и техника их исполнения.

Штрихами называются определенные исполнительские приемы звукоизвлечения.

Начало звука (атака), характер его ведения, развитие и окончание из этих моментов и складывается техника исполнения штрихов. При игре на трубе под термином «штрих» подразумеваются строго согласованные, одновременные действия губных мышц, языка, дыхания, пальцев. От синхронности этих элементов исполнительского аппарата во многом зависит качество звука, характер исполняемой музыки, ее выразительность, образность, разнообразие динамических и тембровых оттенков. Выбор штриха определяется содержанием произведения и замыслом исполнителя.

В основном штрихи подразделяются на две группы: к пер­вой относятся те, которые исполняются атакой, ко второй — без атаки.

Деташе (фр. detache)—один из основных штрихов, при­меняемый при любой динамике и во всех регистрах.

Легато (ит. legato) —один из основных способов ведения звука, прием связного, плавного соединения звуков, создающе­го ощущение, что они как бы сливаются один с другим. С по­мощью этого штриха разные по высоте звуки объединяются в одну фразу, придавая мелодии напевный характер.

Это единственный штрих, который выполняется без атаки языка; однако язык участвует в воспроизведении первого зву­ка и регулировании выдыхаемой струи воздуха, изменяя объем полости рта в зависимости от высоты звука. Правильное ис­полнение легато зависит от плавного, равномерного выдоха, четких движений пальцев при смене аппликатуры, способности губ быстро и своевременно изменять «настройку», или «пози­цию», так чтобы не различать слухом момент перехода («подъ­езда») от одного звука к другому. В нотном тексте обознача­ется словом legato, но чаще всего лигой2 — выгнутой вверх или вниз дугообразной чертой, охватывающей соответствующее ко­личество нот.

К разновидностям этого штриха относятся:

1) маркированное легато — подчеркнутое соедине­ние звуков толчками выдыхаемой струи воздуха, напоминаю­щее атаку. Правильное применение маркированного легато может дать певучее звучание при любой динамике. В нотах обозначается маленькой вилкой (похожей на акцент) под лигой.

2) легатиссимо — штрих, предписывающий еще более связное исполнение, чем легато (обозначается словом legatis-$шю).

Нон легато (ит. поп legato) — буквально: не легато, не связно. Акцентированное и напевное исполнение, применяемое при небольшой силе звука (от рр до mf) для придания звуча­нию мягкости и выразительности. Между отдельными певучи­ми звуками нон легато должны прослушиваться легкие па­узы, то есть действительная длительность звука должна быть равна приблизительно 3/4 а пауза 1/4 части написанной ноты.

 

Маркато (ит. marcato) — прием исполнения акценти­рованных звуков, отделенных друг от друга твердой атакой. Для этого штриха характерно энергичное, подчеркнутое произ­ношение начала звука с последующим его ослаблением — по­степенным (как при diminuendo) или быстрым (как при sfor-zando); окончание звука мягкое, открытое, округленное, без уча­стия языка. Употребление этого штриха, особенно филирование, способствует преодолению некоторых технических трудностей; например, при переходах («скачках») с низких на высокие ноты (и наоборот) удобнее менять напряжение губных мышц, а так­же брать короткие и быстрые вдохи, не нарушая связности музыкальной фразы. Овладение штрихом маркато положитель­но влияет на закрепление активной, четкой атаки. Научиться этому помогает исполнение гамм в медленном темпе, с резким отделением одного звука от другого и выделением начала зву­ка. В нотной записи маркато обозначается маленькой вилкой, похожей на знак акцента.

 

Работа над музыкальными произведениями.

Второй этап работы над музыкальным произведени­ем — самый ответственный, сложный и длительный. Педагогу и ученику предстоит преодолеть нелегкий путь от сформиро­вавшегося на первом этапе общего исполнительского замысла к тщательному, глубокому изучению многообразия элементов и деталей, составляющих музыкальную ткань произведения; к конкретизации образного содержания пьесы; к определению способов преодоления технических трудностей, так как для ученика ДМШ каждая пьеса таит в себе немало серьезных препятствий; к поиску и выбору средств музыкальной вырази­тельности, необходимых для реализации исполнительского за­мысла — воплощения музыкально-образного содержания про­изведения.

Третий, заключительный этап работы над про­изведением очень важен. На этой стадии происходит оконча­тельное уточнение исполнительского замысла и на первый план выдвигается задача законченного воплощения авторского тек­ста, раскрытия его содержания. Играя произведение целиком, ученик должен показать, что вся предшествующая работа была подготовкой к завершающей ступени, на которой может про­явиться его чувство меры в отношении использования средств музыкальной выразительности, соразмерность и согласованность работы губ, языка, дыхания.

Итак, ученик выучил, продумал и подготовил пьесу к ис­полнению. Как правило, на заключительном этапе ее следует играть без остановок и обязательно с аккомпанементом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.