КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новизна программы
Необходимость в создании программы очевидна, традиционная программа для ДМШ включает в себя раздел -инструмент-труба. Наша задача - сделать этот раздел не второстепенным, а одним из равных в учебно- воспитательном процессе, который в полной мере отражает содержание данного вида деятельности. Цель: Создание условий для наиболее полной реализации целевого выбора учащегося по видам искусства; достижения уровня развития личности, достаточного для ее творчески-деятельной самореализации и самовыражения в сфере искусства. Задачи:
. · Обеспечивать учащемуся комфортную эмоциональную среду, ситуацию успеха и развивающего общения. · Воспитывать устойчивый интерес у детей к предлагаемому предмету. · Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях. · Воспитывать характер отношений между педагогом и детьми, отдельными членами коллектива. Создание микроклимата в коллективе. Организация учебного процесса. Рабочая учебная программа «Музыкальный инструмент труба реализуется в течении 3-х лет Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Занятия проводятся в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником что позволяет более точно определить перспективы развития обучаемого.
Основной формой обучения на инструменте является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником. Индивидуальные занятия по специальности позволяют наиболее активно воздействовать на музыкальное развитие учащегося. Они позволяют следить, насколько правильно учащийся осваивает инструмент и корректировать процесс обучения. Педагогическая деятельность преподавателя по специальности не замыкается в узких рамках его класса, не ограничивается только проведением индивидуальных уроков. В разных ее сферах он выполняет различные функции: в обучении игре на инструменте он - педагог, в воспитании он - учитель, наставник, в образовании – помощник, советчик, в методике – ученый. Все свои задачи и обязанности преподаватель по специальности решает и выполняет комплексно в контакте с преподавателями других дисциплин, администрации, с родителями.
Учебный план:
Технология и методика реализации программы. Успешная работа по специальности возможна лишь при условии строго регулярных как классных, так и домашних занятий. Педагог должен строить урок так, чтобы дать возможность ученику как можно полнее раскрыть свои исполнительские возможности, высказать все, что принес в класс, подготовил дома. Педагог обязан следить, чтобы ученик приходил на урок без опоздания, опрятным.
Работа над упражнениями и гаммами. Музыкально-воспитательная работа с учащимися имеет своей главной целью содержательное исполнение музыкальных произведений. Достижение этой цели возможно лишь при условии постоянной, настойчивой работы над развитием исполнительской техники и овладением выразительными средствами, способствующими раскрытию содержания музыки. Методика и практика, определяя важное место техники в исполнительском искусстве, утверждает, что техническое развитие должно происходить одновременно с музыкально-художественным, то есть техническая подготовка должна сочетаться с работой над музыкальным произведением. Игра самого ^способного ученика, обладающего хорошим слухом и красивым звуком, но недостаточно вооруженного техникой, не будет полноценной в профессиональном отношении; пренебрежение к технике порождает ремесленничество, любительщину. Упражнения Овладение всем арсеналом технических средств — задача каждого музыканта. Подлинного технического мастерства можно достичь, используя систему ежедневных тренировочных занятий, в которую входит игра звуков продолжительной длительности, гамм, арпеджио, упражнений в интервалах и этюдов. Игра звуков продолжительной длительности—.одно из самых распространенных и эффективных видов упражнений, обеспечивающих рациональное комплексное развитие техники, дыхания, губ, языка, всех видов звукоизвлечения.
Когда ученик пройдет гаммы во всех тональностях, необходимо их повторять. Повторение каждый раз должно предусматривать новую задачу, прежде всего — совершенствование всех видов исполнительской техники: быстроту и глубину вдоха, четкость атаки, подвижность и гибкость мышц губ и языка, беглость пальцев, координацию исполнительских действий под строжайшим контролем слуха, что в сумме даст красивый звук и чистую интонацию. Ежедневно ученик должен работать над одной - двумя, иногда несколькими гаммами и соответствующими арпеджио.
Работа над этюдами. Большое значение в развитии и совершенствовании исполнительской техники, приобретении мастерства имеет систематическая работа над этюдами. Переходом к игре этюдов завершается первоначальный период тренировочных упражнений и начинается новый, более ответственный, в котором специальные технические задачи сочетаются с музыкальными, создаются предпосылки для успешной работы над музыкальным произведением. Основная работа над этюдом состоит, во-первых, в том, что ученик несколько раз внимательно проигрывает его в медленном темпе, сосредоточивая внимание на деталях фактуры, качестве звучания, работе исполнительского аппарата; во-вторых, тщательной проработке наиболее трудных мест. техника звукоизвлечения. Качество звука, извлекаемого на трубе, находится в тесной связи со степенью развития дыхания, губ и языка, а также пальцев рук. Работа губ – одно из основных и сложных действий процесса звукоизвлечения. Развитие губной техники в значительной степени связано с удобным местоположением мундштука. Атакой называется начальный момент звукоизвлечения, то есть первичное возникновения звука, когда выдыхаемая струя воздуха, проходя сквозь губы играющего, к которым приложен мундштук, заставляет их вибрировать, а они в свою очередь передают колебания воздушному столбу, заключенному в канале инструмента. Три вида атаки: твердая (или простая) мягкая вспомогательная Твердая атака – основной вид извлечения звука, который выполняется решительным, быстрым толчком, вернее – плотным прикосновением кончиком языка к сомкнутым губам и энергичным отталкиванием (оттягиванием) назад, в глубь рта. Каждый раз после вдоха применяется только твердая атака первоначального звука. Мягкая атака – второй вид извлечения, который в отличие от первого выполняется менее энергичным, несколько смягченным прикосновением кончика языка к губной щели. Мягкая атака применяется в сочетании с твердой при исполнении быстрых фигураций, мелких нот, мелизмов. Вспомогательная атака, как и мягкая, не является самостоятельным видом атаки, имеет подчиненный характер; для извлечения первоначальных звуков не применяется. Звуки, извлекаемые вспомогательной атакой, похожи на извлекаемые твердой атакой; сила, четкость произношения должны быть одинаковыми. Штрихи и техника их исполнения. Штрихами называются определенные исполнительские приемы звукоизвлечения. Начало звука (атака), характер его ведения, развитие и окончание из этих моментов и складывается техника исполнения штрихов. При игре на трубе под термином «штрих» подразумеваются строго согласованные, одновременные действия губных мышц, языка, дыхания, пальцев. От синхронности этих элементов исполнительского аппарата во многом зависит качество звука, характер исполняемой музыки, ее выразительность, образность, разнообразие динамических и тембровых оттенков. Выбор штриха определяется содержанием произведения и замыслом исполнителя. В основном штрихи подразделяются на две группы: к первой относятся те, которые исполняются атакой, ко второй — без атаки. Деташе (фр. detache)—один из основных штрихов, применяемый при любой динамике и во всех регистрах. Легато (ит. legato) —один из основных способов ведения звука, прием связного, плавного соединения звуков, создающего ощущение, что они как бы сливаются один с другим. С помощью этого штриха разные по высоте звуки объединяются в одну фразу, придавая мелодии напевный характер. Это единственный штрих, который выполняется без атаки языка; однако язык участвует в воспроизведении первого звука и регулировании выдыхаемой струи воздуха, изменяя объем полости рта в зависимости от высоты звука. Правильное исполнение легато зависит от плавного, равномерного выдоха, четких движений пальцев при смене аппликатуры, способности губ быстро и своевременно изменять «настройку», или «позицию», так чтобы не различать слухом момент перехода («подъезда») от одного звука к другому. В нотном тексте обозначается словом legato, но чаще всего лигой2 — выгнутой вверх или вниз дугообразной чертой, охватывающей соответствующее количество нот. К разновидностям этого штриха относятся: 1) маркированное легато — подчеркнутое соединение звуков толчками выдыхаемой струи воздуха, напоминающее атаку. Правильное применение маркированного легато может дать певучее звучание при любой динамике. В нотах обозначается маленькой вилкой (похожей на акцент) под лигой. 2) легатиссимо — штрих, предписывающий еще более связное исполнение, чем легато (обозначается словом legatis-$шю). Нон легато (ит. поп legato) — буквально: не легато, не связно. Акцентированное и напевное исполнение, применяемое при небольшой силе звука (от рр до mf) для придания звучанию мягкости и выразительности. Между отдельными певучими звуками нон легато должны прослушиваться легкие паузы, то есть действительная длительность звука должна быть равна приблизительно 3/4 а пауза 1/4 части написанной ноты.
Маркато (ит. marcato) — прием исполнения акцентированных звуков, отделенных друг от друга твердой атакой. Для этого штриха характерно энергичное, подчеркнутое произношение начала звука с последующим его ослаблением — постепенным (как при diminuendo) или быстрым (как при sfor-zando); окончание звука мягкое, открытое, округленное, без участия языка. Употребление этого штриха, особенно филирование, способствует преодолению некоторых технических трудностей; например, при переходах («скачках») с низких на высокие ноты (и наоборот) удобнее менять напряжение губных мышц, а также брать короткие и быстрые вдохи, не нарушая связности музыкальной фразы. Овладение штрихом маркато положительно влияет на закрепление активной, четкой атаки. Научиться этому помогает исполнение гамм в медленном темпе, с резким отделением одного звука от другого и выделением начала звука. В нотной записи маркато обозначается маленькой вилкой, похожей на знак акцента.
Работа над музыкальными произведениями. Второй этап работы над музыкальным произведением — самый ответственный, сложный и длительный. Педагогу и ученику предстоит преодолеть нелегкий путь от сформировавшегося на первом этапе общего исполнительского замысла к тщательному, глубокому изучению многообразия элементов и деталей, составляющих музыкальную ткань произведения; к конкретизации образного содержания пьесы; к определению способов преодоления технических трудностей, так как для ученика ДМШ каждая пьеса таит в себе немало серьезных препятствий; к поиску и выбору средств музыкальной выразительности, необходимых для реализации исполнительского замысла — воплощения музыкально-образного содержания произведения. Третий, заключительный этап работы над произведением очень важен. На этой стадии происходит окончательное уточнение исполнительского замысла и на первый план выдвигается задача законченного воплощения авторского текста, раскрытия его содержания. Играя произведение целиком, ученик должен показать, что вся предшествующая работа была подготовкой к завершающей ступени, на которой может проявиться его чувство меры в отношении использования средств музыкальной выразительности, соразмерность и согласованность работы губ, языка, дыхания. Итак, ученик выучил, продумал и подготовил пьесу к исполнению. Как правило, на заключительном этапе ее следует играть без остановок и обязательно с аккомпанементом.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |