Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома является внешним регулятором деятельности человека




 

Сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома является внешним регулятором деятельности человека.

Важная роль в этом процессе принадлежит детской литературе, в том числе и региональной. Под региональной детской литературой мы понимаем произведения искусства слова, специально написанные для детей поэтами и писателями региона или входящие в круг детского чтения, способствующие сохранению региональных традиций, приобщению к ним.

При отборе произведений региональной детской литературы для занятий учителю следует руководствоваться следующими критериями:

– художественная ценность материалов. Высокохудожественные произведения раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, обогащают чувственный опыт учащихся, учат понимать прекрасное, способствуют развитию воображения, побуждают мысль и формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Художественная ценность произведения определяется значительностью общественного идеала, который отстаивает художник, образностью языка, выразительными средствами, создающими художественный образ, мастерством писателя, которым он добивается единства формы и содержания;

– научная достоверность приводимых примеров и фактов. В свое время К.Д. Ушинский, объясняя подход к подбору материала в книгу для первоначального чтения, отмечал, что она должна быть «преддверием серьезной науки, так, чтобы ученик, прочитав ее с учителем, приобрел любовь к серьезному занятию наукой»;

– учет возрастной специфики восприятия искусства (например, объем произведений, ограниченность сюжетных линий в повествовании и др.);

– доступность учебного материала. Усвоение новых представлений происходит в этом возрасте лучше на материале, близком и понятном детям. Знакомство с историей, природой, обычаями, традициями родного края ведет к лучшему осознанию его как неотъемлемой части России. Жизнь родного города, поселка, деревни, биографии дорогих и близких людей, защищавших Россию, привносят в воспитательный процесс глубокое эмоциональное чувство непосредственной сопричастности к событиям, происходящим в стране;

– жанровое и тематическое разнообразие материалов, которое способствует обогащению нравственно-эстетического и познавательного опыта учащихся (песни, потешки, сказки, стихи, рассказы о славных земляках, истории края и др.);

– региональная специфика материалов, выраженная в содержании, образах, языке текстов.

Большую помощь в наполнении конкретным содержанием НРК начального обучения на уроках литературного чтения может сыграть хрестоматия «Морянка».

Все тексты хрестоматии распределены по разделам и темам, названиями которых стали строчки из произведений, включенных в хрестоматию. Материалы о природе вошли в раздел «Мой Север, скупой чародей!». В этом разделе четыре части:

«Голосуют березы за солнце и тепло»,

«Как нежно я люблю стремительное северное лето»,

«Пусть на погоду осень не щедра»,

«Шепот снегов».

Часть «Голосуют березы за солнце и тепло» составили рассказы Ф. Абрамова («Зеленая весна», «Комары» и др.), Б. Шергина («Двинская земля»), И. Полуянова («Потоп»), стихотворения О. Фокиной («Я в лесу была сегодня»), В.Шелыгина «Северные цветы». Во вторую часть («Как нежно я люблю стремительное северное лето») вошли произведения Ф. Абрамова («Лесная дорога», «Погожим летом», «Пинега» и др.), И. Полуянова («Теплая земля»), А. Некрасова («Теплый день»), Д. Ушакова («Морошка») и др. Рассказы Ф. Абрамова («Сентябрь», «Осеннее солнце» и др.), Т. Плешака («Лунная радуга»), стихотворения В. Шелыгина («Рябина») и др. составили третью часть раздела – «Пусть на погоду осень не щедра». Произведения о зиме (Ф. Абрамов – «Январь», «Где лето с зимой встречаются»; Д. Ушаков – «Север-батюшко» и др.) мы поместили в четвертую часть, которую назвали «Шепот снегов».

В раздел «Вот она какая, дорогая Родина моя!» вошли рассказы о прошлом и настоящем нашего края. Первая часть названа «В глубь веков». В ней рассказывается о далеком прошлом Русского Севера. Во вторую часть раздела «Славные поморы» включены произведения о земляках, которые прославили не только Север, но и Россию (М. Ломоносов, М.оКривополенова, У. Бабкина, юнга Северного флота Саша Ковалев, награжденный орденом Отечественной войны 1 степени, восемнадцатилетняя Лида Томилова, одна из первых получившая в годы Великой Отечественной войны Орден Ленина, стрелок-радист Алексей Калинин, совершивший подвиг вместе с капитаном Гастелло, и др.) Третья часть рассказывает о сверстниках учеников младших классов и называется «Вырастешь большой – будешь хороший и баской».

В раздел «И всему народному раздолье! И всему душевному простор!» вошли фольклорные материалы (колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки, дразнилки, скоморошины, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины, легенды, бывальщины).

Литературные сказки Б. Шергина («Рифмы», «Шиш и трактирщица»), С. Писаxова («Своя радуга», «Северно сияние») вошли в раздел под названием «Смолоду сказками да песнями душу питаю».

В круг чтения учащихся начальных классов включены произведения, содержание которых раскрывает красоту природы Русского Севера, отражает жизнь и культуру населения.

В первом классе дети вводятся в мир фольклора, так как он исторически является первоосновой литературы, ее почвой и более всего соответствуют возрастным особенностям первоклассников. Именно фольклор способствует приобщению детей к родной культуре. При планировании работы целесообразно использовать игровой детский фольклор (припевки, потешки, песенки, заклички, дразнилки, считалки и т.д.), который можно не только читать и рассказывать, но и применять при создании игровых ситуаций. Фольклорный материал способствует эмоциональному воздействию на чувства детей. В первом классе идет накопление текстового материала, работа с которым будет продолжаться во 2-м классе.

На втором году обучения особое внимание вновь уделяется работе с фольклорными произведениями. Кроме игрового детского фольклора, в круг детского чтения включены народные сказки в изложении сказителей края, что логично дополняет материал школьного учебника.

Следующее тематическое направление произведений для чтения во втором классе – природа нашего края, которая обогащает ум, душу человека, делает его внимательным и чутким по отношению к земле, на которой он живет, и людям, которые его окружают.

Уже со второго класса дети постепенно начинают знакомиться с бытом поморов, но более широко эта тема развернута в следующем классе.

На третьем году обучения дети продолжают знакомство с игровым фольклором, сказками, узнают о былинах, читают рассказы и стихи о природе Русского Севера, но больше внимания уделяется чтению произведений о быте, традициях, истории Архангельского края, славных поморах, что способствует формированию национального характера.

На четвертом году освоения программы основной упор в работе делается на формирование исторической памяти школьников через знакомство с произведениями об истории края, национальных героях, которых дал России регион, чтение летописей, былин, житий святых, сказаний. В тематику чтения, как и ранее, входят рассказы и стихи о природе, продолжается работа с фольклорным материалом. Приобщение детей к традициям культуры общения, знакомство с особенностями речи на Русском Севере, характерными для северян словами осуществляется практически на всех уроках при использовании хрестоматии «Морянка».

Программа учитывает, что младший школьник в состоянии освоить литературное произведение (в том числе и региональное) с помощью таких методов, как:

 

эмоционально-понятийный (выразительное чтение произведения учителем без какой-либо дополнительной разъяснительной работы и чтение учащимися на основе подражания);

объяснительное чтение (чтение произведения по частям с дальнейшим детальным разбором содержания по вопросам);

литературное чтение (чтение с элементами литературного анализа);

воспитательное чтение (чтение, предполагающее свободную беседу нравственно-эстетического плана);

сопоставительно-сравнительное чтение (чтение произведений, включенных в федеральные и региональные учебные книги).

Поскольку программа строилась в соответствии с учебно-воспитательной программой общеобразовательной школы, учитывалось их взаимодействие, а именно: региональная часть должна не разрушать систему обучения, а помогать решению учебно-воспитательных задач литературного чтения.

Важную роль в этом играет процесс интеграции, имеющий своим результатом целостность, т.е. не механическое соединение частей, которые сами по себе самодостаточны, а функционирование их как элементов одной системы.

Обращаясь к проблеме соотношения федерального и регионального компонента содержания начального образования, можно выделить несколько путей их интегрирования:

1. Обязательное включение регионального содержания в федеральное путем равномерного распределения его по предметам. При таком построении программ региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Обобщенные идеи, понятия, законы, закономерности обосновываются с помощью конкретных знаний. Например, на уроке чтения в 3 классе дети знакомятся со стихотворением И. Рылеева «Иван Сусанин», далее дополнительно читают отрывок из повести Е. Коковина «Экипаж боцмана Рябова», из которого узнают, что во время Северной войны помор И. Рябов завел корабли шведов на мель под огонь пушек Новодвинской крепости. Благодаря бесстрашию простого русского человека был спасен город Архангельск, а И. Рябова стали называть северным Сусаниным. Знакомство младших школьников с произведениями об истории, национальных героях России, родного края способствует формированию исторической памяти детей.

2. Изучение регионального содержания за счет выделения дополнительных часов. Вопросы регионального компонента рассматриваются в русле общего федерального содержания и поэтому рассредоточены по разным темам. В связи с этим возникает необходимость обобщить и систематизировать эти знания, представить их как целостность на обобщающих уроках. Примером может быть работа с фольклорными произведениями на уроках литературного чтения по всем темам раздела «Устное народное творчество». Так, в первом классе дети, наряду с материалами учебника, знакомятся с малыми жанрами фольклора родного края (потешками, считалками, дразнилками, загадками и др.), которые способствуют обогащению эмоциональной памяти ребенка опытом читательских переживаний. Постепенно ученики начинают осознавать эти жанры как произведения искусства слова, стоящие в одном ряду со сказками, рассказами, стихотворениями и др. В третьем классе дети знакомятся с былиной «Три поездки Ильи Муромца», на следующем уроке они узнают, что в нашем крае сохранилось много былин, легенд, сказаний. Простые люди были не только хранителями, но и их творцами. Среди сказителей былин, которых на Севере называли старинщиками, а сами былины старинами, были истинные мастера искусства «сказывания» былин. Каждый сказитель рассказывал былины на свой лад, пел о том, что ему дорого, и былины жили, передавались из уст в уста. Далее дети читают былину «Три поездки Ильи Муромца», но уже в пересказе нашей землячки, известной сказительницы М.Д. Кривополеновой. Поскольку материалы хрестоматии «Морянка» подобраны в соответствии с общеобразовательной программой, то это позволяет использовать на уроках по разделу «Устное народное творчество» сравнительный анализ содержания, языковых средств, отличать общее и особенное в произведениях.

3. Интеграция классических предметов. В ходе реализации содержания возможно проведение бинарных уроков по отдельным темам (например, урок музыки и литературного чтения по теме «Иван Сусанин», где используются музыкальные фрагменты из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», стихотворение К. Рылеева «Сусанин», отрывок из повести Е. Коковина «Экипаж боцмана Рябова»).

 

 

Литература

 

1. Абрамов Ф.А. Слово в ядерный век: Статьи; Очерки; Выступления; Интервью; Литературные портреты; Воспоминания; Заметки. – М., 1987.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995.

3. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителя. – М., 1977. 4. Богуславская И.Я. Северные сокровища. – Архангельск, 1980.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

6. Буторина Т.С. Педагогическая регионология. – Архангельск, 2000.

7. Буторина Т.С. Учебный план школы с национально-региональным компонентом как способ интеграции в европейскую систему образования. – Архангельск, 1993.

8. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова. – Чебоксары, 1974.

9. Вопросы топонимики Подвинья и Поморья. – Архангельск, 1991.

10. Гемп. К.П. Сказ о Беломорье: Словарь поморских речений. – 2-е изд., доп. – М.: Наука; Архангельск: Поморский университет, 2004.

11. Голошумова Г.С., Свинина Н.Г. Этнокультурное образование младших школьников // Начальная школа. – 2003. – № 8.

12. Губанова Е.Н., Махина Н.С. Использование на уроках материалов исторического краеведения // Начальная школа. – 2002. – № 6.

13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978.

14. Дранникова Н.В. Фольклор архангельского края. – Архангельск, 2001.

15. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа. – 2004. – № 5.

16. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. – Л., 1986.

17. Историко-культурное наследие поморья. К урокам краеведения / Сост. О.Н. Головченко. – Архангельск, 1997.

18. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.

19. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. – М., 1982.

20. Мелеxов И.С. О родном Севере. – Архангельск, 1993.

21. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 2. Детство: Отрочество / Сост., подг. текстов, вступит. статья и коммент. В. Аникина. – М., 1994.

22. Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области) / Отв. ред. Буторина Т.С. – Архангельск, 1994.

23. О нежных нравах и добром воспитании /Отв. ред. Т.С. Буторина; сост. О.Н. Головченко. – Архангельск, 2001.

24. Панфилова. И.П. Обучение младших школьников чтению художественной литературы Русского Севера (методические рекомендации). – Архангельск, 2001.

25. Рогова Р.М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. – М., 1996.

26. Русский Север: Ареалы и культурные традиции / Ред.-сост.: Т.А. Бернштам, К.В. Чистов. – СПб., 1992.

27. Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: Монография. – Архангельск, 2002.

28. Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – № 5. – 2004.

29. Унатова Г.Н., Санина Н.Н. Знать традиции народа. // Начальная школа.– 2001. – № 5.

30. Утков П.Ю. Регионализация образования младших школьников // Начальная школа. – 2004. – № 7.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.