Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




Тематика высказываний

Природа северного края. Мой город (посёлок, село, деревня). Труд северян. Промыслы. Игры, забавы, праздники нашего края. Памятные места Архангельского Севера. Моя семья. Великие поморы.

Содержание работы над языковыми единицами. На основе научных исследований выработана логика построения работы над языковыми единицами, обеспечивающей достижение целей обучения. Работа над новым словом начинается с вычленения его из речи и первичного ознакомления с его лексическим значением.

В дальнейшей работе над словом целесообразно придерживаться следующего порядка: 1) толкование значения слова; 2) работа над орфографией и орфоэпией слова; 3) работа над образцами употребления слова; 4) работа над усвоением семантических связей слова: а) упражнения с тематическими рядами слов; б) упражнения с логическими рядами слов; в) упражнения с синонимами, антонимами, родственными словами; 5) упражнения в самостоятельном употреблении слова. Каждый из этапов работы предполагает использование соответствующих методов и приемов обучения, а также систему заданий и упражнений.

Одним из этапов работы над новым словом является толкование его значения, результатом которого становится соединение в сознании ученика слова и реалии. Этот результат может быть достигнут разными способами, с помощью различных приемов толкования значения слов. В зависимости от имеющихся средств можно истолковать значение слова; в методике различают оносемантический и семантический способы толкования. Оносемантический способ предполагает обращение к внеязыковым реалиям, а7семантический способ требует использования языковых средств. К9оносемантическому способу толкования относят наглядный и контекстуальный приемы, а к семантическому – приемы синонимизации и антонимизации, описательный, логический и структурно-семантический. Краткое описание каждого из указанных приемов представлено в таблице.

 

Приемы толкования значений слов

Способ Прием Содержание работы
Оносемантический Наглядный - Показ предмета или действия, обозначенного словом. - Показ рисунка или иллюстрации. При этом следует учитывать, что для толкования имен существительных и прилагательных используют предметные картинки, а для объяснения значений глаголов – сюжетные.
Контекстуальный - Введение нового слова в предложение или короткий текст, из которого значение слова ясно. При этом сам строй фразы должен наталкивать ученика на понимание значения слова.
Семантический Синонимизации - Подстановка, подбор синонимов. При этом значение синонима должно быть известно детям. Следует учесть также, что замена нового слова синонимом должна сопровождаться дополнительными пояснениями, так как синонимы не тождественны, каждый из них обладает различиями в значениях.
Антонимизации - Подстановка, подбор антонимов. При этом значение антонима должно быть известно детям.
Описательный - Представление высказывания, содержащего описание предмета, явления и др.
Логический - Подведение слова под ближайший род и выделение видовых отличий, то есть составление логического определения.
Структурно-семантический:  
а) этимологический - Обращение к происхождению слова.
б) словообразова- тельный - Толкование значения производящего слова и словообразовательного значения морфемы, с помощью которой образовано производное слово. Данный прием применим только по отношению к словам с четкой внутренней формой.

Помимо приемов, описанных в методике словарной работы в начальных классах, нами разработан и введен в практику работы прием парного логического определения. Данный прием предполагает определенную последовательность работы: 1) рассматривание пары объектов, явлений (иллюстраций); 2) вычленение у них сходных и различных свойств и признаков; 3) ознакомление с логическим определением одного объекта, явления; 4) составление детьми определения другого объекта, явления с опорой на первое.

Условием эффективности данного приема является использование знакомого детям предмета и слова, его обозначающего, в паре с новым.

Важным этапом словарной работы является обучение произношению и написанию нового слова. Каждое слово существует в трех кодах (по терминологии Н.И. Жинкина2) – речедвигательном, звуковом и буквенном. Полноценное овладение словом предполагает освоение детьми трех его образов – речедвигательного, звукового и буквенного.

Анализ методических систем работы над словом, разработанных Е.В. Архиповой, П.А. Грушниковым, Е.П. Кулебаба, Н.А. Купиной, Г.Н. Приступой и другими, позволяет уточнить содержание обучения детей произношению и написанию слова. Этот процесс предполагает речемоторную тренировку в произношении слова; освоение нормативного ударения; освоение особенностей произношения слова (возможные позиционные изменения, возможные отступления от орфоэпических норм); обнаружение орфограмм в слове и объяснение известных детям; запись слова в тетрадь.

Следует заметить, что в школьной практике учителя обычно большее внимание обращают на усвоение детьми орфографических норм, пренебрегая работой, обеспечивающей овладение орфоэпическими нормами, и речемоторной тренировкой в произношении слова, что не оправдано.

Традиционно в методике обогащения и совершенствования словаря выделяют этап работы над образцами употребления слова (словосочетаниями, предложениями). Этот этап можно рассматривать также как продолжение работы, направленной на овладение детьми лексическим значением слова. Работа организуется на уроке изучения нового слова на основе предложенных учителем словосочетаний и предложений. Школьники читают готовые словосочетания и предложения. Некоторые образцы могут быть записаны. В9процессе работы над образцами употребления слова школьники также овладевают синтагматическими связями лексических единиц. Образцы должны демонстрировать по возможности все основные виды лексической сочетаемости слова. Особое внимание следует уделить работе над словосочетаниями, в построении которых младшие школьники достаточно часто допускают ошибки. Для слов краеведческой тематики, включенных в программу обучения, были выделены случаи, требующие особого внимания при организации работы над образцами употребления.

Собственно речевой смысл работа над образцами употребления слова приобретает в плане обучения детей оценке употребления слова по критерию соответствия замыслу высказывания. В данном случае в качестве образца можно рассматривать не только предложение, но и текст.

Научно-методические исследования и практика работы учителей начальных классов убеждают в необходимости организации работы, направленной на усвоение школьниками семантических связей изучаемых слов. Поэтому объектами работы на уроках русского языка должны быть не только слова, но и словарные объединения: тематические группы, ряды синонимов, пары антонимов и другие.

Работа над словарными объединениями является необходимым условием обогащения словаря детей, так как обеспечивает возможность работы механизма отбора слов в процессе порождения речи3, способствует формированию у школьников умения точно выражать мысль, целесообразно и уместно употреблять языковые средства в речи, а также умению перефразировать, выражать одну мысль при помощи разных языковых средств.

В.И. Капинос указал условие, при котором разнообразные упражнения с рядами отбора приобретают значение в аспекте коммуникативной деятельности ребенка: «Если эта работа замыкается в себе, проводится как самодостаточная и не вписывается в обучение связным высказываниям, речевая отдача от нее не бывает большой… Эффективность наблюдений над языковыми средствами значительно повышается, если они проводятся в рамках речевой деятельности, как один из этапов этой деятельности, потому что только в этом случае проблема выбора языкового средства из ряда синонимичных или близких по функции перестает быть искусственной, наполняется практическим смыслом, становится учебной проблемной ситуацией, а сам выбор получает мотивацию в содержании речи, а также в условиях и задачах общения»4.

Таким образом, работа над усвоением семантических связей слов, значимая в плане обучения языку, развития речи, воспитания речевой культуры учащихся, имеет следующее содержание:

· работа над словом как членом словарных объединений;

· осознание оттенков лексического значения слова;

· формирование умения оценивать выбор слова из ряда возможных для передачи мысли в предложении, тексте с точки зрения соответствия цели высказывания;

· формирование умений выбирать из ряда предложенных и самостоятельно подбирать слова, адекватные с точки зрения прагматики;

· формирование умения выражать одну и ту же мысль при помощи разных языковых средств.

Завершающим звеном в логике работы, направленной на обогащение речи школьников новыми словами, являются упражнения в самостоятельном употреблении слова детьми. Задания на составление словосочетаний, предложений, текстов способствуют осознанию детьми тесной связи содержательной стороны слова с его грамматическим оформлением, синтаксической функцией, формированию навыка свободного владения словом при построении индивидуальных речевых конструкций. Для достижения этой цели методикой рекомендуются упражнения на конструирование и реконструирование предложений, текста.

Упражнения на составление правильных по форме, возможных в семантическом плане словосочетаний развивают у детей речевую интуицию, создают основу для активизации слов в речи. Методисты рекомендуют вводить составленные словосочетания в собственную речь школьников, что позволяет обнаружить значение слов, словосочетаний для точного выражения мысли.

В методике развития речи выделены общие условия организации этой работы: 1) поскольку речь – не самоценная деятельность, а компонент других видов деятельности, которые опосредуются речью, необходимо включить учащихся в деятельность, которая могла бы способствовать возникновению речи; 2) необходимо позаботиться не только о создании речевой среды, мотивирующей речевую деятельность младших школьников, но и эмоционального подъема, связанного с темой высказывания, пробудить потребность полно, точно, выразительно о чем-либо рассказать.

Содержание работы со словарем-справочником. Систематическая работа со словарем-справочником способствует формированию не только краеведческих знаний, но и широкого круга лингвистических представлений и понятий, общеучебных умений и навыков. В связи с этим можно выделить три направления работы с пособием: 1) обучение детей работе со словарем-справочником; 2) использование пособия как источника обогащения речи младших школьников словами краеведческой тематики; 3) использование пособия как источника знаний о русском языке.

Обучение младших школьников работе со словарем-справочником предполагает следующее содержание:

- ознакомление с названием, назначением словаря-справочника, каждой его части;

- анализ структуры словаря-справочника (вводная статья, толковый словарик, справочник, словарь в картинках, тематический список слов, оглавление);

- ознакомление с графическими пометами;

- осмысление принципа расположения слов в словаре-справочнике;

- нахождение слова по алфавиту, с использованием тематического списка слов;

- ознакомление с построением словарной статьи.

Использование словаря-справочника как источника обогащения речи младших школьников словами краеведческой тематики включает следующее:

- ознакомление с толкованием лексического значения слова;

- соотнесение сигнификативного и денотативного значений слова;

- освоение грамматического значения слова;

- освоение образца произношения и написания слова;

- анализ примеров употребления слова;

- ознакомление с синонимами, родственными слова;

- осмысление тематической принадлежности слова (на основе работы с тематическим списком слов).

Использование пособия как источника знаний о русском языке предполагает практическое освоение целого ряда понятий темы «Лексика», соответствующих умений:

- значение слова;

- толкование значения слова, способы толкования значения (показ предмета, иллюстрации; через контекст; через синоним, антоним; логическое определение);

- синонимы; подбор синонимов; замена слова близким по значению;

- антонимы; образование пары антонимов;

- родственные слова; подбор родственных слов;

- многозначность слова;

- общеупотребительные и диалектные слова.

Кроме того, при работе со словарем-справочником совершенствуются знания и умения в области грамматики и орфографии.

Реализация целей и задач, поставленных в программе, осуществляется с помощью издания, допущенного экспертным советом Архангельской области в качестве учебного пособия для учащихся начальных классов общеобразовательных школ Архангельской области: Словарь-справочник для младших школьников0/ Науч. ред. Э.И. Николаева; Отв. ред. и сост. Е.В. Михайленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский университет, 2005. – 130 с.

Система работы над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах изложена в следующем издании: Методические рекомендации. Дидактический материал / Л.Ю. Антипина, Н.В. Белова, Ю.А.оБородкина и др.; авт-сост. Е.В. Михайленко. – Северодвинск, 2004. – 116 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.