КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Животные и растения Севера
Ч. Тематическое планирование Методические рекомендации
Методические рекомендации, предлагаемые вниманию учителя, могут способствовать реализации регионального компонента Государственного стандарта начального общего образования Архангельской области и программы в процессе преподавания предмета «Окружающий мир». Содержательный компонент: природный (биологическая, географическая, экологическая составляющие), исторический и обществоведческий. Формы организации изучения регионального компонента курса «Окружающий мир»: · урок или этап урока по усвоению региональных аспектов природоведческих и обществоведческих знаний, умений, ценностей; · экскурсия (этап) – наблюдение в природе, исторический рассказ, практические задания по сбору материала; · домашняя работа (с географической картой, картой-схемой города, дополнительной литературой регионального характера); · внеурочная работа (проведение наблюдений, подготовка сообщений, докладов); · внеклассная работа (организация кружка юных фенологов, краеведов; оформление картотеки учёных-исследователей, путешественников, известных людей города, села и т.д.). Методы обучения: · объяснительно-иллюстративные: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация гербариев, коллекций, репродукций, фотографий и др.; извлечение сведений, обозначенных на карте; нахождение сведений в разных источниках; · репродуктивные: выполнение упражнений культурно-исторического содержания, определение и распознавание объектов, заполнение таблиц, схем, составление вопросов к тексту учебника; сообщений, докладов и т.д.; · проблемное изложение: решение проблемных задач регионального содержания, имеющих ценностно-смысловой аспект; оценка фактов и сведений по проблемам региона, высказывание собственного мнения; · частично-поисковые: решение познавательных и творческих заданий регионального содержания, установление причинно-следственных связей, решение занимательных задач и др. · исследовательские: выполнение исследовательских заданий, решение задач на оценку экологического состояния природной среды; решение проблемных задач регионального характера. Материально-технические средства обучения: природные гербарии, коллекции, репродукции, портреты, фотографии, карты, таблицы, слайды, видеофильмы. Дидактические: краеведческая литература, инструктивные материалы, рабочая тетрадь на основе содержания регионального компонента, научно-популярная литература, раздаточный материал. Весь материал условно разделён на три раздела: «Родной край – малая Родина», «Природа северного края», «Охрана и укрепление здоровья в условиях Крайнего Севера». Разделы включают в себя следующие содержательные линии: «Младший школьник», «Что такое окружающий мир», «Человек, природа, общество», «Земля – планета жизни», «Природа северного края». Методические рекомендации содержат примеры, иллюстрирующие возможности введения регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе. В программе рекомендованы прогулки и экскурсии, разнообразные по форме проведения и содержанию. Рекомендуемые экскурсии могут иметь комплексный характер. Кроме литературы, приведенной в списке, для реализации регионального компонента по предмету «Окружающий мир» может быть использовано пособие Колбасенко М.Н., Севастьяновой З.П. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент): Учебно-методическое пособие. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2003 (гриф МО РФ).
2-й класс
Задачи: знакомство с растительным и животным миром северного края. Основные понятия: звери, птицы, рыбы, насекомые Архангельской области, растительность Севера. Демонстрации: фотографии или иллюстрации животных и растений северного края, Творческие практические задания: заселить «этажи леса» животными и растениями. Важно при изучении данной темы организовать деятельность по распознаванию флоры и фауны Севера. Для этого необходимо иметь не только демонстрационный раздаточный материал (иллюстрации и фотографии животных и растений), но и текстовый, который можно подготовить на основе справочных изданий. Проводится беседа о животных. Используя игру, выяснить, знают ли дети, как называется потомство. (Чья мама, чей ребёнок, чем питаются, где обитают (используя загадки). Чтобы вывести детей на понимание недостаточности их знаний о животных, создаём проблемную ситуацию, используя рассказы Н.Сладкова «Угадай, кто я?». (Можно использовать произведения С.Скребицкого, Д.Сладкова, Э.Шима, М.Пришвина). «-Угадай, кто я? А ем я муравьёв и жуков. Я подумал и сказал: - Скорее всего, ты - жукоед- дятел! Вот и не угадал! – откликнулся голосок. - А ещё я ем гусениц и личинок. - Гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты – дрозд. - Я не дрозд. Еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога. - Тогда ты – грызун: мышь или полёвка! - Я сама ем мышей! - Тогда ты, конечно, кошка! - Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу. - Может, ты цапля или журавль? - Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнёзд. - Похоже, что ты куница! - Не говори мне про куницу, куница – мой старый враг! А ещё я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья. Я рассердился и крикнул: - Скорее всего ты – свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты – одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку! - Сдаёшься! – Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась … белка! Запомни! Мухоловки ловят не только мух, осоеды едят не только ос. А белки грызут не только орешки!» Далее целесообразно организовать работу в группах, каждая группа из предложенных материалов составит рассказ о животном и представит его классу. Учитель должен дать план, по которому ученики составят рассказ. 1. Как называется животное? 2. Как выглядит? 3. Где обитает? 4. Чем питается? 5. Занимательный материал (по-желанию детей), например, почему зайца называют косым? Результатом работы групп будут рассказы. Затем с опорой на иллюстративный материал определяют, куда «заселить» животное на общем плакате.
3-й класс
Родной край – частица России Задачи: знакомство с географическим положением Архангельской области, культурой и традициями. Основные понятия: промыслы, многонациональность, культура, традиции северян. Демонстрации: место Архангельской области на карте России, предметы декоративного искусства и быта северян, костюмы поморов, фотографии и репродукции по теме. Творческие практические задания: поиск информации в дополнительных источниках (работа со справочниками, энциклопедиями, в т.ч. с использованием компьютера): «Поморская трапеза», «Поморские праздники», «Северная мода в разные времена» и др. Экскурсии: в краеведческий музей (зал истории родного края), детскую школу народных ремёсел.
Элементы содержания занятия 1. Географическое положение Архангельской области. 2. Многонациональность населения Архангельской области. 3. Промыслы: а) добыча зверя, птицы, рыбы, жемчуга; б) народные промыслы: обработка дерева, бересты, корня сосны; художественная роспись по дереву, резьба по кости, глиняные игрушки, козули, ткачество и северная вышивка.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |