Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Животные и растения Севера




Ч.

Тематическое планирование

Методические рекомендации

 

Темы занятий Содержание занятий Общее кол-во часов Из них экскур-сий
1-й класс
Русский северный дом-двор Семья, фамилия, дом, хозяйство. Русский северный дом-двор, семейный уклад. Конструирование (рисование модели северного крестьянского дома).    
Моя улица Родной город (село), его улицы, профессии родного края.  
Родная природа Ближайшее природное окружение школьного двора, растительный и животный мир. Связь между явлениями живой и неживой природы. Особенности сезонных изменений в живой и неживой природе Севера. 1 (2)  
Маленький северянин Кто я, мой рост, вес. Измерение роста и веса с помощью бытовых приборов (бытовые весы, ростомер).    
Личная гигиена. Особенности питания в условиях Крайнего Севера Знакомство с правилами личной гигиены в условиях Севера. Особенности питания в условиях Крайнего Севера.    
2-й класс
Моя малая Родина. Путешествие по городу (селу) Родной город (село), памятники истории и культуры, особенности труда и быта, профессии, распространенные в Архангельской области. 1(2)  
Времена года на Севере Наблюдение за изменениями высоты Солнца над линией горизонта и происходящими в связи с этим сезонными изменениями в природе (практическая работа). Растительный и животный мир в разные времена года. Труд людей.    
Животные и растения Севера Животные и растения Севера, приспособление к климатическим условиям, охрана растений и животных, Красная книга Архангельской области. 2 (3)  
Здоровье человека, живущего на Севере Двигательная активность в условиях Севера. Закаливание организма. 2 (3)  
3-й класс
Родной край – частица России Архангельская область, областной центр. Место Архангельска на карте России. Промыслы. Народные промыслы. 2 (3)  
Как люди осваивали Север   Условия жизни на Севере. Приспособление человека к условиям жизни на Севере (недостатку тепла, света, избыточной влажности). 1 (2)    
Суточный биологический режим северян Понятие «сутки», суточный биологи-ческий ритм, его значение для здоровья. Режим дня младшего школьника с учетом условий Крайнего Севера.    
Профилактика заболеваний в условиях Севера Профилактика заболеваний. Первая помощь при травмах, обморожениях, порезах, ожогах.    
Природные сообщества родного края Растения и животные разных сообществ (водоём, луг, лес, болото). Лесные богатства Архангельской области: грибы, ягоды (съедобные и несъедобные). Лекарственные растения и растения, пригодные для использования человеком.    
4-й класс
Родной край -частица мира Наш дом – планета Земля. Родной край – частица России, мира. Связи Архангельской области с другими государствами.    
Природные зоны Архангельской области. Почвы Природные зоны края: причины смены природных зон с севера на юг, связь между живой и неживой природой, растительный и животный мир арктической пустыни, тундры и лесной зоны. Почвы, охрана почв. 1 (2)  
Полезные ископаемые Архангельской области Полезные ископаемые Архангельской области (торф, известняк), их использование человеком, охрана. Меры по охране месторождений полезных ископаемых.      
Природоохранная деятельность в Архангельской области Влияние деятельности человека на природу, примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу Северного края. Охрана растений и животных. Редкие и исчезающие растения и животные своей местности. Красная книга Архангельской области. Заповедники, заказники, национальные парки Архангельской области. 1(2)
Особенности здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера Факторы окружающей среды Крайнего Севера, влияющие на здоровье человека. Особенности здорового образа жизни в условиях Крайнего Севера.  
История Архангельска История основания. Важные сведения из истории: отдельные наиболее яркие картины быта, труда. Традиции и памятники северян.    
Великие учёные, прославившие Архангельскую область Ломоносов М.В., Амалицкий В.П., связь их с Севером, важнейшие открытия.  
         

 

Методические рекомендации, предлагаемые вниманию учителя, могут способствовать реализации регионального компонента Государственного стандарта начального общего образования Архангельской области и программы в процессе преподавания предмета «Окружающий мир».

Содержательный компонент: природный (биологическая, географическая, экологическая составляющие), исторический и обществоведческий.

Формы организации изучения регионального компонента курса «Окружающий мир»:

· урок или этап урока по усвоению региональных аспектов природоведческих и обществоведческих знаний, умений, ценностей;

· экскурсия (этап) – наблюдение в природе, исторический рассказ, практические задания по сбору материала;

· домашняя работа (с географической картой, картой-схемой города, дополнительной литературой регионального характера);

· внеурочная работа (проведение наблюдений, подготовка сообщений, докладов);

· внеклассная работа (организация кружка юных фенологов, краеведов; оформление картотеки учёных-исследователей, путешественников, известных людей города, села и т.д.).

Методы обучения:

· объяснительно-иллюстративные: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация гербариев, коллекций, репродукций, фотографий и др.; извлечение сведений, обозначенных на карте; нахождение сведений в разных источниках;

· репродуктивные: выполнение упражнений культурно-исторического содержания, определение и распознавание объектов, заполнение таблиц, схем, составление вопросов к тексту учебника; сообщений, докладов и т.д.;

· проблемное изложение: решение проблемных задач регионального содержания, имеющих ценностно-смысловой аспект; оценка фактов и сведений по проблемам региона, высказывание собственного мнения;

· частично-поисковые: решение познавательных и творческих заданий регионального содержания, установление причинно-следственных связей, решение занимательных задач и др.

· исследовательские: выполнение исследовательских заданий, решение задач на оценку экологического состояния природной среды; решение проблемных задач регионального характера.

Материально-технические средства обучения: природные гербарии, коллекции, репродукции, портреты, фотографии, карты, таблицы, слайды, видеофильмы.

Дидактические: краеведческая литература, инструктивные материалы, рабочая тетрадь на основе содержания регионального компонента, научно-популярная литература, раздаточный материал.

Весь материал условно разделён на три раздела: «Родной край – малая Родина», «Природа северного края», «Охрана и укрепление здоровья в условиях Крайнего Севера». Разделы включают в себя следующие содержательные линии: «Младший школьник», «Что такое окружающий мир», «Человек, природа, общество», «Земля – планета жизни», «Природа северного края». Методические рекомендации содержат примеры, иллюстрирующие возможности введения регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

В программе рекомендованы прогулки и экскурсии, разнообразные по форме проведения и содержанию. Рекомендуемые экскурсии могут иметь комплексный характер.

Кроме литературы, приведенной в списке, для реализации регионального компонента по предмету «Окружающий мир» может быть использовано пособие Колбасенко М.Н., Севастьяновой З.П. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент): Учебно-методическое пособие. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2003 (гриф МО РФ).

 

2-й класс

 

Задачи: знакомство с растительным и животным миром северного края.

Основные понятия: звери, птицы, рыбы, насекомые Архангельской области, растительность Севера.

Демонстрации: фотографии или иллюстрации животных и растений северного края,

Творческие практические задания: заселить «этажи леса» животными и растениями.

Важно при изучении данной темы организовать деятельность по распознаванию флоры и фауны Севера. Для этого необходимо иметь не только демонстрационный раздаточный материал (иллюстрации и фотографии животных и растений), но и текстовый, который можно подготовить на основе справочных изданий.

Проводится беседа о животных. Используя игру, выяснить, знают ли дети, как называется потомство. (Чья мама, чей ребёнок, чем питаются, где обитают (используя загадки). Чтобы вывести детей на понимание недостаточности их знаний о животных, создаём проблемную ситуацию, используя рассказы Н.Сладкова «Угадай, кто я?». (Можно использовать произведения С.Скребицкого, Д.Сладкова, Э.Шима, М.Пришвина).

«-Угадай, кто я? А ем я муравьёв и жуков.

Я подумал и сказал:

- Скорее всего, ты - жукоед- дятел!

Вот и не угадал! – откликнулся голосок. - А ещё я ем гусениц и личинок.

- Гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты – дрозд.

- Я не дрозд. Еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога.

- Тогда ты – грызун: мышь или полёвка!

- Я сама ем мышей!

- Тогда ты, конечно, кошка!

- Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу.

- Может, ты цапля или журавль?

- Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнёзд.

- Похоже, что ты куница!

- Не говори мне про куницу, куница – мой старый враг! А ещё я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья.

Я рассердился и крикнул:

- Скорее всего ты – свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты – одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

- Сдаёшься! – Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась … белка!

Запомни! Мухоловки ловят не только мух, осоеды едят не только ос. А белки грызут не только орешки!»

Далее целесообразно организовать работу в группах, каждая группа из предложенных материалов составит рассказ о животном и представит его классу. Учитель должен дать план, по которому ученики составят рассказ.

1. Как называется животное?

2. Как выглядит?

3. Где обитает?

4. Чем питается?

5. Занимательный материал (по-желанию детей), например, почему зайца называют косым?

Результатом работы групп будут рассказы. Затем с опорой на иллюстративный материал определяют, куда «заселить» животное на общем плакате.

 

3-й класс

 

Родной край – частица России

Задачи: знакомство с географическим положением Архангельской области, культурой и традициями.

Основные понятия: промыслы, многонациональность, культура, традиции северян.

Демонстрации: место Архангельской области на карте России, предметы декоративного искусства и быта северян, костюмы поморов, фотографии и репродукции по теме.

Творческие практические задания: поиск информации в дополнительных источниках (работа со справочниками, энциклопедиями, в т.ч. с использованием компьютера): «Поморская трапеза», «Поморские праздники», «Северная мода в разные времена» и др.

Экскурсии: в краеведческий музей (зал истории родного края), детскую школу народных ремёсел.

 

Элементы содержания занятия

1. Географическое положение Архангельской области.

2. Многонациональность населения Архангельской области.

3. Промыслы:

а) добыча зверя, птицы, рыбы, жемчуга;

б) народные промыслы: обработка дерева, бересты, корня сосны; художественная роспись по дереву, резьба по кости, глиняные игрушки, козули, ткачество и северная вышивка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.