Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

The multilateral trading system — past, present and future




ВТО


Комиссия по контролю за торговой политикой


Генеральный совет


Совет по торговле товарами


Комитет по торговле и развитию


 


Совет по торговле услугами


Комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом


 


Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность


Комитет по бюджету


Комитет по финансам и административным вопросам

Комитет по проведению

периодических обзоров, торговой

политики стран — членов ВТО

Рис. 4.1. Структура Всемирной торговой организации

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым согла­шениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечи­вая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотно­шениях между региональными соглашениями и многосторонней тор­говой системой. В результате региональной экономической интегра­ции и создания более гибких механизмов в форме зон свободной торговли и таможенных союзов, признанных ГАТТ, некоторые груп­пы стран действуют в ВТО, совместно имея единого представителя, выступающего на заседаниях и переговорах. Это относится к таким региональным организациям, как ЕС (Европейский союз), МЕРКОСУР (Южный общий рынок), СЕЛА (Латиноамериканская экономическая система).

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собствен­ность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствую­щего соглашения, содержащегося в Приложении 1С к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, относящимися к из-

17*


260 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

бежанию конфликтов, связанных с международной торговлей под­дельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполне­нием соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В, а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопро­сам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессио­нальным услугам.

Генеральному совету подотчетны четыре комитета: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с платежным балансом; по бюджету; финансам и административным вопросам. Кроме того, в его ведении находятся два специальных органа: по проведению пе­риодических обзоров торговой политики и по рассмотрению спор­ных вопросов.

Секретариат возглавляет Генеральный директор и четыре его за­местителя. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария)1. Он несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам путем предоставления информации, проведения семинаров, организации миссий и курсов подготовки кадров в области торговой политики для государственных служащих из развивающихся стран Восточной и Центральной Европы.

ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привиле­гиями и иммунитетами, предоставленными специализированными учреждениями ООН. Бюджет ВТО и размер индивидуальных взносов стран-членов основываются на традиционной практике и правилах ГАТТ-1994, а именно, на основе долей стран — членов ВТО в общем объеме осуществляемой торговли. Бюджет ВТО составляет 155 млн швейцарских франков (примерно 100 млн долл. США).

Всего в ВТО насчитывается около 560 сотрудников.

Отличительной особенностью урегулирования споров в рамках ВТО от разбирательств в арбитражных судах следует считать то, «что цель механизма разрешения споров состоит преимущественно не в разрешении спора в соответствии с правовыми нормами, а в достиже­нии справедливого компромисса»2. Кстати, эта же особенность была

1 Пахомов, А. А. Процесс присоединения России к ВТО // Внешнеэкономический
бюллетень. 2001. № 8. С. 4—7.

2 Шепенко, Р. А. Механизм разрешения споров в рамках Всемирной торговой орга­
низации // Внешняя торговля. 1999. № 3. С. 18.


4.2. ВТО, ее роль в регулировании международной торговли 261

характерна и для ранее действовавшего механизма разрешения споров ГАТТ.

В рамках договоренности была учреждена комиссия по урегулиро­ванию споров для управления ходом реализации правил и процедур, а также при отсутствии иных положений, содержащихся в охваченном соглашении. Комиссия имеет следующие полномочия1:

• создавать третейские группы;

• принимать доклады третейских групп и апелляционного органа;

• обеспечивать наблюдение за выполнением решений и рекомен­даций;

• разрешать приостановление уступок и других обязательств, ко­торые вытекают из охваченных соглашений.

Третейские группы являются основным элементом механизма раз­решения споров. Функция третейских групп согласно ст. 11 Догово­ренности состоит в оказании помощи Комиссии в выполнении ее обя­занностей на основе Договоренности и охваченных соглашений. Зада­чей третейской группы является объективная оценка фактической стороны дела, применимость положений соответствующих охвачен­ных соглашений и соответствие с ними, формулирование выводов, ко­торые помогут Комиссии дать рекомендации или принять решение, как это предусмотрено в охваченных соглашениях.

Вторая инстанция механизма разрешения споров — апелляционный орган. Апелляционный орган разбирает жалобы, касающиеся дел, представленных на рассмотрение третейских групп. Он состоит из семи лиц, являющихся признанными специалистами, доказавшими свою компетентность в области права, международной торговли и об­щих вопросов, входящих в сферу охваченных соглашений. Апелляци­онный орган может подтвердить, изменить или отменить выводы и за­ключения третейской группы.

В качестве альтернативного способа урегулирования спора Может применяться арбитраж.

В своей деятельности учрежденный сторонниками арбитраж руко­водствуется положениями Договоренности (ст. XXI—XXII).

Решения в рамках ВТО принимаются консенсусом или большин­ством в 2/3 или реже У4 голосов. Например, для приема новых членов требуется большинство в Уз голосов, хотя решающее значение имеет согласие США, ЕС и Японии.

Заявки на вступление в ВТО рассматривают по сложной процеду­ре. На практике она нередко сопровождается многолетними нелегки­ми переговорами и состоит из трех этапов:

Шепенко, Р. А. Указ. соч.


262 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

1) подача заявки о намерении страны вступить в ВТО и представле­ние детализированного Меморандума о торговом режиме страны-зая­вителя;

2) изучение и оценка представленного Меморандума странами — членами ВТО, прежде всего аспектов торговой политики страны-зая­вителя;

3) переговоры между страной-заявителем и странами — членами ВТО относительно условий и времени вступления страны-заявителя в ВТО.

Примечательно, что процесс вступления страны в ВТО охватывает как многосторонние переговоры между страной-заявителем и специ­ально сформированным для этих целей комитетом ВТО, так и двусто­ронние переговоры этой страны с членами ВТО, которые имеют наи­более ярко выраженные торговые интересы в стране-заявителе.

Процесс вступления в ВТО может затянуться на долгие годы. На­пример, Китай, подавший официальную заявку на вступление в ГАТТ еще в 1986 г., только в 2000 г. стал полноправным членом ВТО с переходным периодом в семь лет. Аналогичная ситуация сложилась и с Болгарией, которой потребовалось десять лет, чтобы стать членом ВТО. Однако бывают и исключения: Киргизию, к примеру, приняли через два с небольшим года после подачи заявки, а Грузию — через че­тыре года, причем без предварительных уступок и переходного пе­риода1.

Через все правовые документы, которые и образуют многосторон­нюю торговую систему, красной нитью проходят несколько основопо­лагающих принципов.

Самый главный из них — торговля без дискриминации. На протяже­нии почти пятидесяти лет ключевые положения ГАТТ (ВТО) запреща­ли дискриминацию его членов. В соответствии со ст. I ГАТТ, в которой содержится знаменитое положение о предоставлении режима наиболь­шего благоприятствования (РНБ), государства-участники обязаны пре­доставлять товарам других государств-участников режим не менее бла­гоприятный, чем для товаров из какой-либо иной страны. Таким обра­зом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран или проводить по от­ношению к ним дискриминацию. В ст. I содержится и несколько ис­ключений, которые касаются, в частности, таможенных союзов и зон свободной торговли. Однако режим наибольшего благоприятствова­ния в целом обеспечивает развивающимся и другим странам с недоста-

1 Сиражиддинов, Н., Абдуразаков, А. ВТО: создание, принципы и процедуры вступ­ления//Экономическое обозрение. 2004. 14 янв.


4.2. ВТО, ее роль в регулировании международной торговли



точно развитой экономикой возможность свободно пользоваться пре­имуществами, которые дают наилучшие условия торговли независимо от того, где и когда такие условия были согласованы.

Вторая форма недискриминационных мер известна как нацио­нальный режим, подразумевающий, что по отношению к импортным товарам должен применяться, режим, не менее благоприятный, чем тот, который действует в отношении товаров, производимых внутри страны. Так гласит ст. III ГАТТ.

На современном этапе ВТО занимается организацией дальнейших переговоров с целью развития правовой базы международной торгов­ли, выступает арбитром в урегулировании торговых споров между пра­вительствами стран — членов ВТО и осуществляет регулярный мони­торинг торговых режимов этих стран. Все это делает ВТО гарантом ста­бильности, гласности и предсказуемости международной торговой системы.

Основные функции ВТО:

• контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО;

• организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО;

• наблюдение за торговой политикой членов ВТО;

• сотрудничество с другими международными организациями;

• прием новых членов;

• разрешение торговых споров между членами.
Практически все крупные государства сейчас являются членами

ВТО и это понятно. Помимо экономических выгод, которые достига­ются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта сис­тема положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан.

Выгоды для потребителей и для экономики страны состоят в сле­дующем:

• уменьшение протекционистских торговых барьеров снижает
цены на импортные товары, а также на отечественные, в составе кото­
рых есть импортные комплектующие, в результате снижается стои­
мость жизни;

• снижение цен на импортные материалы, компоновочные части и
оборудование расширяет ассортимент товаров и услуг. Импортная
конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное
производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает
качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более ак­
тивного товарообмена развиваются новые технологии, как это про­
изошло, к примеру, с мобильной связью;


264 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

• понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Так, после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систе­му торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 млрд долл.1;

• применение принципов ВТО позволяет повысить эффектив­ность внешнеэкономической деятельности государства за счет упро­щения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный под­ход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их уп­рощение — все это способствует понижению расходов компаний, оп­тимизации v их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

Деятельность ГАТТ/ВТО оказала большое влияние на развитие международной торговли и мирового хозяйства в целом.

С 1948 по 2000 г. мировой экспорт товара увеличился с 346 млрд долл. до 9040 млрд долл., т.е. в 26 раз. Была преодолена тенденция к усилению протекционизма, господствовавшая в период между двумя мировыми войнами, а частично и после Второй мировой войны.

Доля стран — членов ГАТТ/ВТО в мировом экспорте и импорте в 1948 г. составляла соответственно 64 и 52,9%, а в 2000 г. доля их экспор­та составила 90,7%, а импорта — 92%. Темпы прироста мировой тор­говли в 2000 г. составили 2,9%. Согласно прогнозам в 2003 г. прирост мировой торговли составит 4,3%, а в 2004 г. — 6,1%2.

Произошел рост мирового промышленного производства с 1950 по 2000 г. в 7,5 раза и увеличение мирового объема ВВП на душу населе­ния с 3 тыс. долл. в 1950 г. до 7,8 тыс. долл. в 2000 г., т.е. в 2,6 раза, что обусловлено развитием международных экономических связей3.

Либерализация международной торговли (снижение таможенных пошлин с 40% в середине столетия до примерно 4% в конце века) за­хватывает все новые области — торговлю сельскохозяйственными то­варами, услугами, инвестиционную деятельность за рубежом, защиту интеллектуальной собственности.

Однако деятельность ВТО не решила всех проблем и противоречий международной торговли, тем более что возникают новые проблемы, связанные с глобализацией мировой экономики, которая помимо по­ложительных имеет и свои отрицательные аспекты, что подтвердил

1 http://www.wto.org. WTO: Trading into the Future — the organization — members.

2 http://www.wto.org. Statistics: Trade by region.

3 Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/под ред. И. С. Королева.
М.: Экономисть, 2003. С. 511, 545.


4.2. ВТО, ее роль в регулировании международной торговли 265

финансовый кризис 1997—1998 гг., потрясший самый, казалось бы, благополучный регион развивающихся государств — новые индустри­альные страны Восточной и Юго-Восточной Азии — и перекинувший­ся на другие регионы мира.

Уже на протяжении многих лет существуют торговые противоре­чия между США и ЕС, США и Японией, Японией и ЕС.

Включение в ВТО таких стран, как Китай и Россия, сделав эту ор­ганизацию подлинно глобальной, может обострить уже имеющиеся проблемы. Станет сложнее гармонизировать, совмещать интересы стран, занимающих господствующее положение в мировой торговле, развивающихся и стран с переходной экономикой. Увеличение числа членов организации приводит к расширению круга регулируемых во­просов. Становится трудно соблюдать принцип взаимности уступок, так как он плохо согласуется с равенством получаемых льгот для боль­шого числа участников.

Поэтому деятельность ВТО после ее создания наполнена попытка­ми решения старых и новых проблем. Следует выделить ряд важней­ших направлений в деятельности ВТО во второй половине 90-х гг. Сре­ди них: заключение новых международных соглашений по проблемам, затронутым Уругвайским раундом, но не нашедшим институциональ­ного решения; разбирательство торговых споров и попытки устранить противоречия, в том числе связанные с «новым протекционизмом»; прием новых членов.

В 1996—1998 гг. состоялись две конференции ВТО на министер­ском уровне, каждая из которых стала определенной вехой в деятель­ности организации.

Первая министерская конференция стран — членов ВТО состоя­лась в декабре 1996 г. в Сингапуре (Россия участвовала в ее работе в статусе наблюдателя)1.

На этой конференции были определены важнейшие направления и масштабы деятельности ВТО и перспективы регулирования между­народной торговли в XXI в.

Конференция подтвердила стремление и готовность способство­вать интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговли. В то же время по двум направлениям проявились противоречия и даже полярность взглядов развитых и развивающихся стран. Во-первых, осуществление договоренностей по отмене ограни­чений со стороны США и ЕС на ввоз текстильных товаров из азиатских стран и, во-вторых, настойчивое желание развитых стран увязывать в

1 БИКИ. 1997. 4янв.


266 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

дальнейшем условия торговли с принятыми на Затіаде трудовыми и экологическими стандартами, против чего выступили развивающиеся страны.

Аргументы западных государств в пользу связывания торговых ре­жимов с трудовыми и экологическими стандартами основаны на том, что в противном случае страны, в которых эти стандарты ниже, полу­чают конкурентные «нерыночные» преимущества за счет низких из­держек производства. В случае признания ВТО использования этих стандартов в протекционистских целях под ударом оказались бы преж­де всего развивающиеся страны и, конечно, Россия, где производство трудо- и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе.

Развитые страны особо интересовали следующие проблемы:

• либерализация рынка информационных технологий;

• «прозрачность» (гласность) системы государственных закупок;

• либерализация рынков финансовых слуг, перемещения рабочей силы, морского транспорта;

• либерализация рынка фармацевтических товаров.

На конференции высказывалась озабоченность ростом «региона­лизма», т.е. широко распространенными соглашениями о преферен­циальной торговле в рамках зон свободной торговли и таможенных союзов. Число таких группировок сейчас уже превышает сто. Почти все страны — члены ВТО являются участницами одного или несколь­ких региональных соглашений. Региональные группировки могут стать силами разрушения многосторонней системы регулирования международной торговли. Поэтому актуальной задачей ВТО стала не­обходимость четкой формулировки принципов, подкрепленных твер­дыми обязательствами, которые не позволят разрушить сложившуюся систему регулирования международной торговли.

Конференция продемонстрировала понимание проблемы «нового протекционизма», зачастую скрытого, приходящего на смену тариф­ным организациям, роль которых постоянно снижается. Поэтому на конференции было принято решение о создании рабочей группы для принятия ВТО мер по обеспечению «прозрачности» государственных закупок. Масштабы поставок по правительственным контрактам оце­ниваются в 3,1 трлн долл. Именно в этой сфере возможно распределе­ние заказов по фирмам (и странам) — фаворитам, что нарушает прин­цип справедливой конкуренции.

Вторая министерская конференция прошла в мае 1998 г. в Женеве и была посвящена полувековому юбилею ГАТТ/ВТО. В конференции приняли участие не только министры, но и главы ряда государств: США, Кубы, Швейцарии, ЮАР и др. Конечно, одним юбилейным подведением итогов дело не ограничилось.


4.2. ВТО, ее роль в регулировании международной торговли 267

В целом участники конференции продемонстрировали готовность к обеспечению большей открытости системы международных эконо­мических связей, несмотря на негативные последствия кризиса в Азии, и многие спорные моменты были сглажены при подписании за­ключительного документа1.

Примечательно, что Президент США призвал к еще большей от­крытости глобальной торговой системы. Это и понятно. Открытость обеспечивает прежде всего выигрыш американских участников внеш­ней торговли, особенно в сфере услуг.

Развивающиеся страны вновь подняли вопрос о проводимой ЕС и США протекционистской политики в отношении текстиля из разви­вающихся стран и злоупотреблении развитыми странами «технически­ми барьерами», антидемпинговыми мерами, санитарными и экологи­ческими нормативами.

В 1996—1998 гг. в рамках ВТО проводилась усиленная работа по либерализации рынка технологий и услуг. В частности, были разрабо­таны соглашения о либерализации рынка информационных техноло­гий и соглашение о либерализации рынка финансовых услуг, облег­чающее доступ иностранных конкурентов в национальные банковские и страховые системы.

Готовя повестку будущих конференций, ВТО намерена уделять больше внимания взаимоувязке торговли и экологических проблем, в том числе с участием неправительственных организаций. Деятель­ность ВТО будет развиваться в сторону большей открытости, в том числе через специальные сайты в Интернете.

Общее положительное влияние ВТО и проводимой в рамках этой организации либерализации международной торговли на мировую экономику в целом несомненно. В то же время ВТО не может устра­нить межстрановых экономических противоречий, а также проблему «нового протекционизма», которая проявилась в навязывании разви­вающимся странам соблюдать трудовые, социальные и экологические стандарты, принятые в развитых государствах. Против товаров из раз­вивающихся стран применяются антидемпинговые меры. Правитель­ства вмешиваются в торговые споры, защищая интересы националь­ных фирм. Растет число антидемпинговых разбирательств.

Характер процедур антидемпинговых расследований, в частности в ЕС, носит ярко выраженную направленность портив азиатских экс­портеров. Страны с переходной экономикой и часто их небольшие фирмы — экспортеры оказываются в явно проигрышным положении,

1 Смитиенко, Б. М., Супруноеич, Б. П. Всемирная торговая организация и пробле­мы регулирования международной торговли: учеб. пособие. М., 2000. С. 25.



Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран


тем более что на практике уже само известие о начале антидемпингово­го расследования является достаточным поводом для подрыва тор­говли.

Постепенная отмена к 2005 г. квотирования, предусмотренного международным соглашением по текстилю, может стимулировать рост антидемпинговых разбирательств. Развивающиеся страны (Бразилия, Мексика, Индия, Турция) также вводят антидемпинговые процедуры, но их количество намного меньше1.

Усиление «нового протекционизма» стимулировало переговоры в рамках ВТО о гармонизации правил международной конкуренции.

Важной стороной деятельности ВТО является решение спорных вопросов взаимной торговли ее членов. Большинство жалоб связано с «новым протекционизмом» и отражает,существующие внутри ВТО противоречия между США и ЕС, США и Японией, а также индустри­альных государств и развивающихся стран. В жалобах поднимаются экологические вопросы, затрагиваются политические аспекты между­народной торговли.

Вот несколько примеров из области жалоб2.

США и Канада подали жалобу на ЕС, который ограничивал или за­прещал импорт мяса из этих стран, ссылаясь на существующие в ЕС нормы, не позволяющие использование в животноводстве гормональ­ных препаратов. ВТО признала позицию американских фирм, экспор­тирующих мясо и мясопродукты, соответствующей принципам между­народной торговли, порекомендовав ЕС заняться сбором доказа­тельств пагубного влияния на здоровье населения говядины, производимой с помощью гормонов роста.

В свою очередь ЕС выступил портив применения к фирмам треть­их стран американских законодательных актов, усиливающих эконо­мическую блокаду Кубы, но деятельность соответствующей рабочей группы, занимающейся этой проблемой, была прекращена.

Длительное время рассматривался вопрос о торговле бананами. Суть спора в том, что ЕС установил преференции по вывозу бананов из заморских территорий и других владений Франции, Великобритании и Нидерландов в Карибском бассейне и Тихом океане, а также из неко­торых африканских государств, связанных особыми отношениями с ЕС. В ответ на это в ВТО была подана коллективная жалоба латиноаме­риканских производителей бананов (Гватемала, Гондурас, Мексика, Эквадор) и США, где существуют могущественные компании по про­изводству и торговле бананами и соответствующее лобби в Конгрессе.

1 БИКИ. 1997. 28 авг.

2 БИКИ. 1998. 2 апр., 6 июня, 27 окт.


4.2. ВТО, ее роль в регулировании международной торговли 269

ВТО в 1997 г. решила спор не в пользу ЕС, обязав его изменить им­портный режим для бананов 1999 г. ЕС подал апелляцию на это реше­ние. В конфликт вмешалось американское правительство, пригрозив установить экономические санкции в виде высоких пошлин на широ­кий ассортимент европейских товаров, никак с бананами не связан­ных1.

Роль механизма ВТО в решении споров между США и Японией также усиливается. Например, в ВТО по настоянию США было приня­то решение, обязывающее Японию ввести налог на виски в соответст­вии с налогом на японскую рисовую водку «саке». В то же время ВТО не признало претензию США по вопросу о несправедливой торговой практике по импорту в Японию фотопленки и фотобумаги.

Определенную роль механизм ВТО играет в защите интересов раз­вивающихся стран. Так, ВТО приняла сторону Индии, Малайзии, Па­кистана и Таиланда в их споре с США, отказывающимися по экологи­ческим соображениям импортировать креветки из этих стран. Не учте­но пожелание США использовать при отлове креветок сетей особого типа, не наносящих вред популяциям черепах.

Венесуэла и Бразилия обратились с жалобой на США, которые предъявляли более строгие экономические требования к импортируе­мому из этих стран бензину, чем к отечественному. Решение ВТО в пользу Венесуэлы США обязались выполнить. Точно так же США были вынуждены отменить несоответствующие нормам ГАТТ/ВТО количественные ограничения на импорт некоторых текстильных изде­лий из Индии и Коста-Рики.

К этому нужно добавить, что для выполнения рекомендации ВТО по спорным вопросам устанавливается определенный срок (до 15 ме­сяцев).

В пользу развивающихся стран решаются также спорные вопросы по ограничению импорта в связи с трудностями платежного баланса и критическим сокращением валютных резервов2.

Таким образом, деятельность ВТО направлена на гармонизацию торговых отношений стран-участниц, либерализацию рынков, взаи­моувязку торговли и экологических проблем. И хотя ВТО не может устранить всех противоречий и разногласий и полностью гармонизи­ровать отношения столь различных членов этой организации, положи­тельное влияние ВТО на развитие торговли трудно переоценить.

Благодаря деятельности ГАТТ/ВТО снижен средний уровень та­рифной защиты внутренних рынков индустриальных стран — членов

1 Независимая газета. 1998. 18 нояб.; Известия. 1998. 13 нояб.

2 БИКИ. 1998. 24 марта.,


270 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

этой организации с 40% в 1948 г. до 3,8% в 2000 г. Число стран — пред­почитающих такую организованную модель открытия своих рынков постоянно растет: в 1948 г. их было 23, в 1960 г. — 39, в 1971 г. — 99, а в 2003 г. — 138 стран — участниц ВТО. Эта модель себя оправдала. С 1948 г. в сфере международной торговли не было ни одного серьезно­го потрясения, хотя бы отдаленно напоминавшего Депрессию 30-х гг.1

ВТО представляет собой организационно-правовую основу совре­менной системы международной торговли, где документы определяют ключевые договорные обязательства, которыми должны руководство­ваться правительство при создании и практическом применении на­циональных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где в процессе коллективных обсуждений, переговоров и разрешения торговых споров вырабатыва­ются принципы торговых отношений между странами.

Участие в соглашениях ВТО дает государствам-членам стабиль­ную, понятную и предсказуемую правовую основу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами, га­рантирует всем участникам международной торговли режим наиболь­шего благоприятствования и защищает от торгово-политической дис­криминации со стороны экономически более сильных государств. В конечном счете все споры, периодически возникающие между госу­дарствами, разрешаются в рамках юридических норм, а не по «праву сильного».

Образование ВТО создало принципиально новую ситуацию в меж­дународной торговой системе, беспрецедентно расширив, как геогра­фически, так и институционально, сферу ее действия.

Однако расширение и углубление сферы многостороннего регу­лирования торгово-экономических отношений еще далеки от завер­шения. В ноябре 2001 г. на министерской конференции ВТО в Дохе (Катар) была достигнута договоренность о начале нового многолет­него раунда внешнеторговых переговоров, который будет посвящен проблемам обеспечения честной конкуренции на мировом рынке. Доминирование на конференции развивающихся стран предопреде­лило будущий круг обсуждаемых проблем. Предметом обсуждения станут пересмотр соглашения о защите интеллектуальной собствен­ности и правил антидемпинговых процедур, переговоры об уменьше­нии экспортных сельскохозяйственных субсидий с перспективой их полной ликвидации, о гарантиях равного применения антитрестов­ского законодательства к иностранцам и местным предпринимате-

1 Мазурова, Е. К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов// Вестник МГУ. Серия 6: Экономика. 2002. № 4. С. 39—41.


4.2. ВТО, ее роль.в регулировании международной торговли 271

лям, о конкурентном принципе размещения госзаказов. Перечень проблем говорит о неизменном курсе стран — членов ВТО на даль­нейшую либерализацию внешнеэкономических связей и углубление свободной конкуренции.

The WTO in brief1

The World Trade Organization (WTO) is the only international or­ganization dealing with the global rules of trade between nations. Its main function is to ensure that trade flows as smoothly, predictably and freely as possible.

The result is assurance. Consumers and producers know that they can enjoy secure supplies and greater choice of the finished products, components, raw materials and services that they use. Producers and ex­porters know that foreign markets will remain open to them.

The result is also a more prosperous, peaceful and accountable eco­nomic world. Virtually all decisions in the WTO are taken by consensus among, all member countries and they are ratified by members' parlia­ments. Trade friction is channelled into the WTO's dispute settlement process where the focus is on interpreting agreements and commitments, and how to ensure that countries' trade policies conform with them. That way, the risk of disputes spilling over into political or military conflict is reduced.

By lowering trade barriers, the WTO's system also breaks down other barriers between peoples and nations.

At the heart of the system — known as the multilateral trading sys­tem — are the WTO's agreements, negotiated and signed by a large major­ity of the world's trading nations, and ratified in their parliaments. These agreements are the legal ground-rales for international commerce. Es­sentially, they are contracts, guaranteeing member countries important trade rights. They also bind governments to keep their trade policies within agreed limits to everybody's benefit.

The agreements were negotiated and signed by governments. But their purpose is to help producers of goods and services, exporters, and importers conduct their business.

The goal is to improve the welfare of the peoples of the member countries

The World Trade Organization came into being in 1995. One of the youngest of the international organizations, the WTO is the successor to

http://www.wto.org.


272 Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран

the General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) established in the wake of the Second World War.

So while the WTO is still young, the multilateral trading system that was originally set up under GATT is well over 50 years old.

The past 50 years have seen an exceptional growth in world trade. Merchandise exports grew on average.by 6% annually. Total trade in 2000 was 22-times the level of 1950. GATT and the WTO have helped to create a strong and prosperous trading system contributing to unprecedented growth.

The system was developed through a series of trade negotiations, or rounds, held under GATT. The first rounds dealt mainly with tariff re­ductions but later negotiations included other areas such as anti-dumping and non-tariff measures. The last round — the 1986-94 Uruguay Round — led to the WTO's creation.

The negotiations did not end there. Some continued after the end of the Uruguay Round. In February 1997 agreement was reached on tele­communications services, with 69 governments agreeing to wide-ranging liberalization measures that went beyond those agreed in the Uruguay Round.

In the same year 40 governments successfully concluded negotia­tions for tariff-free trade in information technology products, and 70 members concluded a financial services deal covering more than 95% of trade in banking, insurance, securities and financial information.

In 2000, new talks started on agriculture and services. These have now been incorporated into a broader agenda launched at the fourth WTO Ministerial Conference in Doha, Qatar, in November 2001.

The work programme, the Doha Development Agenda (DDA), adds negotiations and other work on non-agricultural tariffs, trade and environment, WTO rules such as anti-dumping and subsidies, invest­ment, competition policy, trade facilitation, transparency in government procurement, intellectual property, and a range of issues raised by devel­oping countries as difficulties they face in implementing the present WTO agreements.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.