Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парижский клуб кредиторов и его деятельность




Парижский и Лондонский клубы и их роль в регулировании финансово-кредитных отношений

Система мировых финансовых институтов не ограничивается Меж­дународными межправительственными организациями (ММПО): МВФ, Всемирным банком и региональными банками развития. Она включает в себя две неформальные организации — Парижский и Лон­донский клубы, играющие ведущую роль в урегулировании проблем внешней задолженности, с которыми сталкивается значительная часть развивающихся стран, а в связи с созданием рыночной модели эконо­мики и страны Центральной и Восточной Европы.

Парижский клуб (Paris Club) неформальная организация прави­тельств экономически развитых стран, выступающих в качестве креди­торов, для согласования действий в том случае, если страны-заемщи­цы не в состоянии соблюсти первоначально утвержденные условия выплаты внешних займов.

Начало его деятельности относится к 1956 г., когда Аргентина предприняла меры по консолидации займов на сумму 350 млн долл. США. Для согласования этого вопроса в Париж на переговоры были приглашены представители 12 западноевропейских стран — кредито­ров Аргентины для переговоров по двухсторонним клиринговым сче­там1. И хотя своим названием Парижский клуб обязан журналистам, которые окрестили его так за любовь руководителей финансовых ве­домств этих стран к парижскому отелю «Ritz», однако в настоящее вре-

1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2 / под ред. В. Ф. Гарбузова. М., 1986. С. 390.

15-6465


226 Глава 3. Международные финансовые организации

мя название символизирует не столько место проведения переговоров, сколько традиционные процедуры, сложившиеся в ходе прошедших, без малого, пятидесяти лет.

Неформальное объединение Парижского клуба сложилось вокруг вполне формального ядра — комитета десяти стран, которые являются крупнейшими кредиторами МВФ (табл. 3.14).

В настоящее время основными членами Парижского клуба явля­ются следующие развитые страны: Австрия, Австралия, Бельгия, Ве­ликобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кана­да, Нидерланды, Норвегия. Российская Федерация, США, Финлян­дия, Франция, Швейцария, Швеция.

Таблица 3.14. Главные кредиторы Парижского клуба

 

 

  Страна
Япония Германия Франция США Италия Великобритания Канада Испания Нидерланды Австрия
Сумма кредитов, млрд долл. США         14,5 10,9 10,6 8,8 7,9 7,4

Парижский клуб не имеет жесткой организационной структуры. У него нет штаб-квартиры, Устава. Клуб не имеет юридического стату­са. В то же время членом Клуба могут быть любые страны, которые яв­ляются кредиторами, принимают практику его работы и являются дер­жателями обязательств по долгам. Работа Клуба строится на опреде­ленных правилах, которые согласованы и приняты всеми участниками Парижского клуба. Решения по обращениям стран принимаются на основе фактов и доказательств, согласованности, обусловленности, солидарности, сопоставимости.

Страны-кредиторы встречаются 10—11 раз в году для переговоров или обсуждения ситуации внешней задолженности стран-дебиторов и других вопросов.

Встречи проходят в Париже. Председателем Парижского клуба традиционно является высокопоставленный чиновник министерства финансов Франции. Небольшой секретариат размещается во француз­ском казначействе. Пятнадцать человек из Министерства финансов Франции оказывают поддержку секретариату и часть своего времени


3.5. Парижский и Лондонский клубы



работают в Парижском клубе. Поскольку организация неформальная, то это дает возможность работать с ограниченным числом персонала и подвижной структурой.

. Главной функцией Клуба является проведение многосторонних пе­реговоров с крупнейшими должниками и урегулирование их внешней задолженности (государственной или гарантированной государством).

Порядок решения проблемы реструктуризации долга начинается с переговоров с должниками на многосторонней основе. Членами Па­рижского клуба подписывается Согласованный протокол (Agreed Minutes) реструктуризации долга, который содержит: условия о консо­лидации платежей по обслуживанию долга и просроченных платежей; дату, по состоянию на которую подписанные соглашения о кредитах попадают под реструктуризацию; консолидационный период, в тече­ние которого должна произойти реструктуризация долга; доля долга, подлежащая реструктуризации; условия первого взноса по реструкту­ризованной задолженности и график платежей. Условия согласован­ного протокола вступают в силу только после того, как страна-креди­тор и страна-должник договорятся на двусторонней основе по списку кредитов, подлежащих реструктуризации'.

Парижский клуб проводит политику конфиденциальности. Кре­диторы не раскрывают своей информации о экономическом финансо­вом положении должников, масштабов предоставляемых им льгот по погашению долгов. Только сам должник может предоставлять такую информацию третьим странам.

За прошедшие 48 лет существования Клуба он стал главной фигу­рой в проведении международной стратегии в области обеспечения погашения задолжности стран. В основе стратегии Парижского клуба лежат два принципа: проведение страной-должником внутренней ре­формы и структурной перестройки экономики.

Проведение страной-должником этих мер обеспечивает им полу­чение внешней финансовой помощи в форме новых займов или льгот­ных условий погашения прежних долгов.

В отношении стран-должников могут приниматься следующие ре­шения:

• консолидация кредита, т.е. замена еще не погашенных кредитов или частей кредитов на новые займы на новых условиях, выполнение которых более реально;

• изменение плана погашения, т.е. продление сроков выплаты;

• преобразование государственных займов в не подлежащие вы­плате субсидии;

http://www.clubdeparis.org.

■15*



Глава 3. Международные финансовые организации


• преобразование гарантированных государством частных креди­тов в государственные займы на более выгодных для страны-должника условиях1.

Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны, а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в работе Париж­ского клуба. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конферен­цию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолжен­ности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский клуб. Таким кредиторам выгодно ре­шать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и об­легчает работу Клуба в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредито­рами одновременно, а не с каждым в отдельности. Кроме того, креди­торы придают большое значение принципу равенства или равномер­ного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отноше­нии условий погашения долга не использованы для обслуживания дол­говых обязательств другими кредиторами2.

Парижский клуб пересматривает старые условия погашения кре­дита, если существует непосредственная угроза прекращения должни­ком своих выплат, которым наступил срок выплат.

Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба доста­точным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекра­щены. Кроме того, Парижский клуб может-проанализировать сте­пень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год3. Вопрос ре­структуризации долга согласно правилам Парижского клуба предпо­лагает определенные обязательства, которые должен взять на себя должник.

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задол-

1 Финансово-кредитный словарь: в 3 т. Т. 2/подред. В.'Ф. Гарбузова. С.129.

2 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и
интересы России // http://www.invest.delovoy.com/cgi-bin/I-e/work/news.

3 Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 108—109.


3.5. Парижский и Лондонский клубы



женности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким стра­нам новые кредиты и ссуды, следовательно, заключать с ними соот­ветствующие дополнительные договоренности. А это, в свою оче­редь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами. Для ре­шения проблемы Парижский клуб разработал специальную страте­гию, согласно которой страна-должник должна осуществлять про­грамму макроэкономических преобразований в соответствии с тре­бованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ.

План преобразований включает в себя следующие требования:

• ограничение роста денежной массы;

• сокращение дефицита государственного бюджета;

• контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устра­нении искусственного завышения курса путем девальвации);

• устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса;

• ограничение вмешательства государства в экономику.

К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на по­лучение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке дол­гов пределом в 20 млн долл., или 10% общей суммы требований к дан­ной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше).

Если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает в рамках Парижского клуба необходимые преобразования непосредст­венно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической об­становки. Такие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозам­бик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы — страны, не являющейся членом МВФ. Кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия, так как в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению эконо­мических реформ1.

Каратаев, С. В. Указ. соч.


230 Глава 3. Международные финансовые организации

Позиция кредиторов Парижского клуба опирается на следующие правила: при распределении между собой бремени проблем, связан­ных с пересмотром условий погашения кредитов, необходимо дейст­вовать сообща, координировать свои требования и действия.

Данное правило называют принципом равных условий. Оно обес­печивает равномерное распределение среди кредиторов бремени про­блем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обяза­тельств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клу­ба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет уста­новлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участ­вующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кре­диторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клу­бом, использовались должниками для покрытия долговых обяза­тельств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требо­вание в адрес страны-должника о необходимости добиваться анало­гичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условий для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется доби­ваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-по­ставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изло­женным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условий для различных категорий кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, одна­ко для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но.иногда бывают более продолжительными. Са­мые короткие за всю историю Клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают до­вольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик1.

Главная функция Парижского клуба — реструктуризация долга. Ре­структуризация долга — это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке вы­плат задолженностей по основной сумме кредита и по Процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о

Саркисянц, А. Д. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 111.


3.5. Парижский и Лондонский клубы



новом графике таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском клубе реструктурируются правительственные или гарантированные правительством долги. В рамках Парижского клуба реструктуризирует­ся задолженность в основном для беднейших стран.

Парижский клуб в своей деятельности учитывает уровень развития и состояния национальной экономики должников. В связи с этим всё страны подразделяются на следующие категории:

• беднейшие страны;

• беднейшие страны со средним уровнем дохода;

• страны со средним уровнем дохода.

Для каждой категории стран применяют свои условия реструкту­ризации долга.

У развивающихся стран с большим внешним долгом существуют проблемы платежеспособности. Они испытывают постоянно расту­щую потребность в отсрочке платежей по прежним соглашениям. Пе­ресмотр условий погашения ранее реструктурированных долгов усу­губляет непосильное бремя внешней задолженности, так как растут проценты, начисляемые в период приостановки выплат. На совеща­нии глав государств «большой семерки» в июне 1988 г. в Торонто были приняты рекомендации относительно совершенствования условий пе­ресмотра внешних долгов беднейших стран с самыми большими объе­мами внешней задолженности с целью предотвращения их дальнейше­го роста. Руководители государств «большой семерки» предложили кредиторам предоставить данной категории должников льготные ус­ловия погашения кредитов.

Были разработаны три варианта льготных условий, которые могли быть предоставлены кредиторами странам-должникам. В сентябре 1988 г. Парижский клуб заявил о своем согласии с этими вариантами, которые и стали известны как Торонтские условия (рис. 3.6).

Первыми странами получившими отсрочку погашения долга на Торонтских условиях, стали Республика Мали, Мадагаскар, Нигер и Танзания.

Торонтские условия применялись при пересмотре долгов афри­канских стран, расположенных к югу от Сахары; в то же время отсроч­ки по погашению долгов в соответствии с этими условиями были пре­доставлены и некоторым странам Центральной и Южной Америки. В период 1988—1990 гг. Парижским клубом было заключено 26 согла­шений о пересмотре долгов на основе Торонтских условий на общую сумму 5,8 млрд долл.


232 Глава 3. Международные финансовые организации

 

Условия пересмотра внешних долгов беднейших стран
\ ,
ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ ТРИНИДАДСКИЕ ЛОНДОНСКИЕ
(1988г.) УСЛОВИЯ (1990 г.) УСЛОВИЯ (1991г.)
Данные условия применяются лишь • Аннулирование 2/^ долга • Аннулирование 25%
в отношении стран с доходом на ду- стран-должников, входящих долга и реструктуриро-
шу населения не выше установлен- в соответствующие катего- вание оставшейся суммы
ного Всемирным банком уровня, ко- рии. на 23 года с 6-летним
торый дает право на получение • Гибкий график платежей льготным периодом и на-
кредитов от Международной ассо- в соответствии с экспортны- числением процентов
циации развития (в настоящее вре- ми возможностями страны- по рыночным ставкам.
мя — 540 долл. в год). должника: реструктуризация • Реструктурирование
Вариантыусловий: оставшейся части долга на 25 долга с применением
А(уменьшение суммы долга): лет; предоставление льготно- льготных процентных
• списать третьдолга; го периода в 5 лет; капита- ставок на 23 года без
* в отношении остальной части дол- лизация процентов за первые льготного Периода.
га пересмотреть условия погашения 5 лет. " Реструктурирование
по рыночным процентным ставкам; • Гибкий график платежей в обязательств по обслу-
• срок погашения 14 лет, включая соответствии с экспортными живанию кредитов, пре-
льготный период в 8 лет. возможностями страны- доставленных в порядке
  должника. оказания официального
В (долгосрочные долги):   содействия развитию, на
" проценты начисляются по рыноч- Отбор кандидатов на предос- 30 лет с 20-летним льгот-
ным ставкам; тавление льготных условий ным периодом
• срок погашения 25 лет, включая осуществляется по крите-  
льготный период в 14лет. риям, аналогичным Торонтс­ким условиям  
С (уменьшение платежей по обслу-    
живанию долга):    
• предоставление льготных про-    
центных ставок (выбрать бблыиую    
из двух величин: 3,5% в год или    
половина рыночной ставки);    
■ срок погашения 14 лет, включая    
льготный период в 8 лет    
    1     '  
  НЕАПОЛЬСКИЕ УСЛОВИЯ (1995г.) • 67%-ное списание по чистой при­ веденной стоимости или реструкту­ рирование долга с целью его сокра­ щения на 67% по ставкам ниже рыноч­ ных (ВВП на душу населения менее 500 долл., или долг/экспорт более 350%). • 50%-ное списание (для других категорий). ■ Капитализация 50% и их выплата в течение 33 лет с 8-летним льготным периодом, остальная часть в течение 23 лет с 6-летним льготным периодом с прогрессивной шкалой аморти­зации. • Реструктуризация на 40 лет с 16- летним или 20-летним льготным периодом, проценты по прежней ставке   ЛИОНСКИЕ УСЛОВИЯ (1995 г.) ■ 80%-ное снижение долго­ вых обязательств. • Доведение соотношения «внешний долг — экспорт» до 200-250%. ■ Доведение соотношения «платежи — экспорт» до 20-25%  
             

Рис. 3.6. Условия пересмотра внешних долгов беднейших стран


3.5. Парижский и Лондонский клубы



В сравнении с обычными условиями применение Торонтских ус­ловий привело к сокращению примерно на 20% выплат по погашению процентов за период приостановки выплат по основной сумме1.

Торонтские условия считаются исключением из обычных правил пересмотра условий погашения долгов. Такие условия применяются лишь в отношении стран с низким доходом на душу населения и хро­ническими проблемами платежного баланса, имеющими наиболь­ший объем внешнего долга. Под воздействием роста процентных ста­вок в 1999 г. Торонтские условия претерпели значительные измене­ния, не сыграв существенной роли в уменьшении бремени внешних долгов.

В 1990 г. на совещании министров финансов стран Британского содружества в Тринидаде Джон Мейджор, бывший тогда министр фи­нансов Великобритании, предложил аннулировать 2/3 суммы долга беднейших стран и стран с наибольшими суммами внешнего долга. Эти предложения известны сегодня как Тринидадские условия, со­гласно которым должнику значительно продлевают сроки погашения кредитов и льготные периоды, но не уменьшают суммы долга.

Тринидадские условия не были приняты в полном объеме. Однако
на совещании стран «большой семерки» в Лондоне была признана не­
обходимость предоставления беднейшим странам новых льгот по по­
гашению долгов в дополнение к Торонтским условиям. Эта рекомен­
дация в новом варианте (Лондонские условия) была принята Париж­
ским клубом в 1991 г. Вместо списания 2/3 объема долга были приняты
четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости
подлежащих консолидированию сумм непогашенных коммерческих
кредитов2. За 1991 — 1993 гг. были пересмотрены долги десяти бедней­
ших стран на'общую сумму 4 млрд долл. На этих условиях были сокра­
щен официальный внешний долг Польше (приблизительно с 30 млрд
долл. до 15 млрд долл.)3. Сокращение долга осуществляется поэтапно и
тесно связано с выполнением нынешних и будущих кредитных согла­
шений с МВФ. ' '

С января 1995 г. действуют Лионские, Неапольские условия и «Инициатива HIPC», а с 1997 г. для стран с низким уровнем развития и чрезмерной задолженностью принята программа МВФ и Всемирного

1 UNCTAD. Trade and Development Report 1989. NY.: United Nations, 1989.
P. 53—54; UNCTAD. Debt and Managing Adjustment: Attracting Non-Debt-Creating
Financial Flows and New Lending. Doc. TD/C. 3/234 of 19th February, 1990. P. 5.

2 UNCTAD. Trade and Development Report 1991. NY.: United Nations, 1991.
P. 54-55.

3 UNCTAD. Trade and Development Report 1994. NY.: United Nations, 1994.
P. 54-55.


234 Глава 3. Международные финансовые организации

банка, являющаяся своего рода дополнением к Лионским условиям и предполагающая снижение платежей в МВФ. Впервые это было при­менено в 1997 г. в Уганде, Боливии и Буркина-Фасо. В соответствии с данной программой соотношения «долг — экспорт» первых двух стран были снижены в 1998 г. до 20,2 и 20,5% соответственно, а аналогичный коэффициент Буркина-Фасо было намечено снизить до 22,5% к апре­лю 2000 г.

Проект под названием «Инициатива Н1РС» предусматривает целе­направленные усилия по снижению бремени долга самых бедных раз­вивающихся стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одоб­ренных Банком и МВФ. Уникальность данной программы состоит в том, что это первый случай, когда Банк и Фонд согласились не на рест­руктуризацию, а именно на списание части задолженности бедных стран.

Реализация «Инициатива HIPC» основана на использовании меха­низмов, существующих в Парижском клубе. К концу трехлетнего пе­риода оценивается возможность применения к стране-задолжнику стандартной операции по реорганизации долга. Для этого проводится специальный анализ, направленный на выяснение достаточности стандартной операции для достижения устойчивости внешнего долга в последующие три года.

В зависимости от результатов анализа возможны два варианта сни­жения бремени долгов:

1) страны, которым обычный механизм Парижского клуба не по­зволит стабилизировать ситуацию, получают расширенную под­держку;

2) страны, в отношении которых неясно, можно ли выправить си­туацию с внешним долгом при помощи обычных операций, получают возможность использовать реорганизацию долга в соответствии с про­цедурами Парижского клуба или специальные меры в рамках Инициа­тивы по своему выбору.

Страны, которые могут достигнуть устойчивости своего внешнего долга в течение трех лет с использованием обычной процедуры Париж­ского клуба, не смогут рассчитывать на дополнительную помощь в рамках Инициативы.

Участие в «Инициативе НIPC» предполагает проведение реформы в области макроэкономической, структурной и социальной политик под контролем МВФ и Всемирного банка.

Развивающиеся страны со средним уровнем дохода могут рассчи­тывать на пересмотр своих долгов лишь на обычных условиях. В эту группу входят страны, имеющие право на получение кредитов MAP и


3.5. Парижский и Лондонский клубы



МБРР. В связи с тем что некоторые из этих стран в 80-е гг. долгое время испытывали серьезные проблемы платежного баланса, на совещании стран «большой семерки» в 1990 г. в Хьюстоне было принято решение усовершенствовать условия погашения кредитов для этих стран-долж­ников на условиях, получивших название Хьюстонские, разработан­ные представителями США и Франции (рис. 3.7).

Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.