КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лондонский клуб и его деятельность
Г __ ХЬЮСТОНСКИЕ УСЛОВИЯ (1990 г.) • Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный • Срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период—10 лет. • Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо часть непогашенной суммы кредитов (10%), либо обязательства по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 млн долл., если данная величина окажется больше, чем упомянутые 10%. Критерии для пересмотра долгов: • Годовой доход на душу населения не должен превышать установленный Всемирным банком потолок (1235 долл.). • Соотношение суммы долга кредиторам Парижского клуба и суммы долгакоммерческимкредиторамдолжносоставлятьне менее 1,5к 1. • Установленные показатели масштабов задолженности: - сумма долгане менее 50% объема ВВП; - отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275 %; - коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%. Рис. 3.7. Условия погашения кредитов беднейших стран со средним уровнем дохода Решение о пересмотре долга на Хьюстонских условиях принимается для каждой страны отдельно, согласно разработанным критериям. На основе Хьюстонских условий с 1990 по 1992 г. было заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4 млрд долл.1 Наряду с названными условиями реструктуризации долга действуют Стандартные, или Классические, условия реорганизации внешнего долга, которые применяются для стран со средним доходом на душу населения. Стандартные условия предполагают: 1 UNCTAD. Trade and Development Report 1993. NY.: United Nations, 1993. P. 51-53. 236 Глава 3. Международные финансовые организации • реструктуризацию долга до 100% (в некоторых случаях только основной долг); • срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом; • рыночные ставки. Как отмечалось, основная цель Парижского клуба — реструктуризация долгов развивающихся стран. В рамках Клуба достигается относительно равномерное распределение между странами-кредиторами убытков, связанных с неплатежеспособностью стран-заемщиков. В определенном смысле можно было бы сказать, что Парижский клуб также решает задачу «...мир, в котором нет бедности», хотя и не провозглашает этой цели, если бы интересы кредиторов и должников совпадали. Однако в рамках Парижского клуба правила игры устанавливают кредиторы, исходя из своих интересов. Должники в силу своей слабости принимают условия Клуба. Участвуя в переговорах, им приходится выступать перед сплоченными кредиторами, работающими в тесном взаимодействии и хорошо знающими друг друга. По словам одного из членов, в Парижском клубе существует определенное ядро. Кредиторы проводят не только официальные, но и неофициальные встречи, постоянно поддерживают контакты, хорошо знают друг друга и раз в месяц встречаются за ужином, который, по сути, является рабочим заседанием1. Положение должников осложняется близостью позиций кредиторов по многим важным вопросам. Голосование в Клубе никогда не проводится и наиболее почитаемым правилом является консенсус. Процесс ведения переговоров и принятие решений не регулируется никакими положениями. Применяемый индивидуальный подход к странам делает невозможным обжалование предложенных худших условий. Наконец, кредиторы подвержены различным политическим влияниям, что отражается на принятии решений. Специалисты считают, что назрела необходимость упорядочить и реформировать правила пересмотра долгов, чтобы кредиторы и должники получили возможность планировать свои действия по созданию здоровой мировой экономики. Для этого необходимо странам-должникам объединить свои усилия и потребовать учета интересов их народов. Решить эту проблему можно двумя путями. Во-первых, правительствам развивающихся стран и стран с переходной экономикой следует проявлять большую осторожность при ведении переговоров о займах и кредитах. Уже на ранних этапах переговоров включать в делегацию экспертов и юристов. Во-вторых, страны-должники должны также дейст- 1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 121. Цитируется по: Mountfeld, P. The Paris Club and African Debt / University of Sussex, 1998. P. 6. 3.5. Парижский и Лондонский клубы 237 вовать единым фронтом против кредиторов. Следует поддерживать такие инициативы, как создание Клуба Рио, который развивающиеся страны Латинской Америки пытаются организовать для защиты своих интересов1. Несмотря на отмеченные недостатки Парижского клуба, оценивая его деятельность, следует отметить, что государства-кредиторы играют значимую роль в уменьшении бремени внешней задолженности развивающихся, а также ряда стран Центральной и Восточной Европы. Для стран, преобразующих и реформирующих свои экономики, деятельность Парижского клуба стала одним из источников финансовых ресурсов. В то же время, помимо бедных стран, перед Парижским клубом стоит задача оказания помощи государствам со средним уровнем дохода и большими объемами внешнего долга. Кредиторы Парижского клуба должны осуществить пересмотр их долгов, обеспечить им обслуживание долга с учетом необходимости восстановления равновесия их платежных балансов и кредитоспособности. Применение для этой группы стран льготных условий в отношении невыплаченных долгов поможет решить вышеназванную проблему. Однако для обеспечения экономического роста и развития необходимы новые источники финансовых ресурсов. Таким образом, перед Парижским клубом стоит сложная задача — поиск необходимого равновесия в принятии мер по достижению облегчения обслуживания долга стран со средним уровнем дохода и изысканием новых источников финансирования. Лондонский клуб (London Club) — это международная неправительственная организация, объединяющая около 600 коммерческих банков2, созданная для пересмотра сроков погашения кредитов стран «третьего мира», представленных коммерческими банками без правительственных гарантий. Свое название клуб получил в связи с тем, что переговоры должников и кредиторов чаще всего проходят в Лондоне. До 70-х гг. не существовало механизма по урегулированию долгов, так как особых проблем с долгами коммерческим банкам не возникало. Необходимость урегулирования долговой проблемы возникла в конце 60-х гг., когда Филиппины оказались не в состоянии обслужи- 1 Саркисянц, А. Г. Указ. соч. С. 121—122. 2 Экономическая энциклопедия. М.: Экономика, 1999. С. 372. 238 Глава 3. Международные финансовые организации вать значительную часть своего долга частным банкам. На переговорах в 1970 г. было заключено соглашение об урегулировании филиппинского кризиса, которое и заложило основу Лондонского клуба и условий погашения задолженности перед коммерческими банками. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в связи с проблемами платежей Заира. В настоящее время влиятельными членами Лондонского клуба, его ядром, являются банки: • Германия: Deutsche Bank AG, Dresdner Bank, Kommerzbank AG; • Италия: Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale; • США: Bank of America; • Великобритания: Midland Bank; •Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi, Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank, Industrial Bank of Japan; • Франция: Credit Lyonnais SA, Banque Nationale de Paris SA; • Австрия: Creditanstalt-Bankverein1. Этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности явился принятый в 1982 г. Меморандум о долге Мексики, который стимулировал обращение в Лондонский клуб стран-должников с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих долгов. В результате в 1982 г. было заключено 14 соглашений на 10 млрд долл., а в 1983—1984 гг. — 47 соглашений на 130 млрд долл.2 Хотя коммерческие банки колебались прежде, чем предоставить новые займы, должникам нужны были дополнительные средства для выплаты процентов банкам. Поэтому банки вынуждены были расширить свои торговые и другие краткосрочные кредитные линии. Несмотря на успешное осуществление в некоторых странах программ финансового выравнивания, к середине 80-х гг. добровольное кредитование со стороны банков по существу прекратилось. Для поощрения развивающихся стран, предпринимающих решительные усилия в области финансового выравнивания, коммерческие банки ввели в практику долгосрочные соглашения о реструктуризации внешнего долга (МИРА), которые позволили улучшить международную ликвидную позицию стран. Согласно разработанной в конце 1985 г. новой стратегии урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера) стал проводиться анализ программы финансового выравнивания страны-должника, возрос объем банковских кредитов в поддержку программной 1 Каратаев, С. В. Деятельность Парижского и Лондонского клубов кредиторов и 2 International Monetary Fund. World Economic Outlook, 1992—1998. Washing 3.5. Парижский и Лондонский клубы деятельности, при этом результаты непрерывно контролировались через МВФ. В середине 80-х гг.. крупные страны со средним доходом получили более благоприятные условия кредитования, чем большинство африканских стран, расположенных к югу от Сахары. В результате этого многие страны, «выпавшие» из инициатив Бейкера, были вынуждены искать альтернативные формы пересмотра долга и облегчения бремени задолженности. Одной из таких альтернатив для них стал Лондонский клуб1. Лондонский клуб стремится облегчить долговое бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не является официальной международной организацией, состав его членов нестабилен. В Лондонском клубе интересы коммерческих банков-кредиторов. представляет Консультативный комитет. В его состав входят банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. Лондонский клуб реструктуризирует долги только коммерческих структур. Он не имеет постоянного председателя и секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Парижском клубе. Правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, индивидуальны для каждой страны. Такой порядок затрудняет описание процедур Лондонского клуба. Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют Банковский консультативный комитет (БКК). Он защищает интересы коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. В состав БКК входят не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и БКК, должно быть одобрено теми банками, на которые приходится 90—95% непогашенных обязательств должникам; только после прохождения процедуры одобрения соглашения официально подписывается. Лондонский клуб в отличие от Парижского не пересматривает процентные платежи, а предоставляет новый'займ стране в качестве части пакета мер реструктуризации долга. Доли банков в таком займе основываются на величине их рисков в стране-должнике. В последнее время банки проявляют желание предоставлять новые займы основной части должников. В современных соглашениях о пересмотре долга появился набор альтернативных финансовых возможностей, включающий инструменты сокращения, пересмотра и сроков погашения долга. 1 Саркисянц, А. Г. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 123. 240 Глава 3. Международные финансовые организации Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в несколько этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению платежа. Затем они согласовывают основные условия и, наконец, документально оформляют соглашения о пересмотре долга. Процесс реструктуризации начинается после того, как страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предполагает приостановить платежи по своим обязательствам. Заявление о моратории означает неспособность заемщика обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пересмотре сроков погашения этого долга. Хотя заявление не имеет никакой юридической силы, тем не менее оно препятствует попыткам кредиторов возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с требованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбуждения судебного процесса, выплаты компенсации и т.д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставлении кредита. Боязнь того, что любое одностороннее движение какого-либо кредитора вынудит всех других кредиторов принять меры для возвращения своих долгов и, таким образом, может оставить кредиторов вообще без какого-либо возмещения, объясняет, почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998 г. моратория Россией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требований (исключение составили лишь Lehman Brothers, которые, однако, так и не были никем поддержаны). После начала подготовительной работы, включающей в себя разработку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие основные геофафические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в 1998—1999 гг. входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, Banca Nazionale del Lavoro SpA (BNL), Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Autria, Dresdner Bank. Многолетний опыт работы позволил Банковским консультативным комитетам стать достаточно компетентными органами для детальной оценки экономических перспектив страны и построения схемы рефинансирования на более реалистичной основе при содействии МВФ (и его Института международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия). В частности, сейчас банки ведут пере- 3.5. Парижский и Лондонский клубы говоры о долгосрочных схемах кредитования, в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммы долга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемам рефинансирование в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержание хорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное рефинансирование, банки проявили гораздо больше воображения, чем официальные кредиторы. Кроме того, они снизили величину гарантийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаев устранили разовую комиссию1. После подготовки информационного меморандума первым официальным контактом между страной-должником и БКК является организация совещания по изучению положения должника, после которого данный меморандум распространяется среди всех банков-кредиторов. Согласование основных условий начинается с отбора участников со стороны кредиторов и должника, причем со стороны последнего такой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняется тем, что внутреннее законодательство должника может затруднить принятие на себя Центральным банком государственного долга. При рефинансировании долгов по аккредитивам, когда Центральный банк не смог перевести валюту в счет хранящихся в нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, кредиторы признают Центральный банк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могут возникнуть тогда, когда Центральный банк используется для реструктуризации средне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждений или полу государственных предприятий, или же долгов, гарантированных правительством. Прежде всего, как отмечают, специалисты, с юридической и конституционной точек зрения только суверенное государство может принять на себя долги своих ведомств или субъектов. Следовательно, Центральный банк не может нести ответственность за долги, например, правительств республик, штатов, центрального правительства или любого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятся вступать в договорные отношения с правительством или государством. Именно Центральный банк, а не государство обычно является держателем валютных активов страны. Но Центральный банк как государственный орган не может быть гарантом государства. Поэтому банки, как правило,, настаивают на том, чтобы государство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве заемщика, а Центральный банк'обязуется делать валютные платежи по этому соглашению. Саркисяиц, А. Г. Система международных долгов. М.: ДеКА, 1999. С. 125. 16-6465 242 Глава 3. Международные финансовые организации Далее определяется, какие долги.подлежат реструктуризации. После согласования перечня валют, процентов и процентных периодов, комиссионных, условий использования кредита и процедуры контроля подписывается соглашение о пересмотре долга. Таким образом, Лондонский клуб является международным объединением с целью решения долговых проблем путем реструктуризации задолженности, отсрочки погашения долга' и предоставления возобновляемых кредитов. Глава 4. Международные организации, регулирующие торговлю стран
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |