Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский банк реконструкции и развития История создания и структура ЕБРР




Региональные кредитно-финансовые институты Региональные банки развития

Создание в 1950—1960-х гг. на Американском, Азиатском и Афри­канском континентах региональных банков развития явилось отраже­нием целого ряда объективных и субъективных причин, среди которых называют:

• распад колониальной системы, включение освободившихся стран в мировое хозяйство и их борьба за новый экономический порядок;

• необходимость решения специфических региональных проблем, вытекающих из потребностей развивающихся стран, которые не всегда учитывались МБРР;

http://www.worldbank.org. Annual Report 2001. Деловой Петербург. 2001. № 6. 18 янв.


204 Глава 3. Международные финансовые организации

• стремление освободившихся стран к сотрудничеству и эконом-ческой интеграции в целях коллективного решения проблем нацио­нальной экономики;

• перемещение потоков иностранного капитала из развивающихся стран в развитые, замещение их государственными иностранными ин­вестициями, а последних — международными;

• проведение промышленно развитыми странами политики ре­
гионализма, отражающей их стремление содействовать объединению
развивающихся стран и удержанию их в сфере своего влияния и др.'

Инициатива создания региональных банков развития созрела в рамках МБРР, юридически она не противоречила его Уставу, который допускает возможность создания региональных организаций. Созда­ние региональных банков развития было поддержано и региональны­ми Экономическими комиссиями ООН, а Азиатский банк развития был учрежден непосредственно решением XXI сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана.

Развивающиеся страны также поддержали идею создания регио­нальных банков развития, рассчитывая с их помощью мобилизовать дополнительные внешние ресурсы для экономического развития сво­их регионов и ускорения интеграционных процессов регионального сотрудничества.

Инициируя создание региональных банков развития, МБРР исхо­дил из существующей возможности более успешного решения банка­ми проблем развития своих регионов, основанной на общих традициях и культуре стран — членов этих организаций.

Персонал банка, набранный из граждан стран-участниц, хорошо знаком с внутренними проблемами и потребностями стран и должен быть заинтересован в наиболее эффективном ^решении. Финансовые институты, созданные развитыми странами, не имеют названных пре­имуществ, значительно удалены от регионов, чьи проблемы им необ­ходимо решать.

Наиболее значимыми региональными банками развития, обслу­живающими нужды развивающихся стран, являются Межамерикан­ский банк развития (МАБР), Африканский банк развития (АфБР) и Азиатский банк развития (АзБР). Они являются региональными меж­правительственными кредитно-финансовыми организациями.

Банки развития имеют много общего как между собой, так и с МБРР. В рамках банков развития созданы специальные фонды и инве­стиционные корпорации (табл. 3.11).

1 Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: учебник. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 2001.


3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 205

В результате создания образовались:

• Группа Межамериканского банка развития, состоящая из
МАБР, Фонда специальных операции, который так же как MAP кре­
дитует беднейшие страны Латиноамериканского региона и Межаме­
риканской инвестиционной корпорации, созданной в 1986 г. по образ­
цу МФК Всемирного банка.

Корпорация действует как автономное банковское учреждение, созданное для финансирования инвестиционных проектов в Латин­ской Америке и Карибском бассейне, расширения и модернизации ча­стного сектора, а также смешанных компаний, в которых частный ка­питал играет ведущую роль. Корпорация финансирует до трети стои­мости проекта. Основным объектом кредитной деятельности МИК являются средние по размеру частные предприятия.

• Группа Африканского банка развития состоит из Африканского
банка развития, Африканского фонда развития (АФР), который соз­
дан по решению Совета управляющих в 1973 г. Формально Фонд явля­
ется самостоятельной организацией, однако при выполнении своих
функций он использует организационную структуру Банка и его пер­
сонал, а президент Банка одновременно является президентом АФР.

Африканский фонд развития создан, подобно МАР, для предос­тавления льготных кредитов беднейшим странам-участницам. Его членами являются 53 региональных и 16 нерегиональных стран. Это ведущие промышленно развитые страны, отдельные ближневосточ­ные государства (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ), а также такие страны, как Аргентина, Бразилия, Индия и Южная Корея1.

• Группа Азиатского банка развития состоит из АзБР, Специаль­
ного фонда развития, который осуществляет долгосрочное кредитова­
ние на льготных условиях (создан в 1969 г.), Специального фонда тех­
нической помощи. Первое время ввиду ограниченности средств Фонд
технической помощи в основном использовался для технической по­
мощи, оплаты услуг специалистов и т.п. По мере расширения матери­
альной базы Фонд приобрел в рамках Банка то же значение, что и MAP
при МБРР. Его деятельность направлена на предоставление кредитов
на значительно более льготных условиях, чем у Банка. Кроме этого, в
АзБР функционируют два других специальных фонда — Азиатский
фонд развития и Специальный фонд технической помощи. С 1988 г.
действует Специальный фонд Японии.

Таким образом, Банк развития, как и МБРР, создал Специальные фонды для предоставления долгосрочных и практически беспроцент-

1 African Development Review for 1993. P. 43.


Таблица 3.11. Структура региональных банков развития*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа Состав группы Цели создания Количество членов Капитал, млрд долл. США Нераспреде­ленная при­быль, млрд долл. США
Региональ­ные Нерегиональ­ные
             
Группа Меж­американско­го банка раз­вития Межамериканский банк развития (Inter-Ameri­can Development Bank) создан в 1959 г. Займы и гарантии развивающимся странам-участницам     103,7 7,2
Фонд специальных операций (Fund for Special Operations) Кредиты беднейшим странам-участницам под ставку около 1%
Межамериканская ин­вестиционная корпора­ция (Inter-American In­vestment Corporation) Кредиты и инвестиции в частный сектор развивающихся стран-участниц
Группа Аф­риканского банка разви­тия Африканский банк раз­вития (African Develop­ment Bank) создан в 1964 г. Займы и гарантии развивающимся странам-участницам, а также кредиты и инвестиции в частный сектор тех же стран     35,5 2,0
Африканский фонд развития (African Development Fund) Беспроцентные кредиты беднейшим странам-участницам

Окончание табл. 3.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             
Группа Ази­атского банка развития Азиатский банк разви­тия (Asian Development Bank) создан в 1966 г. Займы и гарантии раз­вивающимся странам-участницам, а также кредиты и инвестиции в частный сектор тех же стран     69,0 8,6
Специальный фонд долгосрочного кредито­вания
Азиатский фонд разви­тия (Asian Development Fund) Беспроцентные кредиты беднейшим странам-участницам
Специальный фонд тех­нической помощи
Специальный фонд раз­вития Японии

* По разным банкам использованы данные 1998—2001 гг.

Источники: http://www.iadb.org; http://www.adb.org; http://www.aldb.org; http://www.ebrd.com; http://www.africana.ru. Agreement Establishing the Asian Development Bank. Art. 19; Николаев, Б. Азиатский банк развития // Мировая экономика и международ­ные отношения. 1988. № 12. С. 114—117.


208 Глава 3. Международные финансовые организации

ных кредитов беднейшим странам-участницам. В настоящее время об­щая сумма, внесенная в эти фонды, составляет 140 млрд долл.1

Согласно Уставам МАБР и АфБР членами этих организаций могли быть лишь страны региона. Специальный комитет (Комитет-9), соз­данный из представителей девяти африканских государств, уже на сво­ей первой сессии принял решение придать Банку характер «чисто аф­риканский», т.е. независимый от промышленно развитых стран других регионов. Ограничение членства в АфБР только независимыми госу­дарствами Африки связано с желанием исключить внешнее влияние на сугубо африканский финансовый институт. МАБР до 1976 г. также не имел в своем составе нерегиональных участников. США участвова­ли в этой организации только потому, что являются членом Организа­ции американских государств (ОАГ). И только АзБР закрепил в своем Уставе положение, согласно которому участниками Банка могут быть не только страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и члены ООН или каких-либо ее учреждений2. Однако в целях поддержания регио­нального характера организации Устав АзБР предусматривает, что подписка на акции нерегиональных членов не должны превышать 40% уставного капитала (ст. 3 гл. 1; ст. 5 гл. 2 Устава). Ограничение подпис­ки для нерегиональных членов преследует цель обеспечить за регио­нальными членами не менее 2/3 голосов, необходимых для принятия наиболее важных решений.

Желание сохранить региональный характер членства в условиях ограниченности собственных ресурсов вскоре привело АфБР к серьез­ным финансовым трудностям, не позволившим Банку выполнять свои функции. В 1982 г. АфБР ратифицирует поправку к Уставу Банка, раз­решающую прием на правах доноров нерегиональных стран. Принятое решение позволило в несколько раз увеличить акционерный капитал Банка.

В настоящее время все банки развития имеют в качестве своих членов страны из других регионов. Число нерегиональных участни­ков в Банках колеблется от 30,2% (АфБР) до 64,3% (МАБР). Развитым странам принадлежит значительная часть капитала Банков. Так, в МАБР это капитал США. Доля финансовых средств США в Фонде специальных операций составляет свыше 50%. В Азиатском банке развития около половины всех финансовых средств принадлежит Японии.

В настоящее время региональные банки развития тесно сотрудни­чают с организациями системы ООН, с МВФ и группой Всемирного

1 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США. С. 70.

2 Ibid. Р. 23; Recueil des traits Nation Unies. Vol. 571. 1966. P. 137-139.


3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 209

банка, ФАО, ВОЗ, Европейским союзом и другими организациями, помогающими реализовать цели экономического развития госу­дарств-регионов1.

Банки развития имеют общие цели, зафиксированные в их уставах:

• содействовать ускорению процесса экономического и социаль­ного развития стран — членов региона как индивидуальными усилия­ми, так и коллективными (МАБР)2;

• содействовать экономическому развитию и социальному про­грессу региональных стран-членов на индивидуальной и коллектив­ной основе (АфБР)3;

• содействовать экономическому прогрессу и сотрудничеству
стран Азии4.

. Содействие экономическому развитию стран региона банки разви­тия осуществляют путем предоставления кредитов, займов и инвести­рования экономического и социального развития стран региона.

Банки развития оказывают техническую помощь в подготовке и выполнении различных проектов, стимулируют рост капиталовложе­ний из государственных и частных фондов, содействуют развитию торговли, экономической интеграции и сотрудничеству стран регио­нов,, разрабатывают пути решения проблемы внешней задолжен­ности.

.Подобно МБРР региональные банки развития формируют свои ресурсы путем подписки на акции стран-членов5, привлекают заемные средства мирового финансового рынка, вкладывают финансовые средства в приносящие доход ценные бумаги и получают по ним доход, который является еще одним источником для пополнения портфеля финансовых ресурсов банков развития. В настоящее время четыре банка развития — МБРР, МАБР, АзБР и АфБР — держат в принося­щих доход ценных бумагах 76 млрд долл. Примерно на такую же сумму банки ежегодно кредитуют страны своих регионов6.

Однако, в отличии от МАБР и АфБР, АзБР успешно использует для формирования своего портфеля финансовых ресурсов облигаци-

1 http://www.ebrd.com, http://www.adb.org.

2 Agreement Establishing the Inter-American Development Bank. Art. 1.

3 Agreement Establishing the African Development Bank. Art. 1.

4 Agreement Establishing the Asian Development Bank. Art. 21.

3 Порядок внесения странами-членами финансовых средств тот же, что и в МБРР. Часть средств вносится в момент вступления, а остаток — «вызываемый капитал» — вос-требуется банками по мере необходимости.

6 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США по международным финан­совым организациям // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 65.

14-6465


210 Глава 3. Международные финансовые организации

онные займы, которые он размещает на американских и западноевро­пейских денежных рынках1.

Благодаря разработанному и действующему комплексу взаимодо­полняющих правил, обусловливающих порядок получения, использо­вания и погашения заемщиками кредитов АзБР, банку удалось добить­ся хороших показателей в обеспечении возвратности предоставленных кредитов и в эффективности их использования. Однако в целом банки развития имеют сходный характер формирования своих финансовых ресурсов.

Региональные банки различаются по масштабам своей деятельно­сти. Самый крупный банк развития — МАБР. Он лидирует по разме­рам своего капитала и кредитной деятельности. С 1961 по 2002 г. МАБР осуществил кредитование на общую сумму 118,4 млрд долл.2 За МАБР следует АзБР и третье место занимает АфБР, на его долю приходится 5% всех займов региональных банков развития и 10% ресурсов3.

Региональные банки развития кредитуют развитие инфраструкту­ры — строительство и модернизацию автомобильных дорог, портов и аэропортов и другие объекты. Более 50% всех кредитов приходится на долю экономической и социальной инфраструктур4.

Анализ распределения кредитов региональных банков развития по секторам экономики в 2002 г. (табл. 3.12) показал, что банки предоста­вили кредитов на общую сумму 11 670,8 млн долл.

Таблица 3.12. Распределение кредитов региональных банков развития по секторам экономики в 2002 г., млн долл. США

 

Сектор экономики МАБР Доля сек­тора, % АзБР Доля сек­тора, % АфБР Доля сек­тора, %
Сельское хозяйство 159,9 3,5 493,0 8,9 207,0 13,0
Промышленность 496,6 10,9 85,0 1,5 15,4 81,0
Транспорт и связь 451,8 9,9 1613,0 29,2 220,4 13,9
Муниципалитет 1912,5 42,0 615,0 11,1 284,2 17,9
Энергетика 127,6 2,8 928,0 16,8 186,0 П.7
Финансы 865,1 15,6 335,0 21,1

' Asian Development Bank. Annual Report. 1993. P. 63.

2 Inter-American Development Bank. Annual Report 2002.

3 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США.

4 http://www.adb.org, http://www.afdb.org, http://www.iadb.org. Annual Report
1998-2002.


3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 211

Окончание табл. 3.12

 

Сектор экономики МАБР Доля сек­тора, % АзБР Доля сек­тора, % АфБР Доля сек­тора, %
Малый бизнес 30,0 0,7 155,0 2,8 271,3 17,1
Другие 1790,7 30,2 776,9 14,1 66,8 24,3
Всего 4552,9 100,0 5531,0 100,0 1586,9 100,0

Источники: Inter-American Development Bank. Annual Report 2002/Table III. Distribution of loans by sector of activity. P. 51. Asian Development Bank. Annual Report 2002. Executive Summary / Table 6. Trends in public sector approvals by borrower. P. 9. African Development Bank, Annual Report 2002. Executive Summary / Table 2.2. Bank Group Approvals by Sector. P. 28.

Доля АзБР составила 5531 млн долл. или 47,4% общей суммы кре­дитов региональных банков, предоставленных развивающимся стра­нам. Доля кредитов МАБР составила 4552,9 млн долл., или 39%. АфБР вложил в развитие различных секторов экономики в 2002 г. 1586,9 млн долл., что составило 13,6% общего объема кредитов. Он участвовал в кредитовании 109 проектов.

Наибольшее количество средств направлялось в такие сектора эко­номики, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт и связь, энергетика, финансы, а также на развитие городов (муниципалитет), малого бизнеса.

МАБР наибольшее количество средств — 1912,5 млн долл., 42% — вложил в муниципальное развитие и промышленность — 496,6 млн долл. (10,9%) общей суммы кредитных ресурсов 2002 г.

АзБР наибольшее количество средств направил на развитие транс­порта и связи — 1613 млн долл., что составляет 29,2% общего объема кре­дитов, на развитие энергетики — 928 млн долл. — 16,8% и развитие фи­нансовой сферы — 865,1 млн долл. — 15,6% общего объема кредитных средств.

АфБР располагает незначительным собственным капиталом, ко­торый не может удовлетворить потребности стран Африки в денежных средствах для финансирования даже самых неотложных программ. В этом плане деятельность АфБР зависит от того, насколько успешно Банку удается привлечь заемные средства. В 2002 г. АфБР основную часть средств — 335 млн долл. — направил на развитие финансовой сферы, что составило — 21,1 % общего объема кредитов Банка. В разви­тие малого бизнеса было инвестировано — 271,3 млн дол л. — 17,1 %, на нужды городского развития — 284,2 млн долл. — 17,9%, на развитие транспорта и связи — 220,4 млн долл. — 13,9% общего объема кредит­ных ресурсов Банка.

14*


212 Глава 3. Международные финансовые организации

Анализ деятельности регионатьных банков развития показывает, что ежегодные объемы кредитования имеют устойчивую тенденцию к росту. Так, с 1,8 млрд долл. в 1969 г. они поднялись до 32,5 млрд долл. в 1999 г. Даже с учетом инфляции кредитный портфель банков за 30 лет возрос вдвое1. Но несмотря на это значимость региональных банков развития для мирового финансового рынка снижается. Кредиты и гранты банков развития в течение последних семи лет XX в. составили всего 2% общего объема средств, предоставленных развивающимся странам частным сектором. Если банки развития предоставили в тече­ние этих семи лет развивающимся странам 18 млрд долл., то частные инвесторы — 1450 млрд долл. Таким образом, банки развития сегодня не являются доминирующим источником финансовых средств в своих регионах2. Так, успешное индустриальное развитие стран Азии стиму­лировало становление и рост масштабов финансовых рынков, которые становятся серьезными конкурентами региональным банкам в качест­ве источников финансирования. При условии получения такой же го­сударственной гарантии возврата кредитов, какую имеют банки разви­тия и МБРР, частные инвесторы будут кредитовать и проекты соци­альной направленности.

В 90-е гг. региональные банки развития столкнулись с теми же проблемами, что и МБРР. Выросло недовольство стран-членов и их правительств работой банков развития: качеством проектов, их ре­зультативностью, системой целеполагания и методами оценки банка­ми своей деятельности. По мнению специалистов, эти недостатки яв­ляются следствием заинтересованности банков в «движении денег». В Банках сформировался культ кредита. Анализ портфеля проектов Азиатского банка развития, проведенный консультативной комисси­ей Конгресса США, показал, что стремление работать на пользу стран-реципиентов было принесено в жертву «культуре одобрения проектов», нацеленной н достижение ежегодных плановых показате­лей объемов предоставления кредитных средств. Стремление креди­товать ради кредитования встроено в саму структуру банков развития. Внутренние бюджетные ресурсы, предназначенные для финансиро­вания операционных расходов, направляются туда, где велики объе­мы кредитования, а не туда, где больше результативность проектов и где техническая помощь и передача знаний приоритетны перед объе­мами предоставленных ресурсов, т.е. характер деятельности банков противоречит заявленным целям.

1 http://www.adb.org, http://www.afdb.org, http://www.iadb.org. Annual Report 1999,
2000.

2 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США // Вопросы экономики.
2000. № 3. С.70.


3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 213

Вознаграждение сотрудников непосредственно связано не с объе­мом программ выполненных работ и не с тем, чего удалось достичь, а с объемом предоставленных кредитных средств. Цикл реализации про­ектов длительный. К тому моменту, когда становится возможным оце­нить его результаты, сотрудники, ответственные за выделение средств на эти проекты, часто уже получают повышение по службе и трудятся на других постах.

Существование государственных гарантий погашения всех выдан­ных банками кредитов освобождает их от риска потери своих финансо­вых средств независимо от того, были ли проекты успешны или оНи были провалены. В результате сотрудники банков не озабочены ре­зультативностью проектов, а сами банки — проблемой эффективного использования доверенных им средств.

По оценке специалистов, членство в международных региональ­ных банках развития становится весьма дорогостоящим делом для на­логоплательщиков. Так, членство в группе Всемирного банка обходит­ся его странам-участницам в 22 млрд долл. в год. Участие в АфБР — 1,76 млрд долл; в АзБР — 2,81 млрд долл; в МАБР — 2,78 млрд долл.1 Сложившееся положение дает специалистам основание считать, что банки развития не смогут ликвидировать бедность или снизить ее уро­вень без повышения результативности своей работы.

Для решения проблемы повышения эффективности деятельности банков развития следует изменить политику кредитования, прекра­тить одалживание развивающимся странам финансовых средств. По­добный подход, не способствуя их развитию, увеличивает внешнюю задолженность. Более целесообразно предоставлять кредиты и оказы­вать техническую помощь для проведения структурных преобразова­ний. Банки из крупномасштабных кредиторов должны стать источни­ками технического содействия, производителями общественных благ, организациями, содействующими притоку частных инвестиций в раз­вивающиеся страны и развитию малого бизнеса. Обязанностью каждо­го банка развития должно стать обеспечение возможности достовер­ной оценки результатов собственной деятельности и повышение ее эффективности.

Для решения социальных задач развивающихся стран специали­сты рекомендуют, во-первых, пересмотреть критерии оценки повыше­ния уровня жизни беднейших стран. В настоящее время уровень жизни оценивают по сумме предоставленных средств. Такой способ оценки в полной мере не отражает изменения уровня жизни. Более целесооб­разно оценивать изменения уровня жизни по таким критериям, как

Отчет Консультативной комиссии Конгресса США. С. 71—72.


214 Глава 3. Международные финансовые организации

процент неграмотного населения, доля вакцинированного населения, обеспеченность водой, электроэнергией и др. Во-вторых, более эф­фективным инструментом решения социальных задач являются не кредиты банков развития, а гранты, использование которых следует расширить. Комиссия Мелтцера, оценивая деятельность банков раз­вития, пришла к выводу, что если банки не изменят своей природы, то их влияние на процесс развития станет ничтожным. Новую роль банки развития смогут обрести лишь при условии реформирования своей деятельности1.

Идея создания нового регионального банка развития возникла в правительственных кругах государств Европы в связи с происходящи­ми фундаментальными изменениями в политической и экономиче­ской жизни социалистических стран Центральной и Восточной Евро­пы (ЦВЕ).

В 80-е гг. в социалистических странах рушится политическая сис­тема, возникают сложные проблемы: структурных преобразований, реформирования планово-административной экономики и перехода к рыночной модели экономики. Необходимость их решения осложняет­ся глубоким экономическим кризисом, усилением социальной напря­женности в бывших социалистических странах.

Правительства развитых стран Европы, понимая необходимость поддержки и оказания финансовой помощи нарождающимся демо­кратическим режимам, поддержали идею создания Европейского банка реконструкции и развития — ЕБРР (European Bank for Reconstruction and Development — EBRD), высказанную Президен­том Франции Франсуа Миттераном в 1989 г. на заседании Европей­ского парламента. По замыслу создателей, ЕБРР должен был стать первым блоком институциональной инфраструктуры общеевропей­ского финансово-экономического сотрудничества, дополняющим международные усилия по решению проблем коренных преобразова­ний в постсоциалистических странах, инструментом мобилизации международной поддержки, катализатором и партнером для деловых кругов стран с переходной экономикой2. ЕБРР стал первой межпра­вительственной финансовой организацией, созданной после завер­шения периода напряженности, по образному выражению Ф. Мит-

1 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США. С. 76.

2 Хсшевинская, Е. Д., Халевинский, А. И. Международные экономические организа­
ции. Ч. 2. М., 2000. С. 52.


3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 215

терана, мостом между двумя половинами Европы, которые стремят­ся к сближению1.

Соглашение об учреждении ЕБРР было подготовлено за короткий срок, практически в результате нескольких совещаний экспертов и трех встреч представителей стран-членов в Париже (15—16 января, 8—11 марта, 8—9 апреля 1990 г.). В совещаниях принимали участие представители государств Европейского сообщества, стран ЦВЕ, представители государств других регионов — Египта, Израиля, Корей­ской Республики, Марокко, а также организаций — Европейского экономического сообщества, Европейского инвестиционного бан­ка и др. Заключительные переговоры состоялись в Париже 20 мая 1990 г. Как международная организация Европейский банк реконст­рукции и развития был учрежден 29 мая 1990 г. на основе Соглашения об учреждении ЕБРР между его членами — организациями и прави­тельствами. Первое заседание Совета управляющих ЕБРР состоялась 16 апреля 1991 г. Штаб-квартира Банка находится в Лондоне.

В настоящее время его членами являются 58 государств и две орга­низации — Европейский инвестиционный банк и ЕС. Европейский банк реконструкции и развития — единственная международная кре­дитно-финансовая организация, членом и одним из создателей кото­рой был СССР.

Участие в ЕБРР Советского Союза означало возможность подклю­читься к системе международных финансовых организаций. Государ­ство ощущало необходимость поддержки в области инвестирования и оказании технической помощи. Участие в ЕБРР СССР изменило к нему отношение развитых государств. Так, первый президент ЕБРР Жак Аттали высоко оценил значение СССР, отметив, что «без Совет­ского Союза ЕБРР не имел бы никакого смысла, исключение России из Европы — «чистое безумие», которое приведет к войне».

ЕБРР — межгосударственная структура принципиально нового типа. Она не имеет аналогов ни по целям и задачам, стоящим перед ней, ни по методам, ни по составу участников. Впервые в учредитель­ных документах экономической организации была заявлена необходи­мость соблюдения политических требований организации при предос­тавлении с ее стороны экономической помощи. Впервые международ­ная организация была создана не по инициативе США, а скорее даже вопреки их воле. Впервые в международный финансовый институт во­шел СССР с долей 6% уставного капитала, прорвав тем самым изоля­цию в системе международных финансовых организаций.

1 The New York Times. 1989. July 18.


216 Глава 3. Международные финансовые организации

Новый Банк реконструкции и развития начал свою работу в усло­виях полного изменения геополитической обстановки в регионе его деятельности. Попытки реформирования странами своих экономик в таких масштабах нигде ранее не предпринимались, и ЕБРР не имел возможности опереться ни на опыт других международных финансо­вых организаций, ни на опыт правительств стран, трансформирующих свою экономику. Для преобразования централизованной администра­тивно-командной экономики стран Центральной и Восточной Евро­пы и становления новой для них рыночной экономики требовались новые подходы.

Экономические проблемы бывших коммунистических стран, как было отмечено на ежегодном заседании ЕБРР в 1993 г., постоянно на­ходятся в центре внимания не только Банка, но и стран Запада, кото­рые оказывают приоритетную поддержку в их преобразованиях1.

ЕБРР отличается от существующих банков развития не только осо­бенностью доступа к его финансовым средствам, который, как уже от­мечалось, обусловлен как экономическими и политическими требова­ниями, так и своей целью, которая заключается в содействии переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также в разви­тии частной и предпринимательской инициативы в странах Централь­ной и Восточной Европы, приверженных принципам многопартийной демократии и рыночной экономики и проводящих их в жизнь2. ЕБРР отличается и составом членов. Членами ЕБРР кроме европейских стран являются две организации: Европейский инвестиционный банк, преемником которого в определенном смысле он является, и Европей­ское экономическое сообщество, ныне Европейский союз.

Для достижения поставленной цели по содействию перехода стран Центральной и Восточной Европы к открытой рыночной экономике и по развитию частной и предпринимательской инициативы ЕБРР ока­зывает помощь в проведении структурных и отраслевых экономиче­ских реформ, включая демонополизацию и разгосударствление (при­ватизацию). Подобные меры должны помочь экономике стран ЦВЕ включиться в мировое хозяйство путем:

• содействия, через частных или иных заинтересованных инвесто­
ров, налаживанию, совершенствованию и расширению продуктивной
конкурентоспособной частнопредпринимательской деятельности ма­
лых и средних предприятий;

• мобилизации внутреннего и иностранного капитала, а также
управленческого опыта для достижения указанной цели;

1 Компас. 1993. № 85. С. 27-32.

2 Agreement Establishing the European Bank for Reconstruction and Development.
Art. 1.


3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 217

• содействия продуктивным инвестициям, включая инвестиции в сферу услуг, финансов, и в соответствующую инфраструктуру, когда это необходимо для поддержки частной и предпринимательской ини­циативы, способствующей созданию конкурентной среды, повыше­нию производительности и условий труда и уровня жизни;

• оказания технического содействия в подготовке, финансирова­нии и осуществлении соответствующих проектов, как отдельных, так и в рамках специальных инвестиционных программ;

• стимулирования создания и развития рынков капитала;

 

• поддержки обоснованных и экономически жизнеспособных проектов;

• содействия экологически здоровому и устойчивому развитию стран.

При выполнении указанных функций ЕБРР работает в тесном со­трудничестве со всеми своими странами-членами, а также с МВФ, МБРР, ОЭСР и ООН с ее специализированными институтами.

ЕБРР нацелен на развитие экономики стран региона и это роднит его с другими региональными банками развития. Схожи также и функ­ции: предоставление займов, консультационная помощь, осуществле­ние инвестирования в страны-члены, гарантирование кредитов, повы­шение уровня жизни, а также содействие ускоренному развитию стран-членов, оказание помощи в углублении и расширении регио­нальных интеграционных процессов и т.д.

ЕБРР имеет в определенном смысле сходную с АфБР, АзБР и МАБР структуру. В рамках ЕБРР созданы и действуют следующие спе­циальные инвестиционные фонды и фонды технического содействия:

• Балтийский специальный инвестиционный фонд и Балтийский специальный фонд технического содействия. Они предназначены со­действовать развитию частного сектора, оказывая поддержку малому и среднему предпринимательству (МСП) Латвии, Литвы и Эстонии;

• Специальный инвестиционный фонд для малых предприятий России и Специальный фонд технического сотрудничества для малых предприятий России — предназначены содействовать развитию част­ных малых предприятий Российской Федерации;

• Специальный инвестиционный фонд для микропредприятий Молдовы — предназначен содействовать развитию малого бизнеса Республики Молдова. В результате успешного завершения своей дея­тельности в 2002 г. фонд был упразднен;

• Специальный инвестиционный фонд для финансовых посред­ников — предназначен оказывать поддержку финансовым посредни­кам в странах ЕБРР;


218 Глава 3. Международные финансовые организации

• Специальный инвестиционный фонд Италии — предназначен содействовать модернизации, структурной реорганизации, расшире­нию и развитию МСП; ■

• Специальный фонд финансирования малых и средних предпри­ятий —предназначен содействовать решению проблем финансирова­ния МСП Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Чешской Республики и Эстонии;

• Специальный фонд для Балканского региона предназначен со­действовать реконструкции экономики Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, бывшей Югославской Республики Македония, Румы­нии, Союзной Республики Югославии и Хорватии;

• Специальный фонд технического сотрудничества ЕБРР — пред­назначен для целей финансирования проектов технического сотруд­ничества в странах операций ЕБРР;

• Специальный фонд ЕБРР для МСП — предназначен содейство­вать развитию малого и среднего бизнеса Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, бывшей Югославской Республики Македония, Румы­нии, Союзной Республики Югославии и Хорватии;

•• Специальный фонд распределения рисков для Центральной Азии — предназначен для целей распределения рисков, связанных с функционированием кредитных линий для МСП, программ микро­финансирования и содействия развитию торговли, а также механизма прямого инвестирования в Кыргызской Республике, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.