КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Европейский банк реконструкции и развития История создания и структура ЕБРР
Региональные кредитно-финансовые институты Региональные банки развития Создание в 1950—1960-х гг. на Американском, Азиатском и Африканском континентах региональных банков развития явилось отражением целого ряда объективных и субъективных причин, среди которых называют: • распад колониальной системы, включение освободившихся стран в мировое хозяйство и их борьба за новый экономический порядок; • необходимость решения специфических региональных проблем, вытекающих из потребностей развивающихся стран, которые не всегда учитывались МБРР; http://www.worldbank.org. Annual Report 2001. Деловой Петербург. 2001. № 6. 18 янв. 204 Глава 3. Международные финансовые организации • стремление освободившихся стран к сотрудничеству и эконом-ческой интеграции в целях коллективного решения проблем национальной экономики; • перемещение потоков иностранного капитала из развивающихся стран в развитые, замещение их государственными иностранными инвестициями, а последних — международными; • проведение промышленно развитыми странами политики ре Инициатива создания региональных банков развития созрела в рамках МБРР, юридически она не противоречила его Уставу, который допускает возможность создания региональных организаций. Создание региональных банков развития было поддержано и региональными Экономическими комиссиями ООН, а Азиатский банк развития был учрежден непосредственно решением XXI сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана. Развивающиеся страны также поддержали идею создания региональных банков развития, рассчитывая с их помощью мобилизовать дополнительные внешние ресурсы для экономического развития своих регионов и ускорения интеграционных процессов регионального сотрудничества. Инициируя создание региональных банков развития, МБРР исходил из существующей возможности более успешного решения банками проблем развития своих регионов, основанной на общих традициях и культуре стран — членов этих организаций. Персонал банка, набранный из граждан стран-участниц, хорошо знаком с внутренними проблемами и потребностями стран и должен быть заинтересован в наиболее эффективном ^решении. Финансовые институты, созданные развитыми странами, не имеют названных преимуществ, значительно удалены от регионов, чьи проблемы им необходимо решать. Наиболее значимыми региональными банками развития, обслуживающими нужды развивающихся стран, являются Межамериканский банк развития (МАБР), Африканский банк развития (АфБР) и Азиатский банк развития (АзБР). Они являются региональными межправительственными кредитно-финансовыми организациями. Банки развития имеют много общего как между собой, так и с МБРР. В рамках банков развития созданы специальные фонды и инвестиционные корпорации (табл. 3.11). 1 Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: учебник. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 2001. 3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 205 В результате создания образовались: • Группа Межамериканского банка развития, состоящая из Корпорация действует как автономное банковское учреждение, созданное для финансирования инвестиционных проектов в Латинской Америке и Карибском бассейне, расширения и модернизации частного сектора, а также смешанных компаний, в которых частный капитал играет ведущую роль. Корпорация финансирует до трети стоимости проекта. Основным объектом кредитной деятельности МИК являются средние по размеру частные предприятия. • Группа Африканского банка развития состоит из Африканского Африканский фонд развития создан, подобно МАР, для предоставления льготных кредитов беднейшим странам-участницам. Его членами являются 53 региональных и 16 нерегиональных стран. Это ведущие промышленно развитые страны, отдельные ближневосточные государства (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ), а также такие страны, как Аргентина, Бразилия, Индия и Южная Корея1. • Группа Азиатского банка развития состоит из АзБР, Специаль Таким образом, Банк развития, как и МБРР, создал Специальные фонды для предоставления долгосрочных и практически беспроцент- 1 African Development Review for 1993. P. 43. Таблица 3.11. Структура региональных банков развития*
Окончание табл. 3.11
* По разным банкам использованы данные 1998—2001 гг. Источники: http://www.iadb.org; http://www.adb.org; http://www.aldb.org; http://www.ebrd.com; http://www.africana.ru. Agreement Establishing the Asian Development Bank. Art. 19; Николаев, Б. Азиатский банк развития // Мировая экономика и международные отношения. 1988. № 12. С. 114—117. 208 Глава 3. Международные финансовые организации ных кредитов беднейшим странам-участницам. В настоящее время общая сумма, внесенная в эти фонды, составляет 140 млрд долл.1 Согласно Уставам МАБР и АфБР членами этих организаций могли быть лишь страны региона. Специальный комитет (Комитет-9), созданный из представителей девяти африканских государств, уже на своей первой сессии принял решение придать Банку характер «чисто африканский», т.е. независимый от промышленно развитых стран других регионов. Ограничение членства в АфБР только независимыми государствами Африки связано с желанием исключить внешнее влияние на сугубо африканский финансовый институт. МАБР до 1976 г. также не имел в своем составе нерегиональных участников. США участвовали в этой организации только потому, что являются членом Организации американских государств (ОАГ). И только АзБР закрепил в своем Уставе положение, согласно которому участниками Банка могут быть не только страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и члены ООН или каких-либо ее учреждений2. Однако в целях поддержания регионального характера организации Устав АзБР предусматривает, что подписка на акции нерегиональных членов не должны превышать 40% уставного капитала (ст. 3 гл. 1; ст. 5 гл. 2 Устава). Ограничение подписки для нерегиональных членов преследует цель обеспечить за региональными членами не менее 2/3 голосов, необходимых для принятия наиболее важных решений. Желание сохранить региональный характер членства в условиях ограниченности собственных ресурсов вскоре привело АфБР к серьезным финансовым трудностям, не позволившим Банку выполнять свои функции. В 1982 г. АфБР ратифицирует поправку к Уставу Банка, разрешающую прием на правах доноров нерегиональных стран. Принятое решение позволило в несколько раз увеличить акционерный капитал Банка. В настоящее время все банки развития имеют в качестве своих членов страны из других регионов. Число нерегиональных участников в Банках колеблется от 30,2% (АфБР) до 64,3% (МАБР). Развитым странам принадлежит значительная часть капитала Банков. Так, в МАБР это капитал США. Доля финансовых средств США в Фонде специальных операций составляет свыше 50%. В Азиатском банке развития около половины всех финансовых средств принадлежит Японии. В настоящее время региональные банки развития тесно сотрудничают с организациями системы ООН, с МВФ и группой Всемирного 1 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США. С. 70. 2 Ibid. Р. 23; Recueil des traits Nation Unies. Vol. 571. 1966. P. 137-139. 3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 209 банка, ФАО, ВОЗ, Европейским союзом и другими организациями, помогающими реализовать цели экономического развития государств-регионов1. Банки развития имеют общие цели, зафиксированные в их уставах: • содействовать ускорению процесса экономического и социального развития стран — членов региона как индивидуальными усилиями, так и коллективными (МАБР)2; • содействовать экономическому развитию и социальному прогрессу региональных стран-членов на индивидуальной и коллективной основе (АфБР)3; • содействовать экономическому прогрессу и сотрудничеству . Содействие экономическому развитию стран региона банки развития осуществляют путем предоставления кредитов, займов и инвестирования экономического и социального развития стран региона. Банки развития оказывают техническую помощь в подготовке и выполнении различных проектов, стимулируют рост капиталовложений из государственных и частных фондов, содействуют развитию торговли, экономической интеграции и сотрудничеству стран регионов,, разрабатывают пути решения проблемы внешней задолженности. .Подобно МБРР региональные банки развития формируют свои ресурсы путем подписки на акции стран-членов5, привлекают заемные средства мирового финансового рынка, вкладывают финансовые средства в приносящие доход ценные бумаги и получают по ним доход, который является еще одним источником для пополнения портфеля финансовых ресурсов банков развития. В настоящее время четыре банка развития — МБРР, МАБР, АзБР и АфБР — держат в приносящих доход ценных бумагах 76 млрд долл. Примерно на такую же сумму банки ежегодно кредитуют страны своих регионов6. Однако, в отличии от МАБР и АфБР, АзБР успешно использует для формирования своего портфеля финансовых ресурсов облигаци- 1 http://www.ebrd.com, http://www.adb.org. 2 Agreement Establishing the Inter-American Development Bank. Art. 1. 3 Agreement Establishing the African Development Bank. Art. 1. 4 Agreement Establishing the Asian Development Bank. Art. 21. 3 Порядок внесения странами-членами финансовых средств тот же, что и в МБРР. Часть средств вносится в момент вступления, а остаток — «вызываемый капитал» — вос-требуется банками по мере необходимости. 6 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США по международным финансовым организациям // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 65. 14-6465 210 Глава 3. Международные финансовые организации онные займы, которые он размещает на американских и западноевропейских денежных рынках1. Благодаря разработанному и действующему комплексу взаимодополняющих правил, обусловливающих порядок получения, использования и погашения заемщиками кредитов АзБР, банку удалось добиться хороших показателей в обеспечении возвратности предоставленных кредитов и в эффективности их использования. Однако в целом банки развития имеют сходный характер формирования своих финансовых ресурсов. Региональные банки различаются по масштабам своей деятельности. Самый крупный банк развития — МАБР. Он лидирует по размерам своего капитала и кредитной деятельности. С 1961 по 2002 г. МАБР осуществил кредитование на общую сумму 118,4 млрд долл.2 За МАБР следует АзБР и третье место занимает АфБР, на его долю приходится 5% всех займов региональных банков развития и 10% ресурсов3. Региональные банки развития кредитуют развитие инфраструктуры — строительство и модернизацию автомобильных дорог, портов и аэропортов и другие объекты. Более 50% всех кредитов приходится на долю экономической и социальной инфраструктур4. Анализ распределения кредитов региональных банков развития по секторам экономики в 2002 г. (табл. 3.12) показал, что банки предоставили кредитов на общую сумму 11 670,8 млн долл. Таблица 3.12. Распределение кредитов региональных банков развития по секторам экономики в 2002 г., млн долл. США
' Asian Development Bank. Annual Report. 1993. P. 63. 2 Inter-American Development Bank. Annual Report 2002. 3 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США. 4 http://www.adb.org, http://www.afdb.org, http://www.iadb.org. Annual Report 3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 211 Окончание табл. 3.12
Источники: Inter-American Development Bank. Annual Report 2002/Table III. Distribution of loans by sector of activity. P. 51. Asian Development Bank. Annual Report 2002. Executive Summary / Table 6. Trends in public sector approvals by borrower. P. 9. African Development Bank, Annual Report 2002. Executive Summary / Table 2.2. Bank Group Approvals by Sector. P. 28. Доля АзБР составила 5531 млн долл. или 47,4% общей суммы кредитов региональных банков, предоставленных развивающимся странам. Доля кредитов МАБР составила 4552,9 млн долл., или 39%. АфБР вложил в развитие различных секторов экономики в 2002 г. 1586,9 млн долл., что составило 13,6% общего объема кредитов. Он участвовал в кредитовании 109 проектов. Наибольшее количество средств направлялось в такие сектора экономики, как сельское хозяйство, промышленность, транспорт и связь, энергетика, финансы, а также на развитие городов (муниципалитет), малого бизнеса. МАБР наибольшее количество средств — 1912,5 млн долл., 42% — вложил в муниципальное развитие и промышленность — 496,6 млн долл. (10,9%) общей суммы кредитных ресурсов 2002 г. АзБР наибольшее количество средств направил на развитие транспорта и связи — 1613 млн долл., что составляет 29,2% общего объема кредитов, на развитие энергетики — 928 млн долл. — 16,8% и развитие финансовой сферы — 865,1 млн долл. — 15,6% общего объема кредитных средств. АфБР располагает незначительным собственным капиталом, который не может удовлетворить потребности стран Африки в денежных средствах для финансирования даже самых неотложных программ. В этом плане деятельность АфБР зависит от того, насколько успешно Банку удается привлечь заемные средства. В 2002 г. АфБР основную часть средств — 335 млн долл. — направил на развитие финансовой сферы, что составило — 21,1 % общего объема кредитов Банка. В развитие малого бизнеса было инвестировано — 271,3 млн дол л. — 17,1 %, на нужды городского развития — 284,2 млн долл. — 17,9%, на развитие транспорта и связи — 220,4 млн долл. — 13,9% общего объема кредитных ресурсов Банка. 14* 212 Глава 3. Международные финансовые организации Анализ деятельности регионатьных банков развития показывает, что ежегодные объемы кредитования имеют устойчивую тенденцию к росту. Так, с 1,8 млрд долл. в 1969 г. они поднялись до 32,5 млрд долл. в 1999 г. Даже с учетом инфляции кредитный портфель банков за 30 лет возрос вдвое1. Но несмотря на это значимость региональных банков развития для мирового финансового рынка снижается. Кредиты и гранты банков развития в течение последних семи лет XX в. составили всего 2% общего объема средств, предоставленных развивающимся странам частным сектором. Если банки развития предоставили в течение этих семи лет развивающимся странам 18 млрд долл., то частные инвесторы — 1450 млрд долл. Таким образом, банки развития сегодня не являются доминирующим источником финансовых средств в своих регионах2. Так, успешное индустриальное развитие стран Азии стимулировало становление и рост масштабов финансовых рынков, которые становятся серьезными конкурентами региональным банкам в качестве источников финансирования. При условии получения такой же государственной гарантии возврата кредитов, какую имеют банки развития и МБРР, частные инвесторы будут кредитовать и проекты социальной направленности. В 90-е гг. региональные банки развития столкнулись с теми же проблемами, что и МБРР. Выросло недовольство стран-членов и их правительств работой банков развития: качеством проектов, их результативностью, системой целеполагания и методами оценки банками своей деятельности. По мнению специалистов, эти недостатки являются следствием заинтересованности банков в «движении денег». В Банках сформировался культ кредита. Анализ портфеля проектов Азиатского банка развития, проведенный консультативной комиссией Конгресса США, показал, что стремление работать на пользу стран-реципиентов было принесено в жертву «культуре одобрения проектов», нацеленной н достижение ежегодных плановых показателей объемов предоставления кредитных средств. Стремление кредитовать ради кредитования встроено в саму структуру банков развития. Внутренние бюджетные ресурсы, предназначенные для финансирования операционных расходов, направляются туда, где велики объемы кредитования, а не туда, где больше результативность проектов и где техническая помощь и передача знаний приоритетны перед объемами предоставленных ресурсов, т.е. характер деятельности банков противоречит заявленным целям. 1 http://www.adb.org, http://www.afdb.org, http://www.iadb.org. Annual Report 1999, 2 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США // Вопросы экономики. 3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 213 Вознаграждение сотрудников непосредственно связано не с объемом программ выполненных работ и не с тем, чего удалось достичь, а с объемом предоставленных кредитных средств. Цикл реализации проектов длительный. К тому моменту, когда становится возможным оценить его результаты, сотрудники, ответственные за выделение средств на эти проекты, часто уже получают повышение по службе и трудятся на других постах. Существование государственных гарантий погашения всех выданных банками кредитов освобождает их от риска потери своих финансовых средств независимо от того, были ли проекты успешны или оНи были провалены. В результате сотрудники банков не озабочены результативностью проектов, а сами банки — проблемой эффективного использования доверенных им средств. По оценке специалистов, членство в международных региональных банках развития становится весьма дорогостоящим делом для налогоплательщиков. Так, членство в группе Всемирного банка обходится его странам-участницам в 22 млрд долл. в год. Участие в АфБР — 1,76 млрд долл; в АзБР — 2,81 млрд долл; в МАБР — 2,78 млрд долл.1 Сложившееся положение дает специалистам основание считать, что банки развития не смогут ликвидировать бедность или снизить ее уровень без повышения результативности своей работы. Для решения проблемы повышения эффективности деятельности банков развития следует изменить политику кредитования, прекратить одалживание развивающимся странам финансовых средств. Подобный подход, не способствуя их развитию, увеличивает внешнюю задолженность. Более целесообразно предоставлять кредиты и оказывать техническую помощь для проведения структурных преобразований. Банки из крупномасштабных кредиторов должны стать источниками технического содействия, производителями общественных благ, организациями, содействующими притоку частных инвестиций в развивающиеся страны и развитию малого бизнеса. Обязанностью каждого банка развития должно стать обеспечение возможности достоверной оценки результатов собственной деятельности и повышение ее эффективности. Для решения социальных задач развивающихся стран специалисты рекомендуют, во-первых, пересмотреть критерии оценки повышения уровня жизни беднейших стран. В настоящее время уровень жизни оценивают по сумме предоставленных средств. Такой способ оценки в полной мере не отражает изменения уровня жизни. Более целесообразно оценивать изменения уровня жизни по таким критериям, как Отчет Консультативной комиссии Конгресса США. С. 71—72. 214 Глава 3. Международные финансовые организации процент неграмотного населения, доля вакцинированного населения, обеспеченность водой, электроэнергией и др. Во-вторых, более эффективным инструментом решения социальных задач являются не кредиты банков развития, а гранты, использование которых следует расширить. Комиссия Мелтцера, оценивая деятельность банков развития, пришла к выводу, что если банки не изменят своей природы, то их влияние на процесс развития станет ничтожным. Новую роль банки развития смогут обрести лишь при условии реформирования своей деятельности1. Идея создания нового регионального банка развития возникла в правительственных кругах государств Европы в связи с происходящими фундаментальными изменениями в политической и экономической жизни социалистических стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В 80-е гг. в социалистических странах рушится политическая система, возникают сложные проблемы: структурных преобразований, реформирования планово-административной экономики и перехода к рыночной модели экономики. Необходимость их решения осложняется глубоким экономическим кризисом, усилением социальной напряженности в бывших социалистических странах. Правительства развитых стран Европы, понимая необходимость поддержки и оказания финансовой помощи нарождающимся демократическим режимам, поддержали идею создания Европейского банка реконструкции и развития — ЕБРР (European Bank for Reconstruction and Development — EBRD), высказанную Президентом Франции Франсуа Миттераном в 1989 г. на заседании Европейского парламента. По замыслу создателей, ЕБРР должен был стать первым блоком институциональной инфраструктуры общеевропейского финансово-экономического сотрудничества, дополняющим международные усилия по решению проблем коренных преобразований в постсоциалистических странах, инструментом мобилизации международной поддержки, катализатором и партнером для деловых кругов стран с переходной экономикой2. ЕБРР стал первой межправительственной финансовой организацией, созданной после завершения периода напряженности, по образному выражению Ф. Мит- 1 Отчет Консультативной комиссии Конгресса США. С. 76. 2 Хсшевинская, Е. Д., Халевинский, А. И. Международные экономические организа 3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 215 терана, мостом между двумя половинами Европы, которые стремятся к сближению1. Соглашение об учреждении ЕБРР было подготовлено за короткий срок, практически в результате нескольких совещаний экспертов и трех встреч представителей стран-членов в Париже (15—16 января, 8—11 марта, 8—9 апреля 1990 г.). В совещаниях принимали участие представители государств Европейского сообщества, стран ЦВЕ, представители государств других регионов — Египта, Израиля, Корейской Республики, Марокко, а также организаций — Европейского экономического сообщества, Европейского инвестиционного банка и др. Заключительные переговоры состоялись в Париже 20 мая 1990 г. Как международная организация Европейский банк реконструкции и развития был учрежден 29 мая 1990 г. на основе Соглашения об учреждении ЕБРР между его членами — организациями и правительствами. Первое заседание Совета управляющих ЕБРР состоялась 16 апреля 1991 г. Штаб-квартира Банка находится в Лондоне. В настоящее время его членами являются 58 государств и две организации — Европейский инвестиционный банк и ЕС. Европейский банк реконструкции и развития — единственная международная кредитно-финансовая организация, членом и одним из создателей которой был СССР. Участие в ЕБРР Советского Союза означало возможность подключиться к системе международных финансовых организаций. Государство ощущало необходимость поддержки в области инвестирования и оказании технической помощи. Участие в ЕБРР СССР изменило к нему отношение развитых государств. Так, первый президент ЕБРР Жак Аттали высоко оценил значение СССР, отметив, что «без Советского Союза ЕБРР не имел бы никакого смысла, исключение России из Европы — «чистое безумие», которое приведет к войне». ЕБРР — межгосударственная структура принципиально нового типа. Она не имеет аналогов ни по целям и задачам, стоящим перед ней, ни по методам, ни по составу участников. Впервые в учредительных документах экономической организации была заявлена необходимость соблюдения политических требований организации при предоставлении с ее стороны экономической помощи. Впервые международная организация была создана не по инициативе США, а скорее даже вопреки их воле. Впервые в международный финансовый институт вошел СССР с долей 6% уставного капитала, прорвав тем самым изоляцию в системе международных финансовых организаций. 1 The New York Times. 1989. July 18. 216 Глава 3. Международные финансовые организации Новый Банк реконструкции и развития начал свою работу в условиях полного изменения геополитической обстановки в регионе его деятельности. Попытки реформирования странами своих экономик в таких масштабах нигде ранее не предпринимались, и ЕБРР не имел возможности опереться ни на опыт других международных финансовых организаций, ни на опыт правительств стран, трансформирующих свою экономику. Для преобразования централизованной административно-командной экономики стран Центральной и Восточной Европы и становления новой для них рыночной экономики требовались новые подходы. Экономические проблемы бывших коммунистических стран, как было отмечено на ежегодном заседании ЕБРР в 1993 г., постоянно находятся в центре внимания не только Банка, но и стран Запада, которые оказывают приоритетную поддержку в их преобразованиях1. ЕБРР отличается от существующих банков развития не только особенностью доступа к его финансовым средствам, который, как уже отмечалось, обусловлен как экономическими и политическими требованиями, так и своей целью, которая заключается в содействии переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также в развитии частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных принципам многопартийной демократии и рыночной экономики и проводящих их в жизнь2. ЕБРР отличается и составом членов. Членами ЕБРР кроме европейских стран являются две организации: Европейский инвестиционный банк, преемником которого в определенном смысле он является, и Европейское экономическое сообщество, ныне Европейский союз. Для достижения поставленной цели по содействию перехода стран Центральной и Восточной Европы к открытой рыночной экономике и по развитию частной и предпринимательской инициативы ЕБРР оказывает помощь в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию и разгосударствление (приватизацию). Подобные меры должны помочь экономике стран ЦВЕ включиться в мировое хозяйство путем: • содействия, через частных или иных заинтересованных инвесто • мобилизации внутреннего и иностранного капитала, а также 1 Компас. 1993. № 85. С. 27-32. 2 Agreement Establishing the European Bank for Reconstruction and Development. 3.4. Региональные кредитно-финансовые институты 217 • содействия продуктивным инвестициям, включая инвестиции в сферу услуг, финансов, и в соответствующую инфраструктуру, когда это необходимо для поддержки частной и предпринимательской инициативы, способствующей созданию конкурентной среды, повышению производительности и условий труда и уровня жизни; • оказания технического содействия в подготовке, финансировании и осуществлении соответствующих проектов, как отдельных, так и в рамках специальных инвестиционных программ; • стимулирования создания и развития рынков капитала;
• поддержки обоснованных и экономически жизнеспособных проектов; • содействия экологически здоровому и устойчивому развитию стран. При выполнении указанных функций ЕБРР работает в тесном сотрудничестве со всеми своими странами-членами, а также с МВФ, МБРР, ОЭСР и ООН с ее специализированными институтами. ЕБРР нацелен на развитие экономики стран региона и это роднит его с другими региональными банками развития. Схожи также и функции: предоставление займов, консультационная помощь, осуществление инвестирования в страны-члены, гарантирование кредитов, повышение уровня жизни, а также содействие ускоренному развитию стран-членов, оказание помощи в углублении и расширении региональных интеграционных процессов и т.д. ЕБРР имеет в определенном смысле сходную с АфБР, АзБР и МАБР структуру. В рамках ЕБРР созданы и действуют следующие специальные инвестиционные фонды и фонды технического содействия: • Балтийский специальный инвестиционный фонд и Балтийский специальный фонд технического содействия. Они предназначены содействовать развитию частного сектора, оказывая поддержку малому и среднему предпринимательству (МСП) Латвии, Литвы и Эстонии; • Специальный инвестиционный фонд для малых предприятий России и Специальный фонд технического сотрудничества для малых предприятий России — предназначены содействовать развитию частных малых предприятий Российской Федерации; • Специальный инвестиционный фонд для микропредприятий Молдовы — предназначен содействовать развитию малого бизнеса Республики Молдова. В результате успешного завершения своей деятельности в 2002 г. фонд был упразднен; • Специальный инвестиционный фонд для финансовых посредников — предназначен оказывать поддержку финансовым посредникам в странах ЕБРР; 218 Глава 3. Международные финансовые организации • Специальный инвестиционный фонд Италии — предназначен содействовать модернизации, структурной реорганизации, расширению и развитию МСП; ■ • Специальный фонд финансирования малых и средних предприятий —предназначен содействовать решению проблем финансирования МСП Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Чешской Республики и Эстонии; • Специальный фонд для Балканского региона предназначен содействовать реконструкции экономики Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, бывшей Югославской Республики Македония, Румынии, Союзной Республики Югославии и Хорватии; • Специальный фонд технического сотрудничества ЕБРР — предназначен для целей финансирования проектов технического сотрудничества в странах операций ЕБРР; • Специальный фонд ЕБРР для МСП — предназначен содействовать развитию малого и среднего бизнеса Албании, Болгарии, Боснии и Герцеговины, бывшей Югославской Республики Македония, Румынии, Союзной Республики Югославии и Хорватии; •• Специальный фонд распределения рисков для Центральной Азии — предназначен для целей распределения рисков, связанных с функционированием кредитных линий для МСП, программ микрофинансирования и содействия развитию торговли, а также механизма прямого инвестирования в Кыргызской Республике, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане1.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |