Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Метод репертуарных решеток




Метод репертуарных решеток

 

Среди методов когнитивной психологии - науки, изучающей то, как человек по­знает и воспринимает мир, других людей и самого себя, как формируется целост­ная система представлений и отношений конкретного человека, особое место за­нимает такой метод личностной психодиагностики, как метод репертуарных ре­шеток («repertory grid»).

Впервые метод был сформулирован автором теории личностных конструктов Джорджем Келли в 1955 г. Чем шире набор личностных конструктов у субъекта, тем более многомерным, дифференцированным является образ мира, человека, других явлений и предметов, то есть тем выше его когнитивная сложность [Гаврилова, 1988].

Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования или бесе­ды. Столбцу матрицы соответствует определенная группа объектов, или, иначе, элементов. В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отно­шения, звуки, цвета - все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты - биполярные признаки, параметры, шкалы, альтернативные противоположные отношения или способы поведения.

Конструкты либо задаются исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. Вводя понятие конст­рукта, Келли объединяет две функции: функцию обобщения (установления сходства) и функцию противопоставления. Он предлагает несколько определе­ний понятия «конструкт». Одно из них:

Конструкт - это некоторый признак или свойство, по которому два или несколько объек­тов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов.

 

Например, выделение из трех предметов «диван, кресло, стул» двух «диван и кресло» выявляет конструкт «мягкость мебели». Келли в своих работах подчер­кивает биполярность конструктов. Он считает, что, утверждая что-нибудь, мы всегда одновременно что-то отрицаем. Именно биполярность конструктов делает возможным построение репертуарной решетки. Например, север - юг - это ре­ферентная ось: элементы, которые в одном контексте являются «севером», в дру­гом становятся «югом»

Возможности конструкта ограничены. Они могут быть применены только к неко­торым объектам. Это нашло свое отражение в понятии «диапазона пригодности» конструкта. Английские психологи Франселла и Баннистер [Франселла, Баннистер, 1987] считают правило «диапазона пригодности» отличительной чертой техники репертуарных решеток. Под диапазоном пригодности можно понимать область представлений человека о мире, понятия которой можно соотнести с конкретной референтной осью выделяемого конструкта. Психологически осмыс­ленный результат получится только в том случае, если элементы, используемые в репертуарной решетке, будут попадать в «диапазон пригодности» конструктов испытуемого.

Конструкты - не изолированные образования. Они взаимодействуют друг с дру­гом, причем характер этого взаимодействия не случаен, а носит целостный сис­темный характер.

В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каж­дый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам.

Определение репертуарная означает, что элементы выбираются по определен­ным правилам так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогично репертуа­ру ролей в пьесе. Предполагается, что, изменяя репертуар элементов, можно «на­страивать» методики на выявление конструктов разных уровней общности и от­носящихся к разным системам.

При переводе с английского языка термин матрица не используется, поскольку репертуарная решетка не всегда является матрицей в строгом смысле этого тер­мина: в ней на пересечении строк и столбцов не обязательно стоят числа, не все­гда выдерживается прямоугольный формат, строки могут быть разной длины.

Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций, репертуара ролей, на место которых каждый конкретный человек мысленно подставляет своихзнакомых людей или конкретные предметы, если в качестве элементов заданы названия предметов.

По всей видимости, репертуарные решетки лучше считать специфической разновидностью структурированного интервью. Обычно мы исследуем систему конст­руктов другого человека в ходе разговора с ним. В процессе беседы мы постепенно начинаем понимать, как он видит мир, что с чем связано, что из чего следует, что для чего важно, а что нет, как он оценивает других людей, события и ситуации.

Решетка формализует этот процесс и дает математическое обоснование связей между конструктами данного человека, позволяет более детально изучить от­дельные подсистемы конструктов, подметить индивидуальное, специфическое в структуре и содержании мировоззрения человека.

Важное положение техники репертуарных решеток: ориентация на выявление собственных конструктов испытуемого, а не навязывание их ему извне.

Гибкость и эффективность репертуарных решеток, качество и количество полу­чаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга задач. Методики этого типа используются в различных областях практической деятель­ности: в педагогике и социологии, в медицине, рекламе и дизайне. Репертуарные решетки оказались методом, идеально приспособленным для реализации в виде диалоговых программ на компьютере, что также способствовало их широкому распространению. Достоинства и преимущества данного метода полностью рас­крываются тогда, когда есть возможность, проведя исследование, быстро обрабо­тать результаты и проанализировать их с тем, чтобы уже при следующей встрече с испытуемым можно было уточнить и проверить возникшие предположения, со­ставить и провести репертуарную решетку другого типа, а если это необходимо, и дополнить прежнюю, изменив репертуар элементов или выборку конструктов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.